Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ВАЯТЕЛЬ, ПОДАРИВШИЙ НАЛЬЧИКУ «ТАНЦУЮЩУЮ ПАРУ»

   Часть первая
    Имя этого человека неизвестно никому из ныне живущих нальчан. Более того, вы не найдете его и в документальных источниках – научных исследованиях, архивных материалах; не упоминается носитель его и в воспоминаниях современников. Оно, имя, просто вычеркнуто из истории, хотя с работой этого мастера в той или иной мере знакомы практически все жители Кабардино-Балкарии – скульптурный ансамбль «Танцующая пара, установленный на аттике (аттик – декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом) кинотеатра «Победа», стал одним из символов нашего города, растиражирован великое множество раз. Именно он возникает перед глазами, когда горожане вспоминают о родном, любимом и неповторимом для каждого Нальчике.
    Как же так случилось, что имя автора знаменитой скульптурной группы кануло в небытие, что уже через несколько лет после того, как его герои вознеслись над улицей Кабардинской и всем городом, о нем забыли?
    Это очень печальная, нет – трагическая история, которую мы и поведаем сегодня.



    Но начнем с общепринятого. В книге Ж. М. Аппаевой «Монументальная скульптура Кабардино-Балкарии» (2015) читаем: «Нарядный, праздничный облик столичного кинотеатра «Победа»… (Далее автор уточняет в скобках, что изначально он именовался «Зимним», но это неверно – кинотеатр при открытии получил название «Октябрьский», а «зимним» его называли в обиходе жители, в отличие от летнего, открытого, располагавшегося в те годы на месте нынешнего Танцевального зала) …в 1936 году дополнила замечательная скульптурная группа «Танцующая пара», принадлежащая резцу ваятеля Василенко.

Моделями для нее послужили блистательные танцовщики Кабардино-Балкарского ансамбля песни и пляски Жануся и Аслангери Аталиковы. Установленная на аттике кинотеатра монументально-декоративная композиция заметно усилила образное звучание архитектурного сооружения, сделала его более зрелищным».
Впервые этот текст был напечатан под заголовком «Танцующая пластика» в газете «Кабардино-Балкарская правда» (2011, 2 сентября). Но и в нем никакой иной информации о скульпторе, помимо фамилии, не приводится.
Так кто же такой Василенко, как оказался в Кабардино-Балкарии? Наши поиски человека, причастного к миру искусства и носящего такую фамилию, ни к чему не привели. Получалось, что кроме означенной работы в его творческом багаже ничего не осталось. И такое, конечно, в жизни бывает, но верно ли это утверждение в нашем случае? Ведь та же Ж. М. Аппаева об интересующей нас скульптуре восторженно пишет: «Замысел зодчего передать часть образной и тематической нагрузки на фасадную пластику увенчался успехом. «Танцующая пара» уже издали привлекает к себе внимание, организуя вокруг себя все пространство улицы Кабардинской. Именно скульптурная группа в первую очередь попадает в поле зрения прохожих, она прекрасно «читается» с ближних и дальних расстояний и одинаково эффектно смотрится с любой точки зрения. У нее большая зона эмоционального, эстетического воздействия на зрителя, поскольку скульптор Василенко умело использовал законы восприятия на всем протяжении маршрута, ведущего к кинотеатру».
Но ведь не было такого скульптора Василенко, а если он и был, то никакого отношения к «Танцующей паре» не имеет. Откуда же взялась эта фамилия? Предполагаем, что из воспоминаний Жануси Аталиковой, одной из первых солисток ансамбля «Кабардинка», опубликованных в 2000 году в периодическом издании «Газета Юга» (№ 13): «В 1935 или 1936 году нас с Аслангери, одетых в национальную одежду, возили на линейке в домик в районе Затишья, где мы позировали скульпторам. Их фамилии – Василенко и Молодоженин. Затем фигуры поставили на крышу кинотеатра».


Жануся называет две фамилии. И вторая действительно подразумевает реального человека, причастного к созданию данной скульптурной композиции, который (двадцатилетний нальчанин Леонид Молодоженин) был послан вторым секретарем Кабардино-Балкарского обкома партии М. И. Звонцовым в помощь московскому скульптору (см. «Газету Юга» от 6 апреля с.г.). А вот первая, как мы уже сказали, никаких ассоциаций не вызывает. А следовательно, знаменитая танцовщица ошиблась – ее скорее всего подвела память. Мы говорим об этом с уверенностью, потому что знаем, кто лепил скульптуры с ведущих солистов ансамбля «Кабардинка» в 1935 году. Причем на это имеются не частные воспоминания, а документальные источники.
Имя, отчество и фамилия этого человека (вернее будет сказать – те, под которым он создавал свои произведения) Лезвиев (ударение на первом слоге; от слова лезвие) Михаил Васильевич. А настоящие – Водопьян Дмитрий Алексеевич. Да, это не два разных человека, а один; почему с ним случилась такая трансформация (стоившая, к слову, жизни!) мы и расскажем.
Поиск этот был долгим, непростым, и порой приходило ощущение, что он ни к чему не приведет. Но в какой-то момент, благодаря провидению, все фрагменты человеческой мозаики сложились и судьба большого мастера, волею судьбы оказавшегося в наших краях и нашедшего здесь последний приют, предстала перед нами во всем своем трагическом величии.
…На этого человека мы обратили внимание почти десять лет назад, готовя к печати «Книгу памяти жертв политических репрессий. Кабардино-Балкария. 1920-1941». Редактируя том, обратили внимание, что один участник проходит под двумя фамилиями: Водопьян Дмитрий Алексеевич (он же Лезвиев Михаил Васильевич). Как подобное может быть, поинтересовались у Нины Кафоевой – не просто причастной к сбору материала для мартиролога, а положившей на это свою жизнь. Получили ответ: «Так в деле, а с самим делом ознакомиться не представляется возможным».
Но помимо двойных ФИО, еще одна деталь обращала на себя внимание: профессия репрессированного – «самоучка – художник, скульптор». Единственный случай, когда в указании деятельности одной из более пяти с лишним тысяч жертв государственного политического террора в КБР встретилась такая формулировка.
А вот и вся приводимая информация: «Родился в 1895 г., с. Картуз-Березовка, Гродненской губернии, цыган, из цыган-кочевников, малограмотный, образование низшее, самоучка – художник, скульптор. Жил в г. Нальчике.
Арестован 8 октября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации среди знакомых. Постановлением Тройки НКВД КБАССР от 19 ноября 1937 г. приговорен к ВМН (расстрелу). Расстрелян 20 ноября 1937 г.
Реабилитирован 11 апреля 1961 г. Определением Военного Трибунала Закавказского военного округа. АУД № 3821-П».
Все, другой информации не приводится. Помнится, мы тогда сделали попытки узнать хотя бы что-нибудь об этом человеке, но не нашли абсолютно ничего: в Национальном архиве КБР данные на людей по фамилии Лезвиев или Водопьян отсутствовали. Старейший специалист республики Евгения Сергеевна Тютюнина, отдавшая архивам более тридцати лет жизни, сказала, что ни в одном из документов, с которыми она работала, такие фамилии не встречаются.

Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments