Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

МИТРОФАН АЛЕХИН – ЛЕТОПИСЕЦ НАЛЬЧИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

   Большинство представленных ниже фотографий ранее никогда не публиковались

   Имя художника Митрофана Васильевича Алехина (1857–1935) хорошо знакомо нальчанам – прожив в наших местах сорок лет, на своих полотнах он отобразил повседневную жизнь Нальчика, запечатлел нравы и лица слобожан. Но куда больше он известен не своими работами, а перепиской с великим русским писателем Львом Николаевичем Торлстым.
     Родившийся в 1857 году в Курске, в купеческой семье, Митрофан Алехин своей будущей стезей видел не торговую или предпринимательскую деятельность, а творческую, связанную с изобразительным искусством. Для чего в 1882 году поступил, а в 1888 году окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Незаурядный талант его был отмечен второй и первой серебрянными медалям и званием классного художника 2-й степени.


     В последние годы учебы Митрофан знакомится с учением Льва Толстого, на основе которого в 80-х годах XIX столетия возникло общественное движение, объединяющее людей, исповедовавших ненасильственный образ жизни, равноправие, свободу убеждений и верований, активный земледельческий труд (подробнее об этом в материале «Толстовцы», опубликованном в этой книге). В том же 1888 году он организует в Харьковской губернии толстовскую общину, которую вскоре (менее чем через год) разгоняют власти, заодно выселив и самого Алехина. Последовали новые практические попытки (столярная артель в Полтаве) следовать толстовским идеям. За ними – гласный надзор полиции, несмотря на который Алехин печатает на гектографе запрещенные произведения Толстого («Николай Палкин», «Церковь и государство», «Перевод и исследование евангелий). Ссылка в Кутаисскую губернию, разгром полицейскими подпольной типографии и последующий за ним отъезд вместе с супругой на Северный Кавказ».

   Вся последующая жизнь Митрофана Алехина связана с Нальчиком. В окрестностях слободы, на хуторе Долинском, уже имелась община толстовцев. Алехин становится в подлинном смысле этого слова ее душой. Дела и заботы общины, в первую очередь физический труд, занимают все его время. Но, наряду с занятиями сельским хозяйством, он находит время и для живописи. Именно в наших местах раскрылся реалистичный талант художника. Его «Горец», «Портрет князя Дадиани», «Автопортрет», «Портрет девушки в розовой блузе» свидетельствуют о незаурядном мастерстве.
     Искусствовед В. А. Шлыков в работе «Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии» (Нальчик, 1963) писал: «Кабардино-Балкария стала той колыбелью, в которой вырос талант Алехина-художника. Его «Автопортрет» выполнен в характерной для живописца манере, сочетающей строгий уверенный рисунок и простую композицию. Алехин изображен в рабочей блузе, с палитрой в руках. Его лицо сосредоточено. Обращенный на зрителя зоркий проницательный взгляд выдает аналитический склад характера живописца, который относится к окружающей действительности не холодно и бесстрастно, а подвергает ее художественной оценке.
В своих произведениях «Портрет горца», «Портрет девушки», «Мальчик-горец» и других Алехин с подкупающей искренностью воссоздает образы простых людей, раскрывая в них сдержанное достоинство, моральную красоту.
    Жизнь и быт тружеников Кабардино-Балкарии, национальное своеобразие природы нашли свое отражение в алехинских картинах «Горный аул», «На водопое», «Базар в Нальчике»…



     Естественно, надо помнить время, когда писались эти строки, – отметил искусствовед и недостатки (здесь уместно употребить словосочетание так называемые): «Творчество Алехина в целом не свободно от определенной идейной ограниченности, выражающейся в недостаточной социальной остроте, в отсутствии глубокого раскрытия противоречий народной жизни».
    «Тем не менее, отмечает В. А. Шлыков, произведения художника ценны достоверностью в воссоздании облика представителей народов Кабардино-Балкарии, тонкой наблюдательностью к отдельным типичным сторонам быта горцев».
    В этом контексте надо отметить созданные Алехиным портреты жителей Горско-еврейской колонии (одно время он преподавал рисование и черчение в школе, где в основном учились дети горских евреев, более того – сделал немало по организации работы этой школы)
    Портреты эти – не просто взгляд в прошлое, а в человека, его внутренний мир, запечатлевший всю гамму душевных переживаний. В заметке Марии Алхасовой, опубликованной в книге «Горские евреи в Кабардино-Балкарии», читаем: «Портреты «Горец» и «Горско-еврейская девушка» он писал именно с наших нальчикских горских евреев, а позировали ему мой прадедушка, 30-летний тогда, Абрамов (Гюршум) Григорий Исаевич и 16-летняя красавица, бабушка бывшей нальчанки, ныне проживающей в Нью-Йорке Светланы Ароновны Даниловой, – Надежда Акимовна Ифраимова». Позже Алехин вспоминал: «Их редкая, благородная красота поразила меня. На меня широко и открыто смотрели библейские глаза. Нигде раньше я не видел таких умных, ярких, красивых глаз, которые проникали в душу. Внешность Надежды напоминала мне лермонтовскую Беллу».
    Подлинность последних фраз ставится под сомнение, так как подтверждения этой цитаты нигде не обнаружено. Так, в частности, считает архивист Е. С. Тютюнина.
    К личности Митрофана Алехина обращались многие местные исследователи, но первой это сделала Антонина Васильевна Рыжеволова – русская учительница, имя которой ныне, к сожалению, совершенно забыто. А ведь это была удивительная женщина, посвятившая свою жизнь формированию активной жизненной позиции школьников в процессе внеклассной работы по литературе и литературному краеведению. Для этого она создала литературно-краеведческое общество учащихся Кабардино-Балкарии «Горный родник», целью которого было максимальное развитие творческой самостоятельности учащихся в овладении знаниями, общественной активности, духовное обогащение, непримиримость к чуждой идеологии, потребность к труду и деятельности. На взгляд некоторых, это звучит сегодня наивно и тоталитарно, но ведь работало, и еще как: в республике воспитывались настоящие патриоты своей малой родины и, естественно, большой – России. Вот что писал по этому поводу один из московских научных журналов: «Литературное краеведение – один из видов краеведческой работы в школе – предполагает изучение вопросов взаимосвязи русской и родной литературы, материалов о пребывании в крае писателей других национальностей, отражение в художественных произведениях братских литератур жизни, быта, обычаев родного народа. Такой подход к использованию материалов родного края на уроках русской литературы в национальной школе сформулировала А. В. Рыжеволова». Мы же добавим от себя: не только сформулировала, но и активно разрабатывала. О чем говорят исследования Антонины Васильевны, в нашем случае «Нальчик – Ясная Поляна» и «Писатель и наш край». Процитируем отрывки из них:
    «Священник нальчикской церкви нередко предупреждал прихожан не общаться с немолянами» (так в слободе называли людей, отрицавших церковь и попов). Но связь Алехина и его друзей с населением была тесной. Жители Нальчика и аулов общались с ними, брали сочинения Толстого и другие книги. Бывали у Алехина доктор балкарец Абаев, Моллаев из Хасаньи, учитель Джабоев из Вольного Аула, учитель К. И. Гилядов, приезжие из других городов. Внезапные обыски у «немолян» даже усиливали к ним симпатии населения».
    «Не такой уж неподвижной и мертвой, как кажется, была в 90-х годах прошлого века жизнь слободы Нальчик. Судя по письмам Алехина Толстому, и в этом глухом уголке напряженно работала мысль о переустройстве жизни. Алехин сообщает писателю, что в Нальчике появился студент Е., бросивший Петровскую академию, студент Чепик, исключенный из университета за свободомыслие. Попал в Нальчик и сельский учитель из бедных крестьян А. Г. Макеев, который решил бросить учительство, «ибо оно, – пишет     Алехин, – стало уже не под силу ему с лицемерием и низкопоклонством».
    «Алехин сообщает Толстому, что ему предлагают место учителя столярного дела в горской кабардинской школе за 25 р. в месяц, на всем готовом, кроме пищи и белья. Но он не идет в школу, а учит детей бесплатно дома».

Окончание последует


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments