Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

СУДЬБА КОРИГОТА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

  (Написано в соавторстве с М. Х. Пшуковым. Астамрей. Фотогафии сделаны в окрестностях Астемирово)

   Эта история, случившаяся в первой половине XIX века в ауле Астемирово (Малая Кабарда), легла в основу сразу двух литературных произведений: пьесы Пшикана Шекихачева и Джансоха Налоева «КIуэрыгъуэт» («Коригот») и повести Владимира Бесланеева «Тайна долины Заманкула».


    Пшикан Шекихачев (1889-1939) – кабардинский поэт, драматург, зачинатель адыгской драматургии, чья судьба и сегодня вызывает сочувствие. 10 лет (1925-1935) состоявший в рядах ВКП(б) и исключенный из партии по причине того, что до революции учился в медресе, из которого он, кстати, был выгнан за богохульство и приговорен верховным кадием к битью камнями у позорного столба. Шекихачев восторженно встретил революцию: вступил в отряд Бетала Калмыкова, активно агитировал за новую власть, став своего рода «большевистским муллой». В его активе и перевод на кабардинский язык «Манифеста коммунистической партии», стихи о новой жизни, в том числе призывы активно вступать в колхозы. По искренней вере и преданности и награда: арест и смерть в застенках НКВД. Причем арест этот состоялся на следующий день (3 января 1937 года) после триумфальной постановки второй редакции «Коригота».

Редакцию эту (драма была переделана в трехактную трагедию) осуществил Джансох Налоев (1905-1937), придавший пьесе динамичность и психологизм. Судьба Джансоха – писателя, стоявшего у истоков кабардинской советской прозы, не менее трагична. Организатор и руководитель Союза писателей Кабардино-Балкарии, делегат I всесоюзного съезда писателей, он был обвинен в «участии в контрреволюционной троцкисто-зиновьевской террористической организации» и расстрелян.
Но вернемся к пьесе «КIуэрыгъуэт». Содержание ее достаточно просто. У унаута (крепостного) Коригота есть сестра Гуашахоф, которая любит унаута Мажида. Коригот обращается к княгине Астемировой за разрешением выдать сестру замуж за его друга Мажида. Но та в ответ предлагает ему самому взять …в жены Гуашахоф. Услышав это, Коригот в ярости убивает княгиню, князь расправляется с ним, а крестьяне, в свою очередь, с князем.
Вот такая история об отношении хозяев и слуг, которая в какой-то мере привычна для того времени и тем не менее вызывает вопросы. Прежде всего. своей жестокостью: убийства, откровенное неповиновение в данном случае не совсем обычная реакция на бытовой по сути конфликт.
Следовательно, у данной истории есть какая-то неизвестная нам сторона. Да, есть и весьма необычная. Летом 1842 года группа наездников из села Астемирова возвращались из похода – зэкlуэ. На правом берегу реки Сунжа они обратили внимание на детей, копошащихся под грушевым деревом. Подъехали ближе и слезы навернулись на глаза воинов: двое малолеток – мальчик и девочка лет пяти-семи пытались разбудить мать, которая не подавала признаков жизни. Наездники решили похоронить женщину под грушей, а детей забрать с собой, чтобы в селении решить их судьбу.
Пока мужчины кинжалами копали могилу, дети, испуганно прижавшись друг к другу, молчали. Но когда женщину положили в могилу и стали засыпать землей, они подняли страшный крик, кинулись в могилу и прижались к матери. Детей с трудом оттащили, отвезли в село, где их взяла в свою семью Суратхан – сноха основателя села Гудаберда Астемирова. Суратхан дала мальчику имя Коригот, а девочке Аслижан. Воспитывать их поручила унаутке Лях (Лаху).
Многие из тех всадников, что нашли детей, считали своим негласным долгом присматривать за ними, оказывали посильную помощь. Именно поэтому предложение княгини Астемировой вызвало негодование людей, вылившееся в убийство князя и поджог хозяйского подворья
Историю, случившуюся в ауле Астемирово, положил в основу своей повести «Тайна долины Заманкула» и журналист, редактор газеты «Терек» Владимир Бесланеев. Он предваряет ее такой преамбулой: «События, о которых говорится в этой исторической повести, происходили в 40-60-х годах XIX века в селении Астемирово. Речь идет о молодом и храбром унауте (слуге) Едыга Астемирова по имени Куаргот, убитом царскими солдатами в долине Заманкула. У подножья хребта в долине речки Заманкул есть поле, которое ежегодно засевается тружениками селения Верхний Акбаш. Эта долина с 60-х годов XIX столетия называется долиной захоронения Куаргота (КIуэргъуэт и кхъэ лъэгу)».
В именах героев и географических названиях пьесы и повести имеются расхождения и это объяснимо – перед нами художественные произведения, авторы которых имеют право на вымысел. Правда, не всегда понятно, чем этот вымысел вызван. Поэтому проведем сравнительный анализ литературных героев и событий с реальными.


В пьесе Ж. Налоева и П. Шекихачева девочку зовут Гушехаф, а не Аслижан. А госпожу-хозяйку дети звали «Астемырхэ я гуащэ» – Жаннэху. Она жена Едика Астемирова. В реальности в 1866-67 годах Астемирово находилось на правом берегу р. Заманкул. Место это до сих пор называют Хэкуыжь. Старшиной после Гудаберда был Хакяша Астемиров. Именно в 1867 году его и убили.
По версии В. Бесланеева друзья Коригота Мси и Нашхо решили женить его. В пьесе Мажид, друг Коригота, решил жениться на сестре Аслижан – Гуащахоф. Друзей Коригота зовут Машыкъуэ и Тlутl.
Согласно повести Мси и Нашхо вызвались сходить с Гуаще за разрешением на женитьбу друга. На что получили ответ: «Пускай жениться на сестре!». В пьесе же сам Коригот пошел к Гуаще просит разрешения выдать замуж за своего друга Мажида сестру Гуащахоф – Аслижан. Ответ был таков: «Холопов ни женить, ни выдавать замуж не за чем. Это не ваше дело. Я сама решу. И ты можешь быть ей мужем. Любая из унаутов может стать женой».
И в пьесе, и в повести решение Коригота одно: убить княгиню. Но если в пьесе он, получив оружие как главный табунщик Астемировых, застрелил княгину из винтовки во дворе, то в повести снял винтовку со стены в доме Едика Астемирова и застрелил Гуаще в комнате.
В пьесе Коригота убили уздени Астемирова, что, как свидетельствовали старожилы села, так и было. Называлис при этом и имена убийц – Алимурза, Пщыхуоф, Ботокъуэ. Присутствовал Жамырза – сельский мулла, который, кстати, отказался не только выполнить обряд захоронения, но не позволил даже занести тело на кладбище. Поэтому товарищи Коригота похоронили его в низине, вблизи кладбища. Низина эта с того времени так и называется – Кlургъуэт и къхъэ лъэгу.
Теперь о местности, где разворачивались вышеизложенные события. В сороковых годах XIX века селение Астемирово находилось на правом берегу реки Курп. В 1825 году в переписи Якуба Шарданова указано: «Аул Гудаберда Астемирова находится там, в числе других 3-4 деревень. Там же аул Ф. Черкасского».
Когда состоялось переселение с реки Сунжа неизвестно, но можно предположить, что толчком к обособлению села Астемирово послужил переезд князя Кургоко Кончокина в урочище Моздок в 1766 году. Ведь на карте С. Чичагова, датированной 1744 годом, не отмечена деревня с таким названием. Вероятно, не все подвластные Кончокина захотели принять христианство и переселиться в Моздок или под Моздок, оставаясь при этом подвластными князьям.
Одно из последних вынужденных переселений произошло в период реформы в 1853-1863 годах. Именно тогда Астемировы выбрали местом для поселения правый берег речки Заманкул, примерно в двух километрах от леса. Место это и сейчас носит названия Хакуж (Хэкуыжь). Севернее (после балки) сохранилось сельское кладбище, которое называется Шытх, что переводится как спина лошади.
Река Заманкул вытекает из озера на вершине хребта, которое местные жители называют Мэзыщхьэ Шэд. Обе речки – Черная и Заманкул – вытекают из лесного болота, расположенного на вершине хребта и там же в лесу сливаются в один поток. В дождливую погоду река набирает силу. Именно этим, вероятно, объясняется высота каньона, по которому она протекает – 30 и более метров. На правом берегу имеется возвышенность, внешним видом напоминающая рукотворный курган.. О том, что этот курган насыпной, свидетельствует ров глубиной от 4 до 5 метров и многочисленные черепки глиняной посуды. Высотка имеет свое название – «Iyaщхьэтlыхь», то есть обкопанная.
Шытх (спина лошади) тянется от леса; на его границе (там, где начинаются пахотные земли) имеется низина, носящая название Кlургъуэт и кхъэ лъэгу (кладбище Коригот). Но памятника там никогда не было, а поэтому неизвестно, где находится само место захоронения. Хотя (мы уже об этом говорили) на верхушке гребня (в самом его конце) находится сельское кладбище.
Сам Сунженский хребет тянется от Эльхотовского перешейка и далее на восток. Его северная сторона более лесистая, а южная сторона – менее. На этой, южной, стороне хребта и сейчас находится село Бердыево, где Коригот прятал свою сестру. На востоке хребта (там, где кончается лесной покров) и чуть севернее находится знаменитые Курпские высоты, где шли тяжелейшие бои в годы Великой Отечественной войне.
Давным-давно завершилась жизненная судьба Коригота, но память о его короткой жизни хранит ложбина

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment