Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КУРГАН С СЕРЕБРЯНОЙ ДВЕРЬЮ

Лесистый курган… Впервые авторы узнали о нем из труда Шоры Ногмы «История адыхейского народа». Название кургана даже вынесено в тематическую рубрикацию, содержащую краткое содержание каждой главы его уникального труда.
«Предание,– пишет Нестор кабардинской истории (это слова выдающегося кавказоведа В. К. Гарданова. – Авт.), сохранило даже название места, где обитал первый епископ, пришедший из Греции; оно находится в четырех верстах от крепости Нальчик и называется « Лесистый курган». И теперь этот курган очень высок. Вот песня, в которой упоминается о нем и прославляется епископ, там обитавший…»
Строки из этой песни стоит привести, потому что именно в ней впервые упоминается «серебряная дверь». Шора Ногма, рассказывающий в этой главе о «введении христианской веры между адыхейцами», чьим сторонником был греческий император Юстиниан, называвший себя « адыхейским витязем», сообщает, что « греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. К этой эпохе относят построение храмов Божиих в нашей земле. Священник назывался у нас шогень; епископ – шехник».

А вот и сама песня:
Шехник – наш защитник и воспитатель, шехник – наш свет.
Воспитатель рассуждал о законе Божием с вершины Лесистого кургана.
И на Лесистом кургане сковал ему дом из жести с дверьми из литого серебра и там-то обитал светлый Божий дух.
И ангелы беседовали с мудрым старцем. Свет от бороды его уподоблялся свету факела.
Он парит в воздухе, как земная птица, подымается под облака и видит творящих беззакония.
Ребро его не простая кость, но кость слоновая, и благородный золотой крест сияет на его груди.

Лесистый курган в другой работе Ногмы – « Филологических трудах»  – назван несколько по-иному – «Курган лохматый»  (Ошхаца). Но это разночтение не суть важно, так как понятно, что речь идет об одном и том же объекте.
Зато утверждение Шоры о том, что курган «находится в четырех верстах от крепости Нальчик», вызывало  вопросы.
Историк Рашад Туганов, на чьи работы и  мнение в своих книгах мы ссылались неоднократно, писал: «К сожалению, современная археологическая наука не обнаружила остатков каких-либо церковных сооружений в окрестностях Нальчика… Неясно также, о каком « лесистом»  или «лохматом кургане»  идет речь. По непроверенным данным, остатки ближайшей к Нальчику средневековой христанской обители находятся юго-восточнее Нальчик, на так называемой Сарай-горе. Если эти данные подтвердятся, то историческое сказание Ногмы получает более реальное основание».
А вот какие подробности о подземном храме приводит Авраам Фиркович (1788–1874) в работе «Археологические разведки на Кавказе» , изданной в Санкт-Петербурге в 1858 году: « Рассказы кабардинцев о кургане, находящемся на речке Урвань, в ауле Джанхот, верстах в 23 от укрепления Нальчик, заставили меня осмотреть это место.
Курган этот стоит возле самой речки; одна сторона его, подмываемая водою, обвалилась. Владелец аула нашел там птичку, вылитую из серебра, собачку и бычка – из меди; первые две, как говорит он, в отсутствие его продала дочь его торгующему армянину моздокскому за 5 рублей серебром, оставшегося же у него медного бычка я прибрел у него и передал Н. И. Надежину для представления его сиятельству графу А. А. Перовскому, находившемуся в то время в Крыму.
Местное предание говорит, что на этом месте был храм, поглощенный впоследствии землею, отчего будто бы и образовался курган; но если бы храм провалился, то была бы яма, а не насыпь или курган! В обвалившемся месте кургана находятся черепки из черной глины, зола, уголья и т. д. Я пытался разрыть курган с противоположной стороны: оказались такие же черепки и жженые кирпичи, имевшие квадратную форму в 5 вершков, а толщиною 11/2 вершка. Местные рассказы уверяют, что внутри кургана есть подземное здание и что, ударяя в землю, слышат гул. Почем знать? Может быть, здесь окажется древняя катакомба».
 Так, может быть, оба автора ведут речь об одном и том же кургане, ведь их работы написаны примерно в одно  время? Нет, это не так, о чем и свидетельствует разнящееся у авторов почти в четыре раза расстояние до кургана от укрепления Нальчик. Аул Джанхот (Жанхотово) – это нынешнее селение Псыгансу, располагающееся на берегу реки Урвань примерно в тридцати километрах от Нальчика. Фиркович в 1849 году вел раскопки именно здесь – в месте, получившем название « Псыгансуевский 2-й курган». Это утверждает ученый Исмаил Чеченов в труде « Древности Кабардино-Балкарии»  и добавляет: «Иных сведений о результатах раскопок этого интересного кургана не имеется.
Право, становится грустно, оттого что за минувшие 160 лет так и не была предпринята попытка разобраться: сведения о каком же древнем подземном храме сохраняет народная память. Оказывается, « ленивость и нелюбопытство», заклейменные еще Пушкиным, не по силам даже векам, и поэтому вслед за Фирковичем в отношении Псыгансуевского кургана нам остается тоже только вопрошать: « Почем знать?».
Так о каком же кургане тогда писал Шора Ногмов, утверждая, что он находится всего в четырех верстах от укрепления Нальчик? Ведь верста – старая русская мера длины – равна 1,0668 километра, а, как мы цитировали выше Рашада Туганова, «археологическая наука не обнаружила остатков каких-либо церковных сооружений в окрестностях Нальчика». Значит, действительно кабардинский Нестор ошибся? Нам кажется, не совсем. Вспомним, что величина путевой версты, упоминаемой еще в литературных памятниках XI века, на протяжении столетий неоднократно изменялась в зависимости как от числа заключавшихся в ней саженей, так и величины самой сажени (2,13 метра). Причем весьма внушительно – от 500 до 1000 саженей. И хотя с конца XVIII века была твердо установлена в 500 саженей, с немалой степенью вероятности можно допустить, что четыре версты в историческом сказании Ногмы могут быть равны не только четырем километрам, но  и восьми.
 Но именно на таком расстоянии от Нальчика располагается один из курганов близ селения Урвань. Вот что о нем говорится в статье « Ошхаца – идол раннего христианства на Кавказе» одного из авторов нашего издательства Хабаса Бекулова: « Ошхацэ»  – это не прилагательное, которое поддается переводу, а имя собственное географического объекта. Жителям Урвани и близлежащих сел известен этот курган, хотя в географических картах объекта с таким названием, равно как и « Лесистого», « Лохматого», не существует».
Далее Х. Бекулов рассказывает о своих архивных разысканиях, которые позволили ему определить местонахождение кургана. Как выяснилось, «Лесистый»  впервые упоминается в материалах по делу о нападении абреков на конвойную команду, следовавшую 24 августа 1832 года из крепости Нальчик на пост Урванский. Указано и расстояние до него: в пяти или шести верстах от Нальчикского укрепления. В другом донесении говорится, что для поиска нападавших начальник Урванского укрепления поручик Чуликов направил « пятнадцать человек пехоты, занять нужные места в ауле Мисостова секретами...». Следовательно, делает вывод Х. Бекулов, аул князя Александра Мисостова находился между Урванским укреплением и Лесистым курганом. И в подтверждение сказанного сообщает, что « в акте межевания земли, составленном в апреле 1929 года при выделении колхозу « Высокий урожай»  Урванского района Нальчикского округа, в качестве ориентира взяты три кургана, расположенных вдоль старой дороги Жанхотово–Мисостово–Нальчик, проходящей над опушкой Урванского лесничества. Они поименованы в следующей последовательности (с востока на запад): Ошха-Лиса (Гиса), Ошхацэ, Ошха-Гяфа. Ландшафт местности кургана « Ошхаца»  соответствует географическому описанию, приводимому в документах по расследованию нападения на конвойную команду: « По дороге, пустившись по оной в даль к посту Урванскому…».

продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments