Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

МСТИСЛАВ И РЕДЕДЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

   Часть четвертая

   Кто читает мои посты на данную тему, заметит, что пропущена третья часть. Она, позволяющая очень близко подойти к истине, то есть, обозначить место, где и состоялось противостояние двух великих воинов, будет также размещена сегодня.
    Но вначале несколько слов о том, что вызывает больше всего споров: честным или нет был поединок. Вот что думает об этом известный кавказовед А.В. Гадло (см. текст ниже). Кстати, его статью советую прочитать всем, кого интересует в этом вопросе не мнение дилетантов, а высокопрофессионального историка. Особенно приятна эта статья будет представителям адыгского этноса.


    И еще. Я пропустил часть откликов на свой первый материал, но не смог их впоследствии найти. Вероятно, автор откликов их снял. А как мне говорят там были достоыные внимания ссылки на источники. Прошу их автора откликнуться и написать мне или на почту или в личку.

   ПО КОДЕКСУ ВОИНА
    У нашего современника, незнакомого с реалиями тех суровых лет, много вопросов вызывает завершающий аккорд поединка: «И выхватил нож, и зарезал Редедю». Вот какое объяснение дает ему в своей работе «Поединок Мстислава с Редедей, его политический фон и исторические последствия» («Проблемы археологии и этнографии Северного Кавказа». Краснодар, 1988) кавказовед А. В. Гадло:
    «Ритуал такого поединка, судя по многочисленным описаниям в былинах, был тщательно разработан и строго соблюдался. Опрокинув соперника на землю («удари имь о землю»), победитель непременно должен был завершить победу пролитием крови, извлечением внутренностей, отсечением головы или даже расчленением тела врага. Былинные герои «режут», «порят», «пластают» грудь побежденного, «смотрят сердце», «мешают кровь с печенью» и т.п. Таким образом противник лишался жизненной силы, души, возможности воскреснуть и мстить, становился полностью безопасным, а победитель через соприкосновение с его кровью воспринимал его физическую мощь и одновременно приносил помогавшим ему сверъестественным соратникам благодарственную жертву».
     А вот как мотивирует поступок героев противостояния исследователь Александр Студеникин, автор статьи «Мстислав и Редедя как носители этики Воина»: «Редедя, предлагая Мстиславу «правила игры», поднял «планку» до максимума, поставив в зависимости от исхода поединка на кон все, чем владел, свою землю, свою семью, имущество. Это без сомнения поступок настоящего Воина, действующего в рамках воинского кодекса поведения.
…Предложение Редеди имело смысл только в случае обращения к равному и живущего такой же воинской этикой сопернику. Очевидно он, хоть и заочно, но знал о Мстиславе, потому и предложил ему такие условия.
Мстислав, достойный внук своего деда, который войну со своими противниками предварял знаменитым «Иду на Вы!», естественно принял условия, а также предложение Редеди биться не оружием, а «борьбою».
По словам летописи, изнемогающий в тяжелой борьбе с великим и сильным воином, Мстислав обратился к Богородице с призывом о помощи и с обещанием поставить церковь во имя Божьей матери. Ударив противника о землю, Мстислав одержал победу. После чего зарезал Редедю.
С точки зрения «современного» человека, …этот поступок может выглядеть как ненужная жестокость, «варварство». Есть также «местное» мнение, что Мстислав нарушил правила поединка, использовав для победы нож. …
Понять поведение двух достойных витязей можно только в свете воинской этики, бесконечно далекой от понимания событий по дешевому принципу «выгодно – невыгодно». Думаю что одержавший честную победу Мстислав, убив Редедю, оказал уважение к достойному сопернику, избавив его от позора видеть как по условиям поединка все богатство Редеди, а, в первую очередь, его богатство состояло из его верной дружины, а также семья, переходит победителю. Наоборот, оставив в живых поверженного и достойного воина было бы актом неуважения к нему со стороны победителя. К тому же свидетелем боя была дружина Редеди, которая в независимости от того будет поединок витязей или нет, вышла на поле боя и если бы она посчитала исход схватки нечестным, то сражение обязательно произошло бы, а его не было. Вспомним, что само предложение Редеди о личном поединке с Мстиславом, было продиктовано заботой адыгского князя о своей верной дружине. И дружина обязательно бы отреагировала, если что-то бы пошло не по правилам». (http://www.hrono.ru)

Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments