viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ВАЯТЕЛЬ, ПОДАРИВШИЙ НАЛЬЧИКУ «ТАНЦУЮЩУЮ ПАРУ»

   Часть вторая

   Тем не менее через какое-то время мы нашли еще одно подтверждение, что в истории Кабардино-Балкарии человек по фамилии Лезвиев все-таки был. В октябре 1936 года в Нальчик, на празднование 15-летия Кабардино-Балкарской автономной области, приехали отдыхавшие на Кавказских минеральных водах писатели Корней Чуковский и Самуил Маршак. Первый из них вел дневник, который впоследствии вошел в полное собрание сочинений автора «Мойдодыра». И вот какая запись опубликована в тринадцатом томе: «1936. 6/XI. Видел в Нальчике будущий «Дом Пионера». Очень понравились барельефы художника Михаила Лезвиева, который, говорят, из цыган».
Сошлись фамилия, национальность, профессия, а значит, перед нами один и тот же человек. А впоследствии на одном из сайтов художников нам удалось обнаружить и более расширенные сведения.


    Вот они, дополняющие те, что приведены в «Книге памяти жертв политических репрессий»: «Лезвиев Михаил Васильевич (Водопьян Дмитрий Алексеевич ) – скульптор и художник, родился в 1895 году в городе Берёза-Картузская Брестской области Белоруссии в бедной крестьянской семье, в которой было семеро детей – 4 брата и 3 сестры.
Учился в церковно-приходской школе. В юности проявил художественную одарённость, увлекался рисованием и лепкой. После революции становится студентом Киевской Академии художеств, которую успешно оканчивает по двум специальностям – скульптор и художник.

Позднее становится членом Союза художников. Из Москвы направляется на работу в республику (на тот момент область – авт.) Кабардино-Балкария. В городе Нальчике им было получено несколько заказов для Музея народов СССР (в Москве), для музея в г. Ростове. Также им был оформлен кинотеатр «Октябрьский» в Нальчике скульптурной группой «Танцующие кабардинец и кабардинка». Для музея в Москве им также были выполнены работы на тему из колхозного быта.
Состоял в браке с художницей Антониной Ивановой, с которой они вместе выполнили ряд композиций».
Напомнив, что кинотеатр «Октябрьский» это и есть нынешняя «Победа», получившая свое новое название после Великой Отечественной войны, обратим внимание на последнюю строчку биографии: о браке Михаила Лезвиева и совместной работе с супругой.
И вот какая информация об этой женщине нам сегодня доступна:
«Иванова Антонина Николаевна (1893–1972) родилась в с. Каргалык Киевской губернии, умерла в Москве.
Из автобиографии (1949, Архив МОСХ, оп, 1, д. 423) известно, что, вернувшись из Петрограда (где ей в 1918 повезло быть экспонентом «Мира искусства») в Киев, преподавала рисование в сельской школе и училась в Украинской Академии искусств у М. Л. Бойчука.
В 1923 уехала в Москву поступать во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские – авт.), но не была принята. Устроилась в контору «Мосэкуст» (по экспорту кустарно-художественных изделий) расписывать деревянные богородские игрушки.
За декоративную композицию на Международной выставке в Париже (1925) «получила право на золотую медаль», но была награждена серебряной.
В конце 20-х работала в секторе по изучению народного искусства ГАХН (Государственная академия художественных наук – авт.). Член АРИУ (Ассоциация революционного искусства Украины – творческое объединение художников УССР, созданное в 1925 году – авт.).
Совместно с супругом М. И. Лезвиевым в 1935 году сделала ансамбль росписей в педагогическом институте Нальчика».


К сожалению, где располагались эти самые росписи, нам выяснить не удалось. Правда, на втором этаже главного корпуса КБГУ имеется оригинальная лепнина, которой, как известно, Михаил Лезвиев и Антонина Иванова также увлекались, но она ли вышла из-под их рук, теперь не узнать. Зато можно предположить, что барельефы в смотровых залах кинотеатра «Октябрьский», нынешней «Победы» выполнены супругами. Предположение это основано на том, что мастеров подобного уровня в Кабардино-Балкарии в тех годах просто-напросто не было.
Тогда же, в 1935 году, прошли две персональные выставки Антонины Ивановой в Москве – в клубах им. Зуева и Трехгорной мануфактуры. «Расписанные ею шелковые платки и фарфор, эскизы фресок, темперы и скульптура, словом, все те области творчества, в которых она работала потом 30 лет, обреченная на неподвижность давней прогрессирующей болезнью, – знак поразительной творческой энергии. Из автобиографии: «Сейчас, сидя в постели (не могу встать на ноги), я учу своему опыту всех желающих у меня что-либо узнать в порядке общественной работы».
Имеется перечень выставок, в которых принимала участие Антонина Иванова; исследования, в которых рассматривается и ее творчество. По Михаилу Лезвиеву такой литературы нет, но сохранился список выставок, в которых он принимал участие. Среди них:
1930. Москва: выставка приобретений государственной комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1928—1929 гг.
1934. Москва: выставка начинающих молодых художников г. Москвы.
1935. Пятигорск. Первая Северо-Кавказская краевая выставка изобразительных искусств.
А теперь пришло время узнать, что же такое инкриминировали Михаилу Лезвиеву и почему у этого человека две разные биографии.
Нам предоставили возможность ознакомиться с делом скульптора. Выяснилось, что Михаил Лезвиев после приезда в Нальчик в 1934 году, арестовывался дважды. Первый раз – 12 декабря 1934 года по статье 58-10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой – лишение свободы на срок не ниже шести месяцев). В момент ареста он работал художником-оформителем в Ленинском учебном городке (ЛУГе), проживал вместе с супругой Антониной Ивановой в общежитии ЛУГа. Супруги были заняты подготовкой выставки к 8 марта.

Продолжение следует


?

Log in

No account? Create an account