viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

МСТИСЛАВ И РЕДЕДЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

   Часть четвертая

   Кто читает мои посты на данную тему, заметит, что пропущена третья часть. Она, позволяющая очень близко подойти к истине, то есть, обозначить место, где и состоялось противостояние двух великих воинов, будет также размещена сегодня.
    Но вначале несколько слов о том, что вызывает больше всего споров: честным или нет был поединок. Вот что думает об этом известный кавказовед А.В. Гадло (см. текст ниже). Кстати, его статью советую прочитать всем, кого интересует в этом вопросе не мнение дилетантов, а высокопрофессионального историка. Особенно приятна эта статья будет представителям адыгского этноса.


    И еще. Я пропустил часть откликов на свой первый материал, но не смог их впоследствии найти. Вероятно, автор откликов их снял. А как мне говорят там были достоыные внимания ссылки на источники. Прошу их автора откликнуться и написать мне или на почту или в личку.

   ПО КОДЕКСУ ВОИНА
    У нашего современника, незнакомого с реалиями тех суровых лет, много вопросов вызывает завершающий аккорд поединка: «И выхватил нож, и зарезал Редедю». Вот какое объяснение дает ему в своей работе «Поединок Мстислава с Редедей, его политический фон и исторические последствия» («Проблемы археологии и этнографии Северного Кавказа». Краснодар, 1988) кавказовед А. В. Гадло:
    «Ритуал такого поединка, судя по многочисленным описаниям в былинах, был тщательно разработан и строго соблюдался. Опрокинув соперника на землю («удари имь о землю»), победитель непременно должен был завершить победу пролитием крови, извлечением внутренностей, отсечением головы или даже расчленением тела врага. Былинные герои «режут», «порят», «пластают» грудь побежденного, «смотрят сердце», «мешают кровь с печенью» и т.п. Таким образом противник лишался жизненной силы, души, возможности воскреснуть и мстить, становился полностью безопасным, а победитель через соприкосновение с его кровью воспринимал его физическую мощь и одновременно приносил помогавшим ему сверъестественным соратникам благодарственную жертву».
     А вот как мотивирует поступок героев противостояния исследователь Александр Студеникин, автор статьи «Мстислав и Редедя как носители этики Воина»: «Редедя, предлагая Мстиславу «правила игры», поднял «планку» до максимума, поставив в зависимости от исхода поединка на кон все, чем владел, свою землю, свою семью, имущество. Это без сомнения поступок настоящего Воина, действующего в рамках воинского кодекса поведения.
…Предложение Редеди имело смысл только в случае обращения к равному и живущего такой же воинской этикой сопернику. Очевидно он, хоть и заочно, но знал о Мстиславе, потому и предложил ему такие условия.
Мстислав, достойный внук своего деда, который войну со своими противниками предварял знаменитым «Иду на Вы!», естественно принял условия, а также предложение Редеди биться не оружием, а «борьбою».
По словам летописи, изнемогающий в тяжелой борьбе с великим и сильным воином, Мстислав обратился к Богородице с призывом о помощи и с обещанием поставить церковь во имя Божьей матери. Ударив противника о землю, Мстислав одержал победу. После чего зарезал Редедю.
С точки зрения «современного» человека, …этот поступок может выглядеть как ненужная жестокость, «варварство». Есть также «местное» мнение, что Мстислав нарушил правила поединка, использовав для победы нож. …
Понять поведение двух достойных витязей можно только в свете воинской этики, бесконечно далекой от понимания событий по дешевому принципу «выгодно – невыгодно». Думаю что одержавший честную победу Мстислав, убив Редедю, оказал уважение к достойному сопернику, избавив его от позора видеть как по условиям поединка все богатство Редеди, а, в первую очередь, его богатство состояло из его верной дружины, а также семья, переходит победителю. Наоборот, оставив в живых поверженного и достойного воина было бы актом неуважения к нему со стороны победителя. К тому же свидетелем боя была дружина Редеди, которая в независимости от того будет поединок витязей или нет, вышла на поле боя и если бы она посчитала исход схватки нечестным, то сражение обязательно произошло бы, а его не было. Вспомним, что само предложение Редеди о личном поединке с Мстиславом, было продиктовано заботой адыгского князя о своей верной дружине. И дружина обязательно бы отреагировала, если что-то бы пошло не по правилам». (http://www.hrono.ru)

Продолжение следует


?

Log in

No account? Create an account