Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

НЕБЕСНЫЙ СВЕТ НЕТЛЕННОГО ТЕЛА

  ...Началось все с рассказа Лидии Хуштовой, учительницы нальчикской гимназии № 2, которая на одной из наших встреч с читателями передала хабар, поведанный ей отцом – Ахмедом Шадовичем Хуштовым (1925–2003). Ахмед, уроженец селения Верхний Курп Терского района, вспоминал о необычном случае, которому он был косвенным свидетелем. В начале тридцатых годов (речь скорее всего идет о 1931–1932 годах) умер один из односельчан. Шад, отец Ахмеда, был одним из тех, кому довелось копать могилу для усопшего. Он и рассказал, да и сам Ахмед, бегавший потом на кладбище, видел, что копавшие погребальную яму неожиданно (место было выбрано внешне ничем не отмеченное) наткнулись на захоронение.
    Лежал в нем пожилой мужчина, чье тело до удивительного сохранилось – вид его свидетельствовал о нетленности. Кожа, обтянувшая кости на лице, была не темного, а телесного цвета, закрытые веками глаза, казалось, сомкнулись на мгновение и вот-вот приоткроются, густая с сединой борода и усы не сгнили, более того, когда кто-то из курпцев не удержался и потянул за кончик усов, он не отвалился.



    Самое интересное, сохранилась одежда покойного, резко отличная от одеяния местных жителей и представлявшая что-то вроде длинных широких штанов, поверх которых был надет халат или нечто похожее на него. Материя облегала тело и также не расползалась в руках, хотя по логике вещей давным-давно должна была истлеть от времени. Говоря о последнем, мы отталкиваемся не от возможной датировки захоронения (она неизвестна и вряд ли когда-нибудь будет установлена), а о том, что вокруг могилы в скором времени собрались все старики селения. Но и самые пожилые люди (а многим было за 90 и более лет) не смогли признать в покойнике одно-сельчанина.

  О нем никому ничего не было известно. Да и место могилы (повторимся, абсолютно неотличимое от окружающей местности) говорило о том, что здесь со дня основания этого кабардинского поселения никого не провожали в последний путь. Следовательно, время жизни покойного ухо-дило в далекое прошлое. Невиданная же сохранность трупа свидетельст-вовала о его святости.
    Курпцы перезахоронили найденное тело, произвели полагающийся при этом мусульманский обряд. Но не только по этой причине (найденных святых мощей) запомнился сельчанам тот день, а по последовавшим далее событиям. И здесь мы обратимся к воспоминаниям Хамтаки Гуважокова, 1935 года рождения. Его отец Шокудз (1895–1968), также принимавший участие в перезахоронении неизвестного, стал, как и другие верхнекурпцы, свидетелем весьма необычного явления. Ночью кладбище (как и полагается, оно располагалось чуть в стороне от селения) неожиданно озарилось ярким лучом, спускавшимся с темного неба. Он был настолько интенсив-ным, что казалось, над кладбищем взошло солнце, только не оранжевое, а голубое. Многие из сельчан вышли из домов, чтобы взглянуть на это необъяснимое явление. И все они, как один, видели силуэты, похожие на че-ловеческие, которые производили на кладбище какие-то действия. В своем мнении верхнекурпцы были единодушны: неизвестные, орудовавшие на кладбище, появились там только по одной причине – перезахоронении не-тленного тела.
Что они с ним сделали – произвели ли какие-то манипуляции после ос-квернения (а вскрытие и есть осквернение) могилы, перезахоронили ли его или забрали с собой – осталось неизвестным. На кладбище сельчане на следующее утро идти побоялись. И еще долгое время обходили место захоронения неизвестного стороной.
Все случившееся можно было бы отнести на забитость и безграмо-ность местного населения, своего рода массовый гипноз, к которому, по мнению новой власти, были причастны прежде всего служители культа. И с этим можно было бы согласиться, но не находит логического объяснения, какие доводы не привлекай при этом, – свет, льющийся с небес на кладбище. Если, конечно, не аппелировать к нашим сегодняшним знаниям об НЛО – десятки очевидцев свидетельствуют, что они зависают над интересующими их объектами, освещая землю мощными прожекторами.
Что же касается находки нетленного тела, то неподверженность тлению – одно из редчайших свойств человеческого организма, способного остановить после смерти естественный процесс разложения. Нетленность и мумификация (высыхание трупа), тем более бальзамирование – понятия несоотносимые. Не случайно католическая церковь не считает нетленными тела, претерпевшие посмертные изменения, к которому и относится тоже бальзамирование. Нетленность присуща ряду культур, но прежде всего оно почитается в христианстве, буддизме.
В книге писательницы Джоан Круз, которая так и называется «Нетленные» (The Incorruptibles) читаем: «Самый первый рассказ об этом феномене был найден в китайских летописях «Житие буддийских святых», где сказано об одном из самых знаменитых патриархов династии Сунь Гуй Нене. Он умер в 712 году и был похоронен в монастыре Куоен. В эпоху падения ди-настии Сунь, в 1276 году, монгольские воины выкопали тело, желая убе-диться в истинности слухов о его чудесной сохранности. Через 564 года после смерти кожа мастера оставалась эластичной и лоснящейся, без ка-ких-либо признаков иссушения или разложения. Тогда монголы вспороли тело и увидели, что сердце и печень в отличном состоянии. Совершенно ошеломленные, они сочли за лучшее немедленно покончить со святотатст-вом и бежать прочь».
В Интернете размещено множество фотографий нетленного тела свя-той Бернадетты Субиру (1844–1879), которую верующие могут видеть в стеклянном гробу в церкви французского города Невер. Чем заслужила эта несчастная нетленность (постоянно болела, провела большую часть в мо-настыре), не совсем понятно. Известно только, что спустя 30 лет после по-гребения ее могилу вскрыли и увидели, что тело более чем хорошо сохранилось. Очередное вскрытие, состоявшееся через 10 лет, явило ту же самую нетленность. Естественно, Бернадетту объявили святой, а собор, где выставлено ее тело, стал местом паломничества тысяч верующих. Что да-ет право скептикам утверждать, что к нетленности Субиру приложили руку священники, нанеся во время эксгумации на ее лицо воск.
Это объяснение, конечно, достойно внимания, но как тогда быть с тру-пом Катарины Лабур, умершей в 1876 году и через 67 лет эксгумированной и тоже не подвергнувшейся разложению? С фактом 1977 года, когда в испанском населенном пункте Эспартинас при вскрытии семейного склепа был обнаружен труп одиннадцатилетнего Хосе Гарсиа Морено, тело кото-рого было неотличимо от живого, хотя он умер сорок лет назад? И с одним из самых известных эпизодов нетленности – телом Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, могилу которого эксгумировали в 2002 году (спустя 75 лет после смерти) и увидели, что у святого «были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локте-вые суставы подвижны, тело благоухало».
Джоан Круз, о которой мы писали выше, выделяет три категории не-тленности тел: сохраненные умышленно; сохранившиеся случайно вслед-ствие воздействия природных условий; истинно нетленные. Церковь объ-ясняет сохранность тела человека после смерти духовными причинами: Бог делает мощи нетленными для укрепления веры, более того, наделяет эти останки Божьих угодников благодатью, способной исцелять человече-ские недуги. Наука же утверждает, что сохранность трупа зависит от условий, в которых он находился (почвы, климата), а также использования способов замедления разложения (бальзамирование, омыление – при послед-нем, когда осуществляется превращение человеческого жира в воск, тело после смерти сохраняет свой вес и выглядит как нетленное).
Что касается верхнекурпского феномена, то факты нахождения нетленных останков в этих местах, да и в целом на территории Кабардино-Балкарии нам не известны. А самое главное, какое отношение к нетленно-сти имеет свет, с которым все очевидцы в той или иной мере ассоциируют вскрытие могилы? Или, возможно, в народной памяти каким-то образом соединились воедино два различных события – находки нетленного тела и света в ночи, которое тоже может иметь свое объяснение.
Опросы местных жителей, с которыми нам помог старший инспектор Верхнекурпского заказника Джабраил Гуважоков, свидетельствуют, что описываемое нами событие продолжает жить в памяти сельчан. О нем помнит Аминат Ашхотова, старшая сестра Ахмеда Хуштова, чей возраст более девяти десятков лет. Хамтака Гуважоков, отец Джабраила, знает место, где копали ту самую могилу, что позволила вскрыть нетленные ос-танки. И согласен ее показать. Но что делать дальше? И надо ли что-то делать?
Кстати говоря, занимаясь этой историей, мы услышали весьма любо-пытный хабар о том, что в Верхнем Курпе в первой половине прошлого века проживал кабардинец по фамилии Тхагазитов, которого многие считали праведником. И когда он умирал, то сделал весьма необычное завещание: «Если засуха будет сжигать ваши поля, выкопайте мое тело и переверните его, дождь пойдет обязательно. И поступить так можно два раза».
Через десять лет, когда невиданная засуха буквально сжигала посевы верхнекурпцев, вспомнили они о словах Тхагазитова, разрыли могилу и были поражены сохранностью тела. Перевернули его и вечером того же дня пошел дождь. Через двадцать лет история повторилась: засуха неис-товствовала. И вновь сельчане выкопали тело, которое по-прежнему оста-валось нетленным, еще раз перевернули его и снова природа одарила терскую землю живительным дождем. К слову говоря, фамилию Тхагазитов можно дословно перевести на русский язык как «поверни бога два раза».
И еще один момент: рядом с местом, где лежит в земле тело человека, способное вызвать дождь, сразу после его смерти забил родник.
Что все это может означать и означает ли, нам неведомо.

После того, как нетленное тело извлекли из могилы, дождь прошел над всей Малой Кабардой…

Материал «Нетленные тела из Верхнего Курпа» вызвал повышенный интерес у читателей, особенно представителей Терского района. Все подтверждают, что подобное событие имело место, но не в Верхнем Курпе, а в селении Терекское (бывшее Болатово), где проживал Ильяс Умарович Тхагазитов (1822–1914).
Личность это была на самом деле легендарная: учился в духовных учебных заведениях Египта, Турции, Сирии, был большим знатоком му-сульманской религии, обладал широким багажом знаний; его познания в области народной медицины удивляли. Вот что написано о нем в книге «История селения Терекское» (2004): «Чувствуя неминуемую смерть, Тхагазитов заблаговременно забальзамировался настоями извест-ных ему трав. Когда его покидали последние силы, он вызвал сына и двух близких родственников и завещал им: спустя восемь лет по-сле его погребения поднять его из могилы, это поможет болатовцам в лихую годину.
В 1922 году, на восьмую годовщину смерти И. Тхагазитова, в Бо-латове и других малокабардинских селах разразилась сильнейшая засуха. Сын и родственники муллы вспомнили о завещании. Тело было извлечено из могилы. И каково же было удивление собрав-шихся, когда они увидели, что оно не разложилось.
Собрались посмотреть на это чудо люди почти со всех населен-ных пунктов Малой Кабарды. Сюда приехал и Хажумар Талович Карашаев – председатель исполкома Совета Мало-Кабардинского округа. В этот день пошел долгожданный сильный летний дождь…»

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments