Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

НЕБЕСНЫЙ СВЕТ НЕТЛЕННОГО ТЕЛА

В нашей, выразимся так, авторской копилке, немало историй, объяснение которых невозможно с позиций обыденной действительности, так как описываемое в них  носит фантастический характер, оно ирреально и не подлежит по большому счету обсуждению всерьез, если бы…
Если бы не множество свидетелей, а то и участников происходившего, если бы не передаваемые от родителей детям многочисленные детали случившегося. Разрозненные, сохранившиеся в памяти самых разных людей, они, собранные спустя годы воедино, напоминают чем-то детский пазл: многое еще не ясно, непонятно, но в целом картина уже видна. И она достойна обнародования.
Началось все с рассказа Лидии Хуштовой, учительницы нальчикской гимназии № 2, которая на одной из наших встреч с читателями передала хабар, поведанный ей отцом – Ахмедом Шадовичем Хуштовым (1925–2003). Ахмед, уроженец селения Верхний Курп Терского района, вспоминал о необычном случае, которому он был косвенным свидетелем. В начале тридцатых годов (речь скорее всего идет о 1931-32 годах) умер один из односельчан. Шад, отец Ахмеда, был одним из тех, кому довелось копать могилу для усопшего. Он и рассказал, да и сам Ахмед, бегавший потом на кладбище, видел, что копавшие погребальную яму неожиданно (место было выбрано внешненичем не отмеченное) наткнулись на захоронение.
Лежал в нем пожилой мужчина, чье тело до удивительного сохранилось – вид его свидетельствовал о нетленности. Кожа, обтянувшая кости на лице, была не темного, а телесного цвета, закрытые веками глаза казалось сомкнулись на мгновение и вот-вот приоткроются, густая с сединой борода и усы не сгнили, более того, когда кто-то из курпцев не удержался и потянул за кончик усов, он не отвалился.
Самое интересное, сохранилась одежда покойного, резко отличная от одеяния местных жителей и представлявшая что-то вроде длинных широких штанов поверх которых был надет халат или нечто похожее на него. Материя облегала тело и также не расползалась в руках, хотя по логике вещей давным-давно должна была стлеть от времени. Говоря о последнем, мы отталкиваемся не от возможной датировки захоронения (она неизвестна и вряд ли когда-нибудь будет установлена), а о том, что вокруг могилы в скором времени собрались все старики селения. Но и самые пожилые люди (а многим было за 90 и более лет) не смогли признать в покойнике односельчанина. О нем никому ничего не было известно. Да и место могилы (повторимся, абсолютно неотличимое от окружающей местности) говорило о том, что здесь со дня основания этого кабардинского поселения никого не провожали в последний путь. Следовательно, время жизни покойного уходило в далекое прошлое. Невиданная же сохранность трупа свидетельствовала о его святости.
Курпцы перезахоронили найденное тело, произвели полагающийся при этом мусульманский обряд. Но не только по этой причине (найденных святых мощей) запомнился сельчанам тот день, а по последовавшим далее событиям. И здесь мы обратимся к воспоминаниям Хамтаки Гуважокова, 1935 года рождения. Его отец  Шокудз (1895–1968), также принимавший участие в перезахоронении неизвестного, стал, как и другие верхнекурпцы,  свидетелем весьма необычного явления. Ночью кладбище (как и полагается, оно располагалось чуть в стороне от селения) неожиданно озарилось ярким лучом, спускавшимся с темного неба. Он был настолько интенсивным, что казалось над кладбищем взошло солнце, только не оранжевое, а голубое. Многие из сельчан вышли из домов, чтобы взглянуть на это необъяснимое явление. И все они, как один, видели силуэты, похожие на человеческие, которые производили на кладбище какие-то действия. В своем мнении верхнекурпцы были единодушны: неизвестные, орудовавшие на кладбище, появились там только по одной причине – перезахоронении  нетленного тела.
Что они с ним сделали – произвели ли  какие-то манипуляции после осквернения (а вскрытие и есть осквернение) могилы, перезахоронили ли его или забрали с собой – осталось неизвестным. На кладбище сельчане  на следующее утро идти побоялись. И еще долгое время обходили место захоронения неизвестного стороной.
Все случившееся можно было бы отнести на забитость и безграмотность местного населения, своего рода массовый гипноз, к которому, по мнению новой власти, были причастны прежде всего служители культа. И с этим можно было бы согласиться, но не находит логического объяснения, какие доводы не привлекай при этом, – свет, льющийся с небес на кладбище. Если, конечно, не аппелировать к нашим сегодняшним знаниям об НЛО – десятки очевидцев свидетельствуют, что они зависают над интересующими их объектами, освещая землю мощными прожекторами.
Что же касается  находка нетленного тела, то не подверженность тлению – одно из редчайших свойств человеческого организма, способного остановить после смерти естественный процесс разложения. Нетленность и мумификация (высыхание трупа), тем более бальзамирование – понятия несоотносимые. Не случайно католическая церковь не считает  нетленными тела, претерпевшие  посмертные изменения, к которому и относится тоже бальзамирование. Нетленность присуща ряду культур, но прежде всего оно почитается в христианстве, буддизме.
В книге писательницы  Джоан Круз, которая так и называется «Нетленные» (The Incorruptibles) читаем: «Самый первый рассказ об этом феномене был найден в китайских летописях «Житие буддийских святых», где сказано об одном из самых знаменитых патриархов династии Сунь Гуй Нене. Он умер в 712 году и был похоронен в монастыре Куо-ен. В эпоху падения династии Сунь, в 1276 году, монгольские воины выкопали тело, желая убедиться в истинности слухов о его чудесной сохранности. Через 564 года после смерти кожа мастера оставалась эластичной и лоснящейся, без каких-либо признаков иссушения или разложения. Тогда монголы вспороли тело и увидели, что сердце и печень в отличном состоянии. Совершенно ошеломленные, они сочли за лучшее немедленно покончить со святотатством и бежать прочь».
В интернете размещено множество фотографий нетленного тела святой Бернадетты Субиру (1844– 1879), которую верующие могут видеть в стеклянном гробу в церкви французского города Невер. Чем заслужила эта несчастная нетленность (постоянно болела, провела большую часть в монастыре) не совсем понятно. Известно только, что спустя 30 лет после погребения ее могилу вскрыли и увидели, что тело более чем хорошо сохранилось. Очередное вскрытие, состоявшееся через 10 лет, явило ту же самую нетленность. Естественно, Бернадетту объявили святой,  а собор, где выставлено ее тело, стал местом паломничества тысяч верующих. Что дает право скептикам утверждать, что к нетленности Субиру приложили руку священники, нанеся во время эксгумации на ее лицо воск.
Это объяснение, конечно, достойно внимания, но как тогда быть с трупом Катарины Лабур, умершей в 1876 году и через 67 лет эксгумированной и тоже не подвергнувшейся разложению? С фактом 1977 года, когда в испанском населенном пункте Эспартинас при вскрытии семейного склепа был обнаружен труп одиннадцатилетнего Хосе Гарсиа Морено, тело которого было неотличимо от живого, хотя он умер сорок лет назад? И с одним из самых известных эпизодов нетленности – телом Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, могилу которого эксгумировали в 2002 году (спустя 75 лет после смерти) и увидели, что у святого «были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локтевые суставы подвижны, тело благоухало».
Джоан Круз, о корой мы писали выше,  выделяет три категории нетленности тел: сохраненные умышленно; сохранившиеся случайно вследствие воздействия природных условий; истинно нетленные. Церковь объясняет  сохранность тела человека после смерти духовными причинами: Бог делает  мощи нетленными для укрепления веры, более того, наделяет эти останки божьих угодников благодатью, способной исцелять человеческие недуги. Наука же утверждает, что сохранность трупа  зависит от условий, в которых он находился (почвы, климата.), а также использования способов замедления разложения (бальзамирование, омыление – при последнем, когда осуществляется превращение человеческого жира в воск, тело после смерти сохраняет свой вес и выглядит как нетленное).
Что касается верхнекурпского феномена, то факты нахождения нетленных останков в этих местах, да и в целом на территории Кабардино-Балкарии нам не известны. А самое главное, какое отношение к нетленности имеет свет, с которым все очевидцы в той или иной мере ассоциируют вскрытие могилы? Или, возможно, в народной памяти каким-то образом соединились воедино два различных события – находки нетленного тела и света в ночи, которое тоже может иметь свое объяснение.
Опросы местных жителей, с которыми нам помог старший инспектор Верхнекурпского заказника Джабраил Гуважоков, свидетельствуют, что описываемое нами событие продолжает жить в памяти сельчан. О нем помнит Аминат Ашхотова, старшая сестра Ахмеда Хуштова, чей возраст более девяти десятков лет. Хамтака Гуважоков, отец Джабраила, знает место, где копали ту самую могилу, что позволила вскрыть нетленные останки. И согласен ее показать. Но что делать дальше? И надо ли что-то делать?
Кстати говоря, занимаясь этой историей, мы услышали весьма любопытный хабар о том, что в Верхнем Курпе в первой половине прошлого века проживал кабардинец по фамилии Тхагазитов, которого многие считали праведником. И когда он умирал, то сделал весьма необычное завещание: «Если засуха будет сжигать ваши поля, выкопайте мое тело и переверните его, дождь пойдет обязательно. И поступить так можно два раза».
Через десять лет, когда невиданная засуха буквально сжигала посевы верхнекурпцев, вспомнили они о словах Тхагазитова, разрыли могилу и были поражены сохранностью тела. Перевернули его и вечером того же дня пошел дождь. Через двадцать лет история повторилась: засуха неистовствовала. И вновь сельчане выкопали тело, которое по-прежнему оставалось нетленным, еще раз перевернули его и снова природа одарила терскую землю живительным дождем. К слову говоря, фамилию Тхагазитов можно дословно перевести на русский язык как «поверни бога два раза».
И еще один момент: рядом с местом, где лежит в земле тело человека, способное вызвать  дождь, сразу после его смерти забил родник.
Что все это может означать и означает ли, нам неведомо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment