Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ИЗ ОКОН ЗИПАЛОВСКОГО ОСОБНЯКА ПОСТОЯННО ЗВУЧАЛА МУЗЫКА...

  Восстанавливая страницы истории Нальчика

   Прежде чем рассказывать о Запаловых, чей дом на углу улиц Ногомова и Кабардинской является одной из достопримечательностей Нальчика, надо вспомнить, что Зипаловым – родственникам и однофамильцам – принадлежал целый ряд зданий в городах Северного Кавказа. В частности, четырехэтажные гостиница «Метрополь» и вилла «Колхида» в Ессентуках; гостиничный комплекс «Россия», состоявший из зданий от двух до четырех этажей в Кисловодске; два двухэтажных дома с магазинами во Владикавказе; жилые особняки-магазины в Ростове, Нальчике...
    В Летописи города-курорта Пятигорска, выпущенной «Пятигорским краеведческим музеем, читаем: «Среди частных гостиниц и отелей, «Номеров» и «Меблированных комнат», которых в центре Ессентуков в 1910-ые годы было уже несколько десятков, наиболее крупными были первоклассные гостиницы «Метрополь» и «Донская». Гостиница «Метрополь» (позднее «Маяк»), выстроенная к сезону 1907 г. братьями Зипаловыми у главного входа в парк, насчитывала до сотни хорошо обставленных номеров. В ней имелись читальня, небольшая библиотека, телефон. Путеводители конца XIX века сообщали, что гостиница находится в парке, напротив почтовой станции. Выстроили её из кирпича и дерева за три года так, чтобы здесь никогда не было жарко: островерхая крыша, балконы, просторные галереи закрывали помещения от палящих лучей солнца. В гостинице находилось 64 номера с небольшими передними и отдельными спальнями. При гостинице имелись первоклассный ресторан с общим залом, библиотека, читальня, зал для танцев и концертов, ванны, экипажи, собственная молочная ферма и огороды. Площадь перед главным фасадом украшал цветник».




    А вот публикация Алексея Большакова в «Кисловодской газете», которая так и называется «Гостиница Зипалова»: «Невысокое здание находится прямо напротив цветника у Нарзанной галереи. Здесь располагалась одна из старинных гостиниц Кисловодска. В 1880 году Леонид Николаевич Зипалов приобрел у казны пустой участок земли напротив Нарзанной галереи и решил выстроить рядом с гостиницей Смирнова собственные меблированные номера для приезжих посетителей. Около 1881 года по проекту старшего архитектора Терской области В.И. Грозмани Зипалов построил на участке два дома ¬ – длинный и короткий, в которых находилось тридцать шесть номеров. От Нарзанной галереи до центрального входа в новую гостиницу была проложена удобная широкая дорожка из каменных плит. Первое здание занимало большую часть участка и выполнено в оригинальном архитектурном стиле, над карнизом была устроена балюстрада. …Главный фасад короткого здания был более скромен; он имел входную лоджию на нижнем этаже, где находился магазин, а его верхний этаж имел три пары окон, разделенных лопатками. Окна были украшены наличниками с замками. Над карнизом тоже проходила балюстрада.




    А центральную часть фасада украшал аттик (декоративная стенка над карнизом) с круглым слуховым окном и килевидной бровкой. В гостинице Л.Н. Зипалова было много номеров с отдельными спальнями. Одну неделю, в конце августа 1896 года, здесь жил знаменитый писатель и драматург Антон Павлович Чехов. К началу двадцатого века зипаловская гостиница имела уже сорок пять номеров, цена которых составляла от двух до пяти рублей в сутки. Леонид Николаевич Зипалов скончался в 1902 году и заведение перешло к его наследникам».
Одним словом, Зипаловых на Северном Кавказе было много, и не все из них являлись родственниками. Самый, пожалуй, известный – знаменитый пятигорский купец 1-й гильдии, потомственный Почетный гражданин Пятигорска Bасилий Семенович Зипалов (1829-1895). В 1860-х годах он был городской головой, активно занимался благотворительностью.
В справке об истории создания старейшего учебного заведения Кавказских Минеральных Вод Пятигорской прогимназии, а ныне средней школы им. М. Ю. Лермонтова, читаем: «…До 1868 года обучение было бесплатным. Когда была введена плата за обучение (10-12 рублей в год), она оказалась тяжёлой для многих малообеспеченных ребят. …Некоторые талантливые дети поэтому, несмотря на страстную охоту к учению, по бедности принуждены до окончания курса были выходить из прогимназии и помогать в работе родителям, или идти на выучку к мастеру, или поступить в лавку. Правда, находились такие меценаты, как Зипалов В.С., который с 1875 по 1883 годы вносил плату за обучение нескольких бедных учеников, но такие примеры были единичными».
А вот какая информация размещена на сайте:http://superinf.ru/view_helpstud: «Императорское разрешение присваивать учрежденным стипендиям, кроватям в лечебницах и богадельнях, целым заведениям личные имена жертвователей от 14 декабря 1877 г. открыло новый этап в развитии благотворительности в России. Потомственный Почетный гражданин Пятигорска купец B. C. Зипалов около 25 лет был почетным блюстителем Пятигорского городского училища. Зипалов завещал училищу после смерти капитал для учреждения стипендии его имени. В 1890 г. в Пятигорском городском училище обучалось 260 учеников, среди которых кроме 30 стипендиатов Мефодиевского общества, значилось 7 стипендиатов имени B.C. Зипалова. 31 марта 1896 г. Министерство народного просвещения утвердило «Положение о стипендии Потомственного Почетного гражданина Василия Семеновича Зипалова При Пятигорском трехклассном городском училище»:
«1. На основании Высочайшего повеления 5 декабря 1881 года, на проценты с капитала в одну тысячу рублей, завещанного умершим потомственным почетным гражданином Василием Семеновичем Зипаловым, учреждается Пятигорским трехклассным училищем стипендия его имени.
2. Стипендиальный капитал, заключающийся в свидетельствах государственной 4-х процентной ренты, хранится во Владикавказском отделении Государственного Банка в числе специальных средств училища и, оставаясь навсегда неприкосновенным, составляет неотъемлемую собственность Пятигорского городского училища.
3. Проценты с означенного капитала, за вычетом суммы, подлежащей, согласно закону 20 мая 1885 г., обращению в доход казны, употребляется педагогическим советом училища на взносы платы за право учения, покупку книг, учебных пособий и на снабжение платьем и обувью стипендиата.
3. Стипендиаты избираются педагогическим советом училища из беднейших учеников означенного училища, утверждаются согласно воле завещателя Пятигорскою городскою думою.
4. В случае преобразования Пятигорского городского училища в другое учебное заведение стипендия имени Зипалова передается во вновь преобразованное училище.
5. Могущие образоваться сбережения от стипендии по случаю временного не замещения ее, или по каким - либо другим причинам, прибавляются к основному капиталу, или выдаются в пособие стипендиату, или же другим беднейшим ученикам, по усмотрению педагогического совета.
6. Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств».
И поэтому некоторым диссонансом к сказанному выше звучат строки из статьи «Непризнанная угнетенная невинность», опубликованной в 1900 году в газете «Приазовский край». Под ней стоит подпись П. Д’Аржан – это псевдоним известного балкарского публициста Басията Шаханова (1879-1919). Суть статьи отражена в ее начале: «Кавказский обыватель …необыкновенно, до какой-то даже страсти, любит разыгрывать из себя «угнетенную невинность». Послушайте кавказского обывателя, – это чистенький, беленький, невиннейший агнец, на которого, бог весть почему и бог весть за что, все и вся постоянно клевещет, которого все и вся постоянно инсинуирует». И в качестве примера Б. Шаханов приводит историю, произошедшую с купцами Зипаловыми.
Она, по словам публициста, такова: «Братья Зипаловы (Николай и Владимир) - крупнейшие владикавказские купцы. Они имеют огромную, доставшуюся им по наследству, торговлю на Александровском проспекте. Торгуют они, между прочим, и учебными пособиями. Товар этот, как вы знаете, ходкий и прибыльный. Но братья Зипаловы сумели еще сделать его прибыльнее того, чем он есть в действительности: им удалось монополизировать эту выгодную торговлю; монополизировать не официально, а фактически (официально существовали во Владикавказе и другие книжные торговли, но фактически последние учебников продавать не могли, – фокус, в разъяснении, кажется, не нуждающийся). И как монополисты, братья Зипаловы охулки на руки не клали: родитель, попадавший в их магазин за учебниками для сына или дочки, уходил «весьма довольный». Продолжалось такое исключительное положение дела довольно долго, и, наконец, на него обратила внимание местная пресса, которая выступила с разоблачением, указав, между прочим на такой факт, что в торговле бр[атьев] Зипаловых даже переделывают на обложках цены (учебник французского языка Шаланда).
Бр[атья] Зипаловы, понятное дело, завопили: «Ложь, клевета, личные счеты...» Воплями, однако, ограничиться в этом случае нельзя было (общественное положение не позволяло), и пришлось обратиться в суд.
     В первой инстанции (владикавказский окружной суд) им повезло: редактора приговорили к семидневному тюремному заключению, но во второй инстанции (Тифлисская судебная палата) «угнетенную невинность» их не признали: редактор газеты оказался оправданным».
Из этой заметки можно сделать только один вывод: перед нами отъявленные купцы-барыги, идущие на все (в данном случае подлог) ради максимальной прибыли. Но так ли было на самом деле? Не будем говорить о данном конкретном случае (с деталями дела ознакомиться уже невозможно, да и вряд ли нужно), но факты о благотворительной деятельности представителей фамилии Зипаловых свидетельствуют об обратном.






     Но вернемся к нальчикским Зипаловым, непосредственно к их дому. Вот что писала Нина Громова в книге «Нальчик и нальчане», выпущенной нашим издательством в 2006 году: «Это старинное здание с балконами, с фигурной кладкой, привлекающее к себе пристальное внимание горожан, и теперь находится на углу улиц Ногмова (бывшая Почтовая) и Кабардинская (бывшая Воронцовская). Со стороны Ногмова в доме на первом этаже 4 окна и 2 железных двери, а на втором этаже – 5 окон и балкон с ажурной решеткой.
Со стороны Кабардинской на первом этаже этого дома 4 окна и широкая железная дверь, а на втором этаже – 6 окон, над которыми хорошо видна дата постройки дома: «1903 год», а рядом – инициалы хозяина дома: «П. З.», то есть «Петр Зипалов».
     К нему вплотную примыкает двухэтажный кирпичный дом, на первом этаже которого 3 окна и массивная железная дверь, а на втором этаже – 4 окна, над которыми надпись: «1913 год». Это дом родного брата Петра Григорьевича Зипалова – Афанасия».
     Из чего исходила Нина Громова называя второго брата Афанасием, могла бы ответить только она сама. Но не спросишь – энтузиаст нальчикского краеведения давно в ином мире. Но ни в одном из документов, имеющихся в Государственном архиве КБР, имя Афанасия не фигурирует.
Жильцы, проживающие в домах, соседствующих с зипаловским, в частности, Евгения Филясова-Хаджимукова, утверждают, что братьев звали Петр и Григорий.
     Старейший архивист республики Евгения Сергеевна Тютюнина обобщила имеющиеся документы по Зипаловым, и вот какая картина вырисовывается. По книге оценки нальчикских домовладений, начатой в 1917-м и оконченной в 1919 году, самый дорогой дом стоимостью 40 тыс. руб. (это и есть особняк на углу улиц Ногмова и Кабардинская) принадлежал Петру Зипалову. За ним же числился еще один – оценен в 3 500 рублей, а также дача – 25 тыс. руб.
Имелись домовладения и у других представителей данной фамилии, в частности, у Зипалова Василия Вас. Судя по цене – 400 руб. – совсем небольшое строение. По отчеству владельца, пусть и приведенному в сокращенном варианте, можно с полным основанием говорить, что это сын Bасилия Семеновича Зипалова – того самого городского головы Пятигорска, умершего в 1895 году. Кстати, в списке владельцев лошадей, датированным 1896 годом, имя В. С. Зипалова также присутствует, хотя самих лошадей у него к этому времени нет.
Наличествует в рассматриваемом нами списке и дом Василия Гр. Зипалова, оцененный в 3 500 руб. Уточнение отчества – Гр. – понятно: Григорьевич. То есть, братьев на самом деле звали Петр и Григорий.
Что касается самого зипаловского дома, то здание это действительно необычное, сооруженное по оригинальному проекту. Не случайно дом включен в список архитектурных достопримечательностей Северного Кавказа.
Закономерен вопрос: кто же автор проекта? Выше мы уже отмечали, что один из домов семейства Зипаловых был построен архитектором Грозмани. Как оказалось, этот человек имеет самое прямое отношение и к Кабардино-Балкарии.
Вот что можно узнать из книги О. Петрулевич «Протоиерей Иассон Мамацев и Владикавказское Свято-Троицкое Братство ревнителей православия» (М., 2006), размещенной на фамильном сайте данного рода: «Грозмани – потомственные дворяне из древнего флорентийского рода, первые упоминания о которых относятся к XVI веку, имевшие графский титул.
Винченцо (Викентий) Грозмани (17?? – 18??) – выходец из Флоренции, архитектор. В конце XVIII века по приглашению российского правительства приехал в Санкт-Петербург на государственную службу; в числе других архитекторов участвовал строительстве Исаакиевского собора. У него был сын – Иосиф Викентьевич Грозмани (1800-1876), также имевший отношение к строительству Исаакиевского собора был отмечен чином статского советника. Его сын – Владимир Иосифович Грозмани (1840-1910) – окончив институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (получил звание архитекторского помощника) был назначен в распоряжение Наместника Кавказского. В 1867-1871 годах был войсковым архитектором, далее производителем работ в Терской области, в 1897-1900 годах – главным областным инженером.
В эти годы В. И. Грозмани построил мост через реку Терек в Моздоке, пролётный мост через реку Черек. Конструировал и руководил установкой фашинных плотин через реку Терек, Черек и Аргунь. Строил оросительные каналы и горные дороги на Северном Кавказе. Спроектировал деревянные церкви. Одна из каменных церквей сохранилась до сих пор и находится на станции Прохладной. Самыми известными и значительными постройками Владимира Иосифовича Грозмани считаются Ермоловские ванны в Пятигорске, дома для больных офицеров в Кисловодске и женская гимназия во Владикавказе. Также Владимир Иосифович построил много общественных и частных зданий, особняков и коттеджей. Но самыми приметными из них стала принадлежащая Зипалову гостиница в Кисловодске. Все эти данные приведены в «Юбилейном сборнике института гражданских инженеров», изданном в 1893 году в Санкт-Петербурге.
    Его сын – Владимир Владимирович Грозмани (1878-1913) – окончил в Петербурге институт гражданских инженеров. Служил во Владикавказе. И – внимание – был женат на Александре Николаевне Зипаловой (1890-1952). Александра Николаевна Зипалова – дочь Николая Евдокимовича Зипалова и Евдокии Ивановны Зипаловой (урождённой Фроловой), имела сестру Марию Николаевну Зипалову.
    Сопоставив данные факты, можно с большой степенью уверенности утверждать, что архитектором дома Зипаловых в Нальчике является именно В. И. Грозмани.
Кто же такой, Петр Зипалов, чем он занимался, как сложилась его дальнейшая судьба? Удивительно, но документов о нем в архиве практически никаких нет; даже в списках раскулаченных.
    Оставалось только сожалеть, но готовя этот материал к печати, увидели в Интернете фотографию зипаловского особняка (кстати, отмеченную как памятник архитектуры СКФО, хотя им он до сих пор не является), а под ним короткий комментарий одного из пользователей: «Дом моего предка».
Пользователем оказался Артем Демьяненко; и вот что он написал: «Фамилия моей бабушки (по папиной линии) Зипалова. И Дом в Нальчике построил её предок Петр Зипалов (их было два брата). Корни их греческие».
А потом пришло письмо от Ольги Васильевой: «Я – дочь Веры Петровны Зипаловой, дочери Петра Зипалова. Ваш контакт получила от моего племянника Артема. Пожалуйста, уточните, что именно вас интересует с нашей стороны. Как я понимаю, это биографические сведения моей мамы? В ближайшие время мы с братом обобщим все, что знаем».
Прислал Артем и фотографию, снабдив ее таким текстом: «Это и есть Зипалов Петр Григорьевич, дедушка Веры Петровны Демьяненко (девичья фамилия Зипалова), моей бабушки.
А еще он сообщил, что в их доме хранится семейная реликвия – барометр, причем действующий. На его обратной стороне выцарапаны надписи. Они читаются и таковы:
1870 - Зипалов П.Г. (Петр Григорьевич)
1914 - Зипалов П.П. (Петр Петрович)
1942 - Зипалова М.А. (Мария Аркадьевна)
1947 - Зипалова В.П. (Вера Петровна) (Демьяненко)
1987 - Демьяненко Сергей Васильевич.
Сергей Васильевич – отец Артема.
    Тем самым барометр явился своего рода генеалогической таблицей, позволившей нам хоть в какой-то мере узнать о судьбе (в первую очередь, годе рождения) Петра Григорьевича Зипалова.
     …Это была весьма неординарная личность. Вовсе не обычный торгаш, а человек просвещенный, много читающий, любящий музыку. Рояль в доме был не частью обстановки, а свидетельствовал о духовно-нравстенном развитии хозяев. Как вспоминали слобожане, музыка звучала из открытых зипаловских окон постоянно. И есть какая-то внутренняя связь, что именно здесь разместилась уже в советское время республиканская филармония.
     Особняк Зипаловых стал для слободы Нальчик не только очередной торговой точкой – на первом этаже размещался магазин «Мануфактура», а по большому счету – культурно-просветительским центром: второй этаж был отдан под киноконцертный зал «Синема». Здесь крутили не только первые немые фильмы, но и ставили благотворительные спектакли.
Сам особняк представлял из себя большое хозяйство, в котором все было налажено и исправно функционировало. Во дворе располагалось жилье для обслуги; конюшни с несколькими выездными экипажами. На заднем дворе размещалась всяческая живность: коровы, свиньи, птица. После экспроприации все это хозяйство приказало долго быть – новая власть не могла позволить, чтобы животные жили лучше людей. Конюшни (со стороны Ногмова) переделали под бараки, в которых заселили людей. Кстати, сеновалы над конюшнями так и остались. Сеновалы были также в хлеве для коров (со стороны улицы Кабардинской), но при смене крыши и установки форсунок их убрали.
Что касается основных зданий, то одно время (недолго) на втором этаже располагался дом пионеров, в годы, когда восстанавливали разрушенный в годы войны кинотеатр «Победа» – демонстрировали трофейные фильмы. Старожилы Нальчика рассказывали, что в 1945 году именно здесь показывали художественный фильм «В 6 часов вечера после войны», хотя война еще продолжалась, но уже шла к победоносному концу.
А после восстановления «Победы» на втором этаже зипаловского особняка разместилась филармония и находилась здесь практически до конца 90-х годов прошлого века.
Первый же этаж все эти годы оставался торговой точкой – в нем располагался универсальный магазин, в 70-80-х годах носивший название «Богатырь».
За прошедшее время дом претерпел множество варварских (это самое уместное здесь определение) вмешательств. Причем некоторые из строительных новаций не поддаются разумному объяснению: к примеру, крайне непрофессионально (неряшливость зашкаливает) заложенные окна на первом этаже совершенно обезобразили внешний вид здания. При этом не было осуществлено ни одного не то что капитального, а обычного ремонта. Подвальное помещение постоянно залито водой и как может быть по-другому, если сюда спущены водосточные трубы.
В 1988 году неисповедимыми путями особняк по улице Кабардинская, 57, являющийся, напомним, архитектурным памятником СКФО, ушел в частные руки. Что же сделано собственником за прошедшие 28 лет из более чем столетней истории дома? Несколько окон и дверей и заложены кирпичом и зашиты листовым железом; на втором этаже установлены пластиковые окна. Вот и все. Правда, сейчас в залах первого этажа осуществляется переделка. Но вот кто ее санкционировал?
В этом году особняк облагородили внешне, но вы зайдите внутрь и увидите, что за фасадом и во дворе не просто разруха, а сюжет для снятия фильма «Собачье сердце». Если дело пойдет таким образом и дальше, то дом купцов Зипаловых, настоящий архитектурный шедевр, будет утрачен.
…Более 20 лет назад в одном из властных кабинетов Дома правительства один из авторов этих строк стал участником разговора о том, что было бы неплохо организовать в данном особняке нечто вроде дома для творческой интеллигенции. Владельцем кабинета, на тот момент одним из людей, руливших республикой, мне на полном серьезе было предложено заняться этим вопросом: проработать его, внести предложения. Помнится, составил грандиозный план, разработал мероприятия, программу для клубов по интересам. Все кончилось ничем. А ведь идея была неплохой. К ней и сегодня не поздно вернуться, если мы хотим не просто сохранить то, что было – то есть, архитектурный памятник Дом купцов Зипаловых, но и дать ему вторую жизнь. Право, он этого достоин.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment