
После того, как советская власть взяла на вооружение знаменитую фразу Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (кстати, не написанную им, а произнесенную и известную только по воспоминаниям Луначарского) в стране началось активное строительство кинотеатров. Именно они рассматриваются как архитектурные центры в городах провинции; в них видели не просто место, где смотрят идеологически выверенное кино, но и общаются, просвещаются, приобщаются. Поэтому в это время активно разрабатываются проекты многозальных кинотеатров. Одним из их авторов становится Виктор Калмыков, типовые проекты которого становятся наиболее востребованными в «киностроении».
Виктор Петрович Калмыков (1908-1981) – известный советский архитектор. В 1930 году он окончил Московский ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, который называют цитаделью русского авангара 1920-х годов) и был направлен в Управлении кинофикации при СНК РСФСР. Здесь стал главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в СССР на первом его этапе. Именно под его руководством бюро Совета кинофикации при Комитете по делам искусств при СНК СССР разработало типовой проект по которому в 1935-1940 годах в различных городах СССР было построено 60 кинотеатров, в том числе 50, разработка которых принадлежала лично В. П. Калмыкову. Он, кстати, обобщил опыт данного строительства в книге «Архитектура и проектирование кинотеатров», изданной в 1941 году в издательстве Академии архитектуры СССР.
Среди 50 кинотеатров, в том числе таких, как «Октябрь» (Таганрог), «Родина» (Орёл), «Звезда» (Тверь)», «Родина» (Москва), «Победа» (Псков), «Симферополь» (Симферополь), и наша «Победа». Привязку ее к условиям Нальчика и архитектурное решение фасада осуществило местное проектное бюро. Кстати, В. П. Калмыков считал своим долгом побывать в тех городах, где осуществлалось строительство по его проекту. Следовательно, был он и в Нальчике. И, вероятно, с его одобрения на фасаде появилась знаменитая танцующая пара.
Документов о пребывании архитектора в Нальчике мы не нашли, но судя по всему это произошло где-то в мае-июне 1938 года.
Возвести кинготеатр решено было на месте так называемого малого нальчикского базара, для чего были снесены торговые ряды и в мае 1936 года начато строительство – заложен фундамент здания. Весной 1938 года были завершены основные работы.
К сожалению, достоверной информации о строительстве кинотеатра «Победа» очень мало. И одной из причин этого, без сомнения, является тот факт, что 1937-38 годы стали одними из самых трагических в истории Кабардино-Балкарии. Репрессии, борьба за первенство в высших эшелонах власти республики, арест Бетала Калмыкова (12 ноября 1938 года), с именем которого связывалось строительство кинотеатра, наложили негласное табу на пропаганду этого самого помпезного (на тот момент) здания в Нальчике и Кабардино-Балкарии. И на фамилию архитектора – однофамильца вождя местных коммунистов. Именно по этой причине имя Виктора Петровича никак не оказалось увековечено; более того – напрочь забыто.
Как и имя Леонида Григорьевича Молодожанина (Лео Мола), одного из авторов танцующей пары, установленной на фасаде кинотеатра. Ушедшего (по одной из версий) после временной окуппации республики с немцами и снискавшего впоследствии мировую известность в Канаде.
Среди 50 кинотеатров, в том числе таких, как «Октябрь» (Таганрог), «Родина» (Орёл), «Звезда» (Тверь)», «Родина» (Москва), «Победа» (Псков), «Симферополь» (Симферополь), и наша «Победа». Привязку ее к условиям Нальчика и архитектурное решение фасада осуществило местное проектное бюро. Кстати, В. П. Калмыков считал своим долгом побывать в тех городах, где осуществлалось строительство по его проекту. Следовательно, был он и в Нальчике. И, вероятно, с его одобрения на фасаде появилась знаменитая танцующая пара.
Документов о пребывании архитектора в Нальчике мы не нашли, но судя по всему это произошло где-то в мае-июне 1938 года.
Возвести кинготеатр решено было на месте так называемого малого нальчикского базара, для чего были снесены торговые ряды и в мае 1936 года начато строительство – заложен фундамент здания. Весной 1938 года были завершены основные работы.
К сожалению, достоверной информации о строительстве кинотеатра «Победа» очень мало. И одной из причин этого, без сомнения, является тот факт, что 1937-38 годы стали одними из самых трагических в истории Кабардино-Балкарии. Репрессии, борьба за первенство в высших эшелонах власти республики, арест Бетала Калмыкова (12 ноября 1938 года), с именем которого связывалось строительство кинотеатра, наложили негласное табу на пропаганду этого самого помпезного (на тот момент) здания в Нальчике и Кабардино-Балкарии. И на фамилию архитектора – однофамильца вождя местных коммунистов. Именно по этой причине имя Виктора Петровича никак не оказалось увековечено; более того – напрочь забыто.
Как и имя Леонида Григорьевича Молодожанина (Лео Мола), одного из авторов танцующей пары, установленной на фасаде кинотеатра. Ушедшего (по одной из версий) после временной окуппации республики с немцами и снискавшего впоследствии мировую известность в Канаде.



Первые зрители, пришедшие в «Победу», были поражены не только внешним, которое они могли наблюдать во время строительства, но и внутренним убранством кинотеатра. Большой зрительный зал с балконами, обширное фойе с малой сценой (здесь перед сеансом выступал с репризами знаменитый эстрадный конферансье Э. Г. Мартиросов, играл, когда он еще был не в опале, джаз-оркестр, звучали песни в исполнении местных певцов) плюс малый зрительный зал.
Светлые, радующие глаз интерьеры, изящные лепнина барельефов на стенах (есть предположение, что и к их созданию причастен Лео Мол), массивные внешне, но в тоже время такие ажурные лестничные пролеты, ведущие на галерею второго этажа, где работал буфет… Все это создавало светлое настроение, почему поход в кинотеатр становился для нальчан настоящим праздником души.
Именно поэтому кинотатр, разрушенный в ходе военных действий во время оккупации, решено было восстановить одним из первых. Именно поэтому, когда уже в наши дни «Победа» сгорела, властные структуры республики и города решили восстановить кинотеатр в превоначальном виде с сохранением его функциональной принадлежности.
Да, возможно, он не настолько оригинален, как считают некоторые. Практически аналогичный – «Родина» – есть в Элисте, только на нем были установлены не танцоры, а статуи рабочего и спортсменки, к настоящему времени не сохранившиеся. Кстати, открыт был элистинский кинотеатр чуть ли не день в день с нальчикским – 15 ноября 1938 года и украшен декоративной росписью, выполненной по эскизам знаменитого художника-графика Владимира Фаворского. Такая же роспись, выполненная на цветной штукатурке (граффити) была в предвоенные годы и на «Победе». Но кто ее сделал – может, тот же самый Владимир Фаворский? – нам неизвестно.
Однотипный (бывший «Комсомолец», в котором ныне располагается театр кукол) имеется в Махачкале, целом ряде других городов. Ну и что с того?
Нальчикский, несмотря на типовой проект – особенный.
Неповторимый. Единственный. Наш. И этим все сказано.
А посему восстановив кинотеатр, надо не забыть и про установленную на нем ранее табличку. Но при этом к тексту, что здание это – первый профессиональный кинотеатр, являющийся объектом культурного наследия республиканского значения (Постановление СМ КБАССР от 16.06.1988 за № 167), надо обязательно добавить: архитектор В. П. Калмыков, скульптор Л. Г. Молодожанин (Лео Мол).