Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

БЕСПОЩАДНО И РЕШИТЕЛЬНО

    У входа в Атажукинский парк, с левой стороны от Вечного ог-ня, что зажжен у обелиска воинам, погибшим в годы Великой Оте-чественной войны, расположено мраморное надгробие, на котором под общей надписью «Вечная слава борцам за дело социализма» выбито шесть фамилий. Если читать слева направо, то этот ряд бу-дет таким: Виноградов Н. А. (1903–1930), Карашаев Х. Т. (1871–1927), Мухин М. И. (1903–1930), Мусукаев А. Т. (1893–1930), Эте-зов И. Т. (1900–1930), Караев Е. М. (1896–1930). У большинства посетителей парка, вчитывающихся в эти фамилии, непроизвольно возникает ряд вопросов. Первый из них – почему умершие в разное время погребены в одной могиле; второй – по какой причине нарушен алфавитный список перечисления фамилий.




    Вопросы эти возникают даже при том, что сегодня подавляю-щее большинство местных жителей никакого понятия не имеют о лицах, захороненных у парковой ограды. Лишь при фамилии Карашаев мелькнет кое у кого некая ассоциация с улицей, называю-щейся также. Так как советская история (а другой на шестой части суши до недавнего времени просто напросто не было) сегодня не в чести, напомним, что Хажумар Талович Карашаев – революционер, которому «принадлежит огромная заслуга в укреплении советов и партийных организаций на местах, развитии народного образова-ния, раскрепощения женщин-кабардинок и в привлечении их к ак-тивному участию в общественной жизни». Эта цитата из книги У. Улигова и Д. Шабаева «За власть советов» (Нальчик, 1985), в кото-рой приводится и точная дата смерти, и даже на каком году жизни скончался революционер: «Хажумар Талович тяжело заболел и 2 апреля 1927 года в ворасте 52 лет умер в Пятигорской больнице».


   Что Карашаеву было именно 52 года, явствует и из обращения обкома партии к турудящимся республики, и из выступления на по-хоронах Бетала Калмыкова, отразившего жизненный путь партийца такими словами: «Ты был вернейшим знаменосцем партии. Это знамя держат сейчас перед тобой. Клянемся – никто не возьмет из наших рук это знамя. С горы сбросимся, в море полезем, но Знамя революции не уроним».
Следовательно, на парковой могильной табличке в годе рождения революционера допущена ошибка: не 1871, а 1875.
И это еще не все. Процитируем книгу дальше: «5 апреля 1927 года в г. Нальчике в присутствии 15 тысяч трудящихся, представи-телей селений области, Х. Т. Карашаев был похоронен в братской могиле». Та ли это братская могила? Вглядитесь, в публикуемый снимок и сами убедитесь – нет. Могила, располагающаяся под ны-нешней мемориальной плитой, была вырыта 2 июля 1930 года и по-хоронены в ней (по порядку расположения гробов) партийные ра-ботники Н. А. Виноградов, А. Т. Мусукаев и водитель Е. М. Караев. О их смерти в книге «История Кабардино-Балкарской АССР» (Мо-сква, 1967) сообщается следующее: «20 июня 1930 года кулаки, ор-ганизовавшие засаду в районе Нижнего Баксана (ныне город Тырныуз), убили члена бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) А. Т. Мусукаева, секретаря окружкома партии Н. А. Виноградова и шофера Караева, выполнявших задание партии по организации колхозов в Балкарии».




    Что же касается двух других фамилий, выбитых на плите, то речь идет о партийном работнике И. Т. Этезове, также по долгу службы, естественно, вовлеченном в борьбу с кулачеством и «по-гибшем от рук бандитов» примерно в это же время. И Михаиле Ивановиче Мухине, 27-летнем начальнике отдела ОГПУ КБАО, на-чавшем свою чекистскую деятельность 18 лет отроду – в 1921 году в Костромской губчека, спустя шесть лет (в них вместилась работа в Новороссийске, Карачаево-Черкессии) переведенном в наши мес-та. Погиб Мухин 21 октября 1930 года в 7-8 километрах от селения Нижний Черек, возвращаясь с группой из командировки целью ко-торой была опять же борьба с кулачеством. Погиб мученически – «бандиты, захватив его тело, зверски изрубили шашками и исколо-ли штыками». Подробности можно узнать из книги «Чекисты Кабардино-Балкарии» (Нальчик, 1987).
Подхоронены Этезов и Мухин к месту последнего приюта Ви-ноградова, Мусукаева, Караева, были, естественно, позже. До недавнего времени здесь и находилось пять надгробий – тех, кто по-гиб в 1930 году. Потом, уже в наши дни, была осуществлена рекон-струкция мемориального комплекса и внесены изменения – к об-щему списку добавлен Х. Т. Карашаев, фамилии размещены по ал-фавиту. При этом Е. М. Караев (хоть и погиб, и даже лежит в одной могиле, но не революционер) вынесен, так сказать, за пределы очерченного списка – на правый край. Впрочем, последнее – наше предположение. Но иначе чем, кроме логики чиновников от власти, выстраивающих всех по ранжиру и заслугам, обяснить нарушение алфавитного порядка лежащих в братской могиле?
    Ради исторической справедливости (хоть речь сегодня как-будто о другом), стоит напомнить, что в означенном 1930 году в Кабардино-Балкарии были раскулачены, осуждены, отправлены в концлагеря многие сотни добросовестных тружеников и членов их семей. Откройте «Книгу памяти жертв политических репрессий», выпущенную нашим издательством, и увидите: 1930-й – знаковый в их проведении, он встречается во множестве персоналий, так как, процитируем фразу из книги «Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС» (Нальчик, 1971), именно тогда «областная партийная организация повела беспощадную и реши-тельную борьбу прпотив кулачества».
Что скрывается за словом «беспощадная», разяснять вряд ли нужно. Террор на террор… Только государственный и индивиду-альный – вещи несоотносимые по степени действий. Отсюда: одним – памятники, другим – безымянные могилы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments