Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ВАЯТЕЛЬ, ПОДАРИВШИЙ НАЛЬЧИКУ «ТАНЦУЮЩУЮ ПАРУ»

   Часть вторая

   Тем не менее через какое-то время мы нашли еще одно подтверждение, что в истории Кабардино-Балкарии человек по фамилии Лезвиев все-таки был. В октябре 1936 года в Нальчик, на празднование 15-летия Кабардино-Балкарской автономной области, приехали отдыхавшие на Кавказских минеральных водах писатели Корней Чуковский и Самуил Маршак. Первый из них вел дневник, который впоследствии вошел в полное собрание сочинений автора «Мойдодыра». И вот какая запись опубликована в тринадцатом томе: «1936. 6/XI. Видел в Нальчике будущий «Дом Пионера». Очень понравились барельефы художника Михаила Лезвиева, который, говорят, из цыган».
Сошлись фамилия, национальность, профессия, а значит, перед нами один и тот же человек. А впоследствии на одном из сайтов художников нам удалось обнаружить и более расширенные сведения.


    Вот они, дополняющие те, что приведены в «Книге памяти жертв политических репрессий»: «Лезвиев Михаил Васильевич (Водопьян Дмитрий Алексеевич ) – скульптор и художник, родился в 1895 году в городе Берёза-Картузская Брестской области Белоруссии в бедной крестьянской семье, в которой было семеро детей – 4 брата и 3 сестры.
Учился в церковно-приходской школе. В юности проявил художественную одарённость, увлекался рисованием и лепкой. После революции становится студентом Киевской Академии художеств, которую успешно оканчивает по двум специальностям – скульптор и художник.

Позднее становится членом Союза художников. Из Москвы направляется на работу в республику (на тот момент область – авт.) Кабардино-Балкария. В городе Нальчике им было получено несколько заказов для Музея народов СССР (в Москве), для музея в г. Ростове. Также им был оформлен кинотеатр «Октябрьский» в Нальчике скульптурной группой «Танцующие кабардинец и кабардинка». Для музея в Москве им также были выполнены работы на тему из колхозного быта.
Состоял в браке с художницей Антониной Ивановой, с которой они вместе выполнили ряд композиций».
Напомнив, что кинотеатр «Октябрьский» это и есть нынешняя «Победа», получившая свое новое название после Великой Отечественной войны, обратим внимание на последнюю строчку биографии: о браке Михаила Лезвиева и совместной работе с супругой.
И вот какая информация об этой женщине нам сегодня доступна:
«Иванова Антонина Николаевна (1893–1972) родилась в с. Каргалык Киевской губернии, умерла в Москве.
Из автобиографии (1949, Архив МОСХ, оп, 1, д. 423) известно, что, вернувшись из Петрограда (где ей в 1918 повезло быть экспонентом «Мира искусства») в Киев, преподавала рисование в сельской школе и училась в Украинской Академии искусств у М. Л. Бойчука.
В 1923 уехала в Москву поступать во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские – авт.), но не была принята. Устроилась в контору «Мосэкуст» (по экспорту кустарно-художественных изделий) расписывать деревянные богородские игрушки.
За декоративную композицию на Международной выставке в Париже (1925) «получила право на золотую медаль», но была награждена серебряной.
В конце 20-х работала в секторе по изучению народного искусства ГАХН (Государственная академия художественных наук – авт.). Член АРИУ (Ассоциация революционного искусства Украины – творческое объединение художников УССР, созданное в 1925 году – авт.).
Совместно с супругом М. И. Лезвиевым в 1935 году сделала ансамбль росписей в педагогическом институте Нальчика».


К сожалению, где располагались эти самые росписи, нам выяснить не удалось. Правда, на втором этаже главного корпуса КБГУ имеется оригинальная лепнина, которой, как известно, Михаил Лезвиев и Антонина Иванова также увлекались, но она ли вышла из-под их рук, теперь не узнать. Зато можно предположить, что барельефы в смотровых залах кинотеатра «Октябрьский», нынешней «Победы» выполнены супругами. Предположение это основано на том, что мастеров подобного уровня в Кабардино-Балкарии в тех годах просто-напросто не было.
Тогда же, в 1935 году, прошли две персональные выставки Антонины Ивановой в Москве – в клубах им. Зуева и Трехгорной мануфактуры. «Расписанные ею шелковые платки и фарфор, эскизы фресок, темперы и скульптура, словом, все те области творчества, в которых она работала потом 30 лет, обреченная на неподвижность давней прогрессирующей болезнью, – знак поразительной творческой энергии. Из автобиографии: «Сейчас, сидя в постели (не могу встать на ноги), я учу своему опыту всех желающих у меня что-либо узнать в порядке общественной работы».
Имеется перечень выставок, в которых принимала участие Антонина Иванова; исследования, в которых рассматривается и ее творчество. По Михаилу Лезвиеву такой литературы нет, но сохранился список выставок, в которых он принимал участие. Среди них:
1930. Москва: выставка приобретений государственной комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1928—1929 гг.
1934. Москва: выставка начинающих молодых художников г. Москвы.
1935. Пятигорск. Первая Северо-Кавказская краевая выставка изобразительных искусств.
А теперь пришло время узнать, что же такое инкриминировали Михаилу Лезвиеву и почему у этого человека две разные биографии.
Нам предоставили возможность ознакомиться с делом скульптора. Выяснилось, что Михаил Лезвиев после приезда в Нальчик в 1934 году, арестовывался дважды. Первый раз – 12 декабря 1934 года по статье 58-10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой – лишение свободы на срок не ниже шести месяцев). В момент ареста он работал художником-оформителем в Ленинском учебном городке (ЛУГе), проживал вместе с супругой Антониной Ивановой в общежитии ЛУГа. Супруги были заняты подготовкой выставки к 8 марта.

Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments