Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ТАТЫ ПОЮТ КАБАРДИНСКИЕ И БАЛКАРСКИЕ ПЕСНИ, ГОВОРЯТ НА ЭТИХ, РОДНЫХ ИМ ЯЗЫКАХ, И ПЛАЧУТ…

  ...С Иосифом Мигировым, известным татским писателем, нальчанином по месту рождения, а в настоящее время жителем Нью-Йорка, мы знакомы более тридцати лет. Особенно тесно общались в девяностых годах прошлого века, когда автор этих строк редактировал его книгу «Век откровения». Иосиф назвал свое произведение роман, но я этому ужасно сопротивлялся. Вещь была настолько неоднозначная, противоречила законам жанра; стиль автора – резкий, оборванный, не всегда логичный – вызывал желание править и править. Я попытался это сделать, но столкнулся с таким сопротивлением Иосиф, что пришлось отступить. Редактирование было глубоким, но, если так выразиться, традиционным: не переписывание, а приглаживание.


 
    А потом Мигиров эмингрировал. Выезжал в Израиль, но оказался в Америке, где и живет уже более двух десятилетий. Но наше общение не прервалось. Более того, в 2005 году в нашем издательстве вышел его роман «Оставленные жить».
    К нему было написано издательское предисловие. Вот оно:

  …Чтобы написать такую книгу, Иосифу Мигирову надо было навсегда покинуть места, где он родился и вырос, где остались друзья и горы, солнце и речка, подступающая совсем близко к окраинам дома «Еврейской колонки» – так в обиходной речи местные жители называли густонаселенный район компактного проживания горских евреев. В начале 90-х годов прошлого столетия, после распада СССР, почти все они вынуждены были уехать. Тоской и болью разлуки пронизаны их письма в Нальчик, а когда выпадает им случай общаться за границей с кем-то из Кабардино-Балкарии, то поют они именно кабардинские и балкарские песни и говорят на этих, родных им, языках. И плачут...
    Извечна гонимость евреев. Привычны глубоко затаившаяся печаль и покорность судьбе богоизбранного народа. Пришло третье тысячелетие, но еврейский вопрос не снимается, и мировая молва не благоволит к Израилю. Почему человечество захлестывает волна ненависти к евреям, почему сами они смирились с подобной участью – вот вопросы, на которые пытается найти ответ писатель Иосиф Мигиров. Обращаясь к древней истории, к патриарху Аврааму, усматривает его вину в том, что весь еврейский народ согласился на роль жертвы. Ведь Авраам, по Мигирову, не разглядел в явившемся ему в облике Мелхиседека дьявола и принес в жертву своего единственного сына Исаака, чтобы доказать преданность Богу. Но Бог только испытывает людей, а не искушает, как дьявол. Так было со дня сотворения человека, и Иосиф Мигиров предлагает нам свою концепцию мифа о взаимоотношениях оставленных жить на земле с Богом. Здесь Его нет, Он находится в других мирах, где у Него много работы. Но если душа человеческая отчаянно захочет Его присутствия в мире, то она способна привести Бога на землю. В отчаянии – вера, в отчаянии же затаена любовь – не только прозрение Доброго Одноглазого, это ведь и кредо автора «Оставленных жить».
    Мигиров отважно вступает в Реку жизни Авраама и при помощи главной героини Хаймалки убеждает того не потворствовать дьяволу, не сотворять из евреев «болезненно самолюбивую жертву». Дальнейшую борьбу за восстановление Храма она будет вести не одна, а с обновленным, переродившимся Исааком, который получит имя Ицхак.
    Силы дьявола могущественны и коварны, ненависть зла и безобразна, но Любовь, посланная Богом, поможет преодолеть все. Из-под разрушенного храмового основания поток воды вынесет серебряный сундук с Торой. Люди станут собирать средства на строительство нового Храма, они возродятся вместе с Храмом и поверят в то, что Бог никогда не оставлял своего народа. Просто каждому следует преодолеть в своем сердце запрет на веру в Него. Запрет, который наложил дьявол. Бог в это не вмешивался, ведь выбор всегда за самим человеком. И если вкусил он от плода добра и зла в райском саду, разве не понимает, не разберется, где одно и где другое?
    Никому из смертных не дано знать, какая кого ждет судьба, не знают этого и целые народы. Однако Космос милостив к тем, кто понимает его законы мироздания и умеет прочитывать знамения, посылаемые им сверху, кто исполнен светлых намерений и дружественных чувств.
«О Великая Пустота!
Всесильная и Всепроникающая! Непостижима сила Твоя! Ты явила невыразимое и одарила нас Великим Таинством Возможного!..
Пусть будет омыта Душа Спасительными Водами Твоего Безбрежного Всепроникающего Сознания!..»
Молитва Мигирова непостижимым образом подтолкнула к мысли, что, спасая Тору в самые страшные моменты своей истории, евреи спасали не только Закон, но саму совокупную душу своего народа, ведь каждой букве этой Книги соответствует одна еврейская душа. А душа, в которой живет Бог, уже есть сгусток бессмертной энергии (духа), который оживляет пески и камни, превращая пустыни в сады, обращает ненависть в любовь, приближает людей к познанию самой Жизни вместо привычного накопления информации о способах борьбы с ней. Печать Каина, столь долго стимулирующая зависть одних к другим, вызывающая вражду, ненависть, проливающая кровь, не должна ли и она разорваться на мириады огней, как двухголовое чудище, созданное воображением Мигирова? Жить ради высокого, а не низменного. Владеть безграничным звездным пространством, а не пытаться завоевать ту пядь земли, где уже живут люди. Да, это из области мечтаний, но давно известно, многие из них сбываются, если упрямо идти к цели, преодолевая насмешки и боль, улюлюканье толпы и диктат устоявшихся обычаев и обрядов.
Миф, созданный Иосифом Мигировым, не только на еврейскую тему. Он несет всечеловеческое содержание, вселенское звучание.
Там, в Космосе, нет прошлого, настоящего или будущего, там все взаимосвязано, взаимообусловлено. Там возможно не только осмысление пройденного пути, но и активная духовная работа по исправлению ошибок, преодолению заблуждений, поиску истины.
Человек страха должен уступить место человеку свободному. И Бог возрадуется, что поняли мы его замысел, что вместо крови на алтарь его прольем воду. Ту самую, что символизирует Душу Мира, что утоляет жажду и гасит пожары, что есть первооснова жизни.
Иосиф Мигиров, писатель из Нальчика, живущий в Нью-Йорке, это уже сделал. Своей книгой.

  …Этим летом Иосиф приезжал в Нальчик. Мы не виделись более двух десятилетий, и поэтому нам было о чем поговорить, несмотря на то, что современные средства телекоммуникации позволяют общаться ежедневно без малейших усилий. Мигиров привез свои новые произведения, вышедшие в двух томах. Тема все та же: как жить в этом безжалостном мире народу, отмеченному Богом…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments