Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

НАЛЬЧАНИН ЛЕО МОЛ – КАНАДСКИЙ СКУЛЬПТОР УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

   Часть третья, заключительная
    Когда же именно это произошло? Маргарет, супруга художника, с которой впоследствии переписывалась Н. Емельяненко, сообщила ей такую деталь: когда в Нальчик из Москвы были эвакуированы знаменитые актеры, режиссеры, композиторы, художники, Молодоженин работал в одном помещении с композитором Сергеем Прокофьевым (1891-1953). За это время скульптор успел создать бюсты актеров театра и кино Михаила Тарханова (1877-1948) и Варвары Масалитиновой (1878-1945), гравёра и живописца Ивана Павлова (1872-1951). Если вспомнить, что выдающиеся деятели культуры страны находились в Нальчике с лета по позднюю осень 1941 года, то станет ясно, что Леонид Молодоженин действительно не попал в мобилизационный призыв 1941 года. Ну а самое главное: такое воинское образование как грозненский курсантский полк было создано летом 1942 года: в него было переформировано Грозненское пехотное училище. «13 июля 1942 года полк в составе 2435 человек убыл в действующую армию на только что созданный Сталинградский фронт. В связи с тяжелой обстановкой курсантские полки были выведены на передовой край – левый фланг 64-й армии. В первый же день боев Грозненский курсантский полк отбил четыре атаки противника и дважды его контратаковал.



    В дальнейшем курсанты оказались в окружении, потеряв с 1 по 15 августа 1942 года 656 человек, в том числе было убито 114, ранено 338 и без вести пропало 204 человека. В ночь с 24 на 25 августа полк предпринял последнюю контратаку, прорвался через вражеское кольцо и с большими потерями вышел из окружения, соединившись с частями 64-й армии, оборонявшей южные подступы к Сталинграду.


    30 августа, после ожесточённых боев, остатки полка были отведёны на средний оборонительный рубеж, а 2 сентября — на внутренний. От многих взводов в лучшем случае в живых осталось два-три человека. Почти весь Грозненский курсантский полк ушел в вечность, но не в забытье. На фронтоне Дворца культуры села Васильевка вмурована мемориальная доска. На ней золотыми буквами высечено: «Здесь стоял насмерть отдельный Грозненский курсантский полк».
Но помимо письма есть еще одно подтверждение того, что Леонид Молодоженин на самом деле участвовал в боях под Сталинградом в составе Грозненского курсантского полка – его фамилия выгравирована на мемориальной доске. Допустить, что в составе курсантов был кто-то другой с такой же фамилией просто невозможно: фамилия редчайшая; среди имен участников Великой Отечественной войны, размещенных на сайте «Память народа», встречается всего несколько раз..
Следовательно, после того, как курсантский полк был разбит, Леонид вернулся в Нальчик. Проще говоря – дезертировал. Вот почему он так тщательно избегал упоминания об этом периоде в своей жизни.
О том, что он в 1942 году был в Нальчике, свидетельствует не только и не столько его беседа с немецким журналистом Эрнстом Шуле, о котором нам известно со слов опять же Леонида, но и тот факт, что в Германии на принудработах он оказался не один. Л. Плужникова, близкая подруга Нины Молодожениной, рассказала Надежде Емельяненко, что Григорий Кириллович и Виктор, отец и брат Леонида, ушли из Нальчика вместе с немцами. Встретили в Берлине Леонида, устроились с его помощью на работу: отец – швейцаром в театре, брат – художником-декоратором. Косвенным доказательством пребывания отца в это время в Берлине служит и его скульптурный портрет, выполненный Леонидом в 1944 году и названный «Кириллыч». Маловероятно, что ваял он его не с натуры, а по фотографии, так скульптура реалистична и живописна.
После войны родственники Леонида решили вернуться в Нальчик, несмотря на то, что он их пытался отговорить. Опасения оправдались – Григория Кирилловича арестовали в 1945 году, сразу после приезда в Нальчик; Виктора позже – зимой 1946 года. Будто бы впоследствии, уже в перестроечный период девяностых годов, Григорий Кириллович и Виктор Григорьевич Молодоженины были реабилитированы.



Так это или нет, как и дальнейшую судьбу родных Леониду людей еще предстоит выяснить. Но подтверждением того, что его брат Виктор не умер в лагере, как утверждают некоторые источники, а вернулся к нормальной жизни, служит письмо, найденной исследователем А. Кураш в Центральном государственном архиве КБР. Письмо это адресовано драматургу Аскерби Шортанову и содержится в его фонде. Оно датировано 1 декабря 1967 года, отправлено из города Прокопьевска Кемеровской области, где на проспекте Шахтеров и проживал Виктор Григорьевич Молодоженин. Вот что в нем говорится: «Уважаемый Аскерби Тахирович! С величайшим удовольствием прочитал Вашу первую книгу рпомана «Горцы» Написать Вам благодарю – это так ничтожно мало. Ибо, читая, вновь вернулся в Кабарду, опять как-будто дышал воздухом гор, увидел и шумно-говорящий Баксан, и Малку, и хитрый Чегем и Подкумок, и над всем этим в сизовато-голубоватой дымке величавый Ошхамахо! Непередаваемую по красоте и и краскам долину нежного, но порою и грозного Нальчика».
Далее адресант высказывает свое восторженное мнение о романе Аскерби Шортанова и просит выслать ему наложенным платежом вторую книгу.
Но самое интересное для нас в этом письме сообщается в постскриптуме: «Вы безусловно близко знаете Зелимхана Аксирова. Передайте ему от меня большой-пребольшой привет. Надеюсь, он вспомнит, когда Вы ему напомните о его первой пьесе «С восходом солнца» и кто ее оформлял как художник».
Пьеса «Дыгъэр къышыкъуэкiым» («На восходе солнца») Залимхана Аксирова была поставлена в 1945 году, а значит, Виктор Молодоженин на самом деле был арестован зимой 1946 года, выслан в Сибирь, где впоследствии и обосновался.
Но здесь мы забежали вперед, а поэтому вернемся к осени 1942 года. Дальнешие события осени жизни Леонида Молодоженина со слов его биографа таковы: «Дома были пролиты материнские и отцовские слезы, но выбора не было: нужно было выбираться в далекую Австрию. Пленники ехали под охраной. Вот и Украина – неизвестная, невиданная, но все же родная: ведь у родителей только о ней и были разговоры. На узловых станциях подсаживали все новых пленных – в основном девушек, а если парней, то подростков. Леонида начали одолевать сомнения в искренности Эрнста Шуле, но они рассеялись, когда, согласно написанному в путевке, его отделили от других и направили в Австрию».
Попав в мастерскую, Молодоженин ничего не сказал о учебе в академии, удивив своим профессионализмом Фрасса. Тот посоветовал ему поехать в Берлин для посещения вечерних занятий в Берлинской академии искусств. Здесь Леонид устроился помощником мастера у скульптора Франца Климша. В Берлинской академии искусств он учился у профессора Рихарда Шайбе. В 1943 году состоялось его знакомство с Маргарет Шолтс, ставшей в скором времени его женой.
В 1945 году, после завершения Второй мировой войны, Молодоженин, понимая, что его биографией весьма скоро заинтересуются, переезжает в Голландию, далее Великобританию, а потом и Канаду, где и становитсчя Лео Молом, всемирно известным скульптором..
Особенно знаковыми для него стали шестидесятые годы прошлого века, когда он победил в международном конкурсе на изготовление памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне. Присутствие на открытии этого величественного монумента (бронзовой статуи высотой 7 метров и весом 45 тонн) Дуайта Эйзенхауэра, знакомство с ним и предложение исполнить скульптурный портрет уже самого экс-президента США способствовали международному признанию Лео Мола. По заказу Ватикана он делает скульптурный портрет Папы Иоанна ХХIII, бронзовые бюсты Папы Павла VI и Папы Иоанна Павла. Но об этом периоде жизни великого ваятеля современности написаны книги, статьи, сняты фильмы. Один из них называется весьма симптоматично: «Лео Мол в свете и тени» (Канада, 1994).
На исходе жизни скульптор пожертвовал свою коллекцию из 200 бронзовых скульптур и других работ городу Виннипегу, на основе которых был открыт «Парк скульптур Лео Мола». Часть своих творений он передал в Украину – Национальному музею Тараса Шевченко. Не оказался забытым и Нальчик. Но здесь, как и многое в биографии Леонида Молодоженина, связанное с Нальчиком, не все оказалось так просто. Вот отрывок из той давней, 2008 года, публикации в «Газете Юга». Надежда Емельяненко рассказывала: «Я связалась в Канаде с супругой Молодоженина Маргарет, между нами завязалась переписка. К сожалению, 93-летний Лео Мол уже не способен адекватно воспринимать мир. Но он улыбается, когда Маргарет говорит о Нальчике... По словам супруги, Лео Мол постоянно вспоминал Нальчик и очень тепло отзывался о нем.
…Сначала Маргарет прислала фотографии, проспекты, журналы, связанные с творчеством Лео Мола. Потом сама спросила, захотим ли мы иметь работы мужа у себя в музее. Нам в дар Маргарет отправила 10 живописных полотен, 12 гравюр-офортов и 14 скульптурных работ.
Маргарет собрала эти работы, общим весом 123 килограмма, и отправила в Россию. Но, к сожалению, посылка до нас не дошла. Сейчас она находится на таможне в Москве. За растаможку нужно платить огромные деньги, которыми музей не располагает. Министерство культуры тоже не может выделить такие средства. Мы оказались в очень неудобном положении. Нам бесплатно присылают бесценный дар - а мы не можем его принять! Сейчас ведутся переговоры с российским посольством в Канаде и представительством Кабардино-Балкарии в Москве, чтобы найти какой-то выход из сложившейся ситуации. Будем ждать»...
Лео Мол скончался в июле 2009 года. Его коллекции Нальчик так и не дождался…
В журнале «Русское зарубежье» (2015, № 1(12) канадская исследовательница Мария Лакман опубликовала большую статью о скульпторе – «Фантазии Лео Мола». Строками из нее нам и хочется завершить рассказ о нальчикском периоде жизни Леонида Молодоженина: «…Его неистовая работоспособность, скромный образ жизни, умение очерчивать границы при общении, определялись – не думаю, что это будет преувеличением – тем коротким отрезком времени, о котором, по сути, мы не знаем главного: что в точности он совершил, что действительно пришлось пережить, какие решения пришлось принять... Люди, которые долго были с ним знакомы, чувствовали некую недоговорённость, необъяснимость некоторых вещей, следы пережитого в прошлом: «Он словно нёс какую-то миссию…
Данное свыше блестящее сочетание – неленивой души, огромного трудолюбия и многогранной щедрой одарённости – не могло оставить его в тени. Талант оказался выше страха, смятения, желания быть незаметным, он словно направил на него луч прожектора, поднял на пьеде- стал и показал миру».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments