Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ОТВЕРСТИЕ В МОГИЛЬНИКЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С БОГОМ.....

  ...Позавчера (в четверг) в издательство зашел Вадим Апшацев, человек, увлеченный историей родного селения Псыгансу, с помощью которого была воссоздана история уничтожения карателей из батальона «Бергман», квартировавших в местечке Вагацуко (отселок Псыгансу) в 1942 году.
  Рассказал Вадим следующее. Его сосед по домовладению Руслан в начале двухтысячных решил разровнять свой придворовой участок, для чего привлек местного бульдозериста. В конце участка располагался небольшой (менее полутора метров высотой и диаметром около десяти метров) холмик. Его хозяин решил убрать, а землю сбросить с обрыва, которым и заканчивался участок. В процессе работы выяснилось, что холмик был рукотворным – курганом, в середине которого открылась хорошо сохранившаяся пещерка (примерно метр на метр) на дне которой стоял небольшой кувшинчик, изготовленный из асбеста (хозяин участка был уверен, что емкость была изготовлена именно из него, так как ранее работал с этим материалом).
  После небольшого совещания тех, кто участвовал в земляных работах (хозяина участка и двух соседних, а также бульдозериста), пещерку со всем ее содержимым решено было срыть. Что и сделали.




     Но зашел Вадим в издательство вовсе не для того, чтобы поделиться историей пятнадцатилетней давности. Дело в том, что хозяин участка посадил на этом месте сливовые деревья, но они за все прошедшие годы так не выросли – остались низкорослыми в отличии от других, посаженных за пределами погребального кургана, а самое главное – не дают плодов. Более того, и трава здесь не растет. Если на участке ее за лето выкашивают трижды, то на месте бывшего кургана лишь жалкие жухлые травинки, которые и травой стыдно назвать. Данные рстения отличаются не только внешне – это совершенно иной видовой состав: похожих на них поблизости нет. Но самое главное, что беспокоит хозяина – неизвестно откуда берущаяся плесень: зеленовато-белая, склизкая, неприятная даже внешне. Впрочем. Плесень она напоминает только внешне, а на самом деле это вязкая, липкая субстанция, знакомая больше по фантастическим фильмам о пришельцах.

   Забегая вперед, скажу, что на следующий день, в пятницу, по моей просьбе Вадим привез в баночке от сметаны эту самую плесень-субстанцию и она мне очень даже не понравилась. Вадим брал ее руками, растирал пальцами, она сморщивалась и сжималась, но вовсе н напоминала при этом о своем растительном происхождении. Хотя один из местных биологов, которыму мы показали привезенный образец, почти уверенно сказал, что это род мха, так называемая маршанция. К своему стыду я не слышал о ней ничего и только из википедии узнал, что это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка (слоевища), стелющегося по поверхности земли.
   Но представленное на фотографии и то, что привез Вадим все-таки значительно отличалось друг от друга, поэтому я и сейчас не уверен, что растения, появляющиеся неизвестно откуда на частном подворье в Псыгансу, являются именно одним из подвидов маршанции.
  Короче говоря, виделось необходимым побывать на том самом месте, где некогда располагался погребальный холмик. Сегодня, субботним утром, мы выехали в Псыгансу и вот что удалось узнать.
  Кувшинчиков, как выяснилось, было не один, как утверждал Руслан Безиров, а несколько – не меньше шести-семи. Об этом рассказал Бетал Бозиев, сосед Вадима и Руслана, который стоял в паре шагов от открывшейся под ножом бульдозера нишей. Установлены они были на небольших подставках из глины; внутри (один кувшинчик был поврежден) находилась зола. В верхней части пещерки имелось ровное круглое отверстие, выходившее судя по всему наружу. Стенки этой погребальной камеры, как и само отверстие, оказались столь хорошо обработаны (глина блестела на солнце и напоминала спекшуюся от сильной температуры), что даже под ударом мощной техники сохранили свою форму.
   Понятно, что в кувшинчиках (общими усилиями участники того события пришли к выводу, что их диаметр был где-то сантиметров 15, а высота – около 20 см) находилась вовсе не зола, а прах. Одна из стенок захоронения была черной, словно обгоревшей и резко контрастировала с другими, глиняными. Бетал Бозиев сказал, что она была мягкой, даже уточнил – шелковистой. В тот далекий день он предложил позвать кого-то из старших, но это не вызвало энтузиазма у собравшихся. Когда же изъявил желание взять один из кувшинчиков, его все стали отговаривать. Так и случилось, что все емкости так и остались в погребальной камере, которую вместе с остальной землей сбросили с обрыва.


   В этой истории много печального, если не сказать жестче. Но самое грустное и главное – нам, вероятно, никогда не узнать, что это было за захоронение, кто его сделал и когда, какой ритуальный смысл несли погребальные урны, почему и для чего в нем имелось отверстие. Говоря о последнем, можно только предполагать о его назначении. В работе омского исследователя Михаила Корусенко «Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв.», размещенной в Интернете, я нашел вот что. Цитирую: «Записанное в д. Юрт-Бергамак свидетельство об оставлении в могиле отверстия для того, чтобы покойник мог общаться с богом, видимо позднее переосмысление обычая общения с умершим через такое отверстие именно в дни поминок-проводов. Подобные обряды до настоящего времени практикуют ханты и манси, правда, для умершего делают окошко в надмогильном сооружении, а не в могиле Более похожие ритуалы, даже сопровождающиеся кормлением покойного через это отверстие в могиле, зафиксированы по историческими свидетельствами у казахов. У барабинцев и томских татар при засыпании могилы в ней оставляли палку, которую затем вынимали, что бы послушать, не шевелится ли покойник, не может ли он выйти, принести зло людям. Подобные аналогии можно продолжать, но даже приведённые сведения показывают принадлежность зафиксированного явления к кругу мировоззренческих универсалий, характерных для определённого уровня развития погребального обряда и мировоззренческих установок у целого ряда народов».
  Имеет ли это какое-то отношение к псыгансуевскому захоронению? А может все намного проще? Может отверстие оставлено для того, чтобы душа покойника могла свободно перемещаться? Но вот вопрос – когда человека сжигают и от него остается только прах, что делать душе в этой кучке пепла, оставшейся от тела?
 …Я мерял шагами то место, где некогда располагался курган.
 ...Я держал в руках биолокационные рамки, которые стремительно крутились из стороны в сторону не замирая ни на мгновение, убеждая меня в том, что здесь находится сильнейшая геопатогенная зона.
  ...Я вглядывался в плесень (мох ли?) ничем не связанную с землей и скукоживающуюся у меня под ногами и понимал: мы приехали слишком поздно. То, что было над землей – исчезло навсегда; то, что есть под землей – нам недоступно...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment