Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ЭНЕРГЕТИКА ЛЕСИСТОГО КУРГАНА

 Материал, который комментируют сесационные фотографии

  Позвонил хороший знакомый и с волнением в голосе сообщил: после того, как на Лесистом кургане, что за селением Урвань, срубили все деревья и кусты, стало происходить что-то невероятное. В частности, местный арендатор, возделывающий кукурузу, заночевал в поле. Но вскоре проснулся от того, что его машину кто-то раскачивал. Да так сильно, что она буквально ходила из стороны в сторону. Как не вглядывался дрожащий от страха арендатор в темноту, но так никого и ничего не увидел. Получалось, его машина ракачивалась сама по себе. И от этого было еще страшнее.

  …Этот курган настолько велик, что многие даже не верят, что он создан природой, а не руками человека. И это понятно: видели ли вы могильник высотой 27 метров? А первоначально он был еще выше, метров так на пять, ведь верхушка кургана сглажена, что произошло в конце двадцатых годов прошлого века и в годы Великой Отечественной войны.
Доказательства того, что курган насыпной, сделан людьми видны и сегодня. В какой-то сотне с небольших метрах находится огромная ложбина, резко контрастирующая с окружающим пейзажем: именно из нее брали землю те, кто возвиг этот монументальный памятник эпохи ранней бронзы (Майкопский период).



    Представьте себе – древние люди выкопали сотни тысяч кубометров земли. Как, каким образом, с помощью чего? С помощью лопаты, которая стара (деревянная) , как само человечество и в начале III тысячелетия до н. э. (предполагаемое время сооружения кургана) могла уже быть медной или бронзовой?
Но ведь не только выкопали, но и перетащили на немалое расстояние! Титанический, невероятный труд многих тысяч людей? Или древние использовали технологии, которые и поныне неизвестны человеческой цивилизации?


И что, вернее, кто подвиг их на этот труд? Чья смерть потребовала столь великих почестей, ведь курган по своим размерам не имеет аналогов в Евразии. Более того, расположенные поблизости два других, пусть и размерами поменьше (14 и 20 метров), свидетельствуют о невероятных усилиях (возможностях), приложенных в этих местах несколько тысяч лет назад.
Но как-то случилось так, что эти невиданной величины курганы, расположенные в непосредственной близости друг от друга, до последнего времени не рассматривались как памятники мирового (и здесь нет никакого превеличения) значения.
Да, о них говорится в книге И. М. Чеченова «Древности Кабардино-Балкарии», но как-то вскользь, мимоходом: «Урвань – селение Урванского района, расположено на левом берегу одноименной речки. В окрестностях селения и на холмах, возвышающихся к западу от него, имеются многочисленные курганы, зачастую очень большие».
Да, согласно изданию «Объекты культурного наследия Кабардино-Балкарской Рнспублики» постановлением Совета Министров КБАССР от 16.06.1971 г. за № 276 урванские курганы (44 насыпи) отнесены к памятникам республиканского значения.
Да, в 1983 году здесь проводила разведывательные изыскания экспедиция, которой руководил известный Валерий Батчаев. Но и только…
Тем не менее о данном кургане слышали многие. Просто не соотносили его с тем, который под названием Лесистый сообщал в труде Шоры Ногмы «История адыхейского народа». Помните, как он писал, что именно здесь обитал первый епископ, пришедший из Греции. В этой главе Нестор кабардинской истории рассказывает о «введении христианской веры между адыхейцами», чьим сторонником был греческий император Юстиниан, называвший себя «адыхейским витязем», сообщает, что «греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. К этой эпохе относят построение храмов Божиих в нашей земле. Священник назывался у нас шогень; епископ – шехник».
Как выяснил житель селения Урвань, большой патриот своей малой родины Хабас Бекулов, у кургана имеется не только литературное, но и географическое название: «Ошхацэ». А всего таких курганов здесь, как мы уже говорили выше, три. Все они расположены вдоль старой дороги Жанхотово–Мисостово–Нальчик, проходящей над опушкой Урванского лесничества и поименованы (в последовательности с востока на запад) так: Ошха-Лиса (Гиса), Ошхацэ, Ошха-Гяфа.
Леситый, он же Ошхацэ известен и тем, что в нем с западной стороны располагался подземный храм, в который вела дверь, обитая листовым серебром. За ней, несколькими ступеньками ниже, начинался длинный коридор, с правой стороны которого располагались три комнаты. Их стены были расписаны, в комнатах находились кушетки из тесаного камня. Вплоть до 1920 года здесь жили люди. Что касается двери, то, когда началась Первая мировая война, местные власти сняли серебряные пластины и отвезли их в Георгиевск, где и сдали в в Фонд помощи фронту.
Долгие годы мы вместе Хабасом Бекуловым искали вход в курган. Опросили всех, кто еще помнил что-то о тех временах, но точное место так и не смогли определить. Но при узкой направленности наших поисков, конечно, не могли не обратить внимание на необычность кургана. Вот отрывок из той, более чем десятилетней давности статьи: «Курган, называемый «Ошхацэ», он же Лесистый (Лохматый), чья высота более 25 метров, а стороны уходят верх под крутым углом, образуя практически ровную площадку с диаметром более чем в сорок метров. Что же необычного в этих размерах и формах? Прежде всего, он действительно, словами Шоры Ногма, «очень высок». Это тем более поражает, потому что курган, судя по всему, насыпной, то есть создан человеческими руками. …Раз за разом обходя по периметру Лесистый курган, взбираясь на него и два других – Гладкий и Лысый, непроизвольно ловишь себя на мысли, что в их расположении, высоте, размерах, структуре есть что-то общее: неуловимая заданность, неясная закономерность, неопределенная завершенность. Но есть ли во всем этом высший смысл? А если есть, то откроется ли он нам?..»
Этот смысл попытался уловить житель некий селения Нартан, причем сразу, не раздумывая, взял быка за рога: начал раскопки. Для этого нашел спонсора, заинтересовал его (этот человек не так давно умер, но был настолько известен, что его имя фигурировало в одно время в списках претендентов на место президента КБР). На выделенные деньги (весьма и весьма немалые) нартановец привез из Москвы человека редчайшей профессии – профессионального георадарщика, который, в свою очередь, приехал вооруженный самой современной аппаратурой. Такой архисовременной, что и сейчас об аппаратах данного типа в Интернете практически нет никакой информации. И этот прибор (весьма и весьма тяжелый – его поднимали на вершину пара человек) показал на глубине около тридцати метров (при высоте кургана в 27 метров) невиданную аномалию: в двух местах было зафиксировано наличие металла. В одном где-то 80 кг, в другом – 400 кг.
Окрыленный такими цифрами (металл для новоиспеченного черного копателя ассоциировался, вполне понятно, только с золотом), нартановец нанял трех белорусов; причем и здесь за ценой не поскупился. А те, практически не отлучаясь с места раскопок (на вершине кургана был сооружен полиэтиленовый шалаш, а поблизости лагерь) за какие-то пару с небольшим недель выкопали шахту (примерно три на три метра) глубиной – только вдумайтесь! – более 25 метров. При этом извлекли на поверхность многие сотни, если не тысячи, кубометров земли. Кустарным способом, с помощью примитивной техники: лопат, лебедки и ведер.



Искомое было совсем близко. Но тут вмешались бдительные граждане, заподозрив в таинственных копателях, людей, скрывающихся от правосудия. Белорусов арестовали, вышли на организатора. Археолог Бияслан Атабиев, к которому милиционеры обратились за консультациями, был потрясен увиденным, не найдя аналогов грабительским раскопкам такого размаха. Но самое интересное, что была еще и повторная попытка. Об этом мне рассказал сам инициатор раскопок – тот самый нартановец, непонятно по какой-то причнне (для меня она так и осталась неясна) три дня назад пришедший в офис издательства. И его невиданную настойчивость можно понять: копатели добрались до булыжной вымостки, за которой и находятся сами погребения.
История эта произошла в 2009 году, имела продолжение в следующем и только из-за настойчивости Бияслана Атабиева не закончилась разграблением уникального могильного комплекса. Благодаря ему же, в августе нынешнего года в Кабардино-Балкарии побывали сотрудники Института археологии РАН и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. среди которых были член-корреспондент РАН, археолог-востоковед Рауф Мунчаев и директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Как сообщает РИА КБР (см. корреспонденцию Тенгиза Мокаева «Кабардино-Балкарию ждут великие археологические открытия»), Рауф Мунчаев на пресс-конференции отметил, что он, более 60 лет отдавший археологии, не видел ничего подобного, так как «данный могильник включает в себя не менее пятидесяти курганов, три из которых в высоту достигают 14, 20 и 27 метров и являются крупнейшими курганами, известными мировой науке». А Марина Лошак уверена, что «размер кургана и первичные исследования, сделанные местными археологами, говорят о том, что нас ждут невероятные находки».
Предположения ученых имеют под собой серьезные основания. Ведь в 1897 году экспедицией археолога Н. И. Веселовского был раскопан аналогичный (по месту своего расположения он получил название майкопский) курган Ошад, чье название отталкивается от адыгской легенды. В Ошаде был погребен племенной вождь, а датировался этот памятник эпохи ранней бронзы второй половиной 4-го тысячелетия до н. э. Представлял он из себя округлую земляную насыпь высотой 10,65 м и диаметром около 100 м. Впускное погребение, располагавшееся на глубине 3,20 м, было обложено камнями; ниже находился скорченный скелет.
Чтобы стала ясной конфигурация могильника, процитируем отчет экспедиции: «Основная могила располагалась в центре кургана и была окружена кольцевым кромлехом из известняковых плит. Она представляла собой яму длиной 5,33 м, шириной 3,73 м и глубиной 1,42 м от бывшей поверхности земли. Форма ямы напоминала шкуру быка без головной части — вогнутые внутрь стенки и закруглённые углы. Ориентация ямы — с СС-В на ЮЮ-З. Яма в своё время была обложена деревом, а по углам было врыто четыре толстых столба. Кроме того, яму разделяли деревянные перегородки на три неравные части. Дно было выложено галькой в 1—2 ряда. В юго-западной половине вымостка была сделана более тщательно и из более мелкой гальки. Перекрывало могилу деревянное перекрытие, над которым находился слой земли и затем ещё одно перекрытие. Второе перекрытие было гораздо больше и выходило далеко за границы ямы».
Напомнив, что кро́млех – сооружение раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых (обработанных или необработанных) камней, образующих одну (несколько) концентрических окружностей, скажем, что найденные Н. И. Веселовским артефакты (наконечник копья, серебряная спиральная подвеска и др.) хранятся ныне в Эрмитаже.
А теперь сравните высоту кургана Ошад и урванских Ошха-Лиса (Гиса), Ошхацэ, Ошха-Гяфа и станет ясно, что содержащееся в одном из них – Лесистом – способно стать сенсацией мирового уровня. И сенсация эта совсем не за горами, ведь подготовительные работы уже начались. Для того, чтобы составить детальный план кургана необходимо очистить его от деревьев и кустов. Наемные рабочие справились с этим менее чем за десятидневный срок.
Вчера вместе с Хабасом Бекуловым и нальчанином Володей Теуважуковым я побывал на кургане и не узнал его. Да, он стал более, если так выразиться, приземленным – все-таки растительность придавала ему куда больший объем. Но одновременно курган, представший перед нами чуть ли не в своем первоначальном виде, столь мощно вздымался над окружающей местностью, что поражал воображение. Приходилось задирать голову, чтобы увидеть верхушку этого исполина. А чтобы забраться на него, потребовалось приложить немалые усилия: курган поднимается вверх чуть ли не отвесно; земля осыпается под ногами и чтобы не заскользить вниз, требуется то и дело цепляться за чернозем (а из него и насыпан весь курган) руками.
Когда же мы поднялись на вершину, то все как один замерли, пораженные открывшимся зрелищем. Справа и слева устремились в небо младшие собраться Ошхацэ – Ошха-Лиса (Гиса) и Ошха-Гяфа. За последним закатные лучи солнца освещали край небосвода; словно стараясь поддержать светило в его борьбе с ночью, зажигал огни Нальчик.
Ощущение чего-то необычного, вневременного, тысячелетнего бега времени, присутствия (только не улыбайтесь) каких-то неземных сил пришло ко мне, заставляя то и дело оглядываться по сторонам.
Впрочем, я так и ничего не увидел. Но если вы спросите, что именно я хотел увидеть, ответить не смогу. Но тот факт, что мы оказались на оголенном Лесистом именно в этот предночной час имел, как выяснилось впоследствии, немалое значение. Уже в офисе, переписав фотографии на компьютер, я стал рассматривать их. И дойдя до сделанных в темноте (со вспышкой), замер, пораженный. На всех фотографиях кургана оказалось запечатлено множество кружков разного диаметра. Тех самых, которые уфологии называют энергетическими сущностями. Причем, группируются они только над самим курганом – ни на одном из снимков, сделанных в противоположной стороне от него, их нет. Поэтому не приходится говорить о дефектах фотографий.
А заначит? Я не знаю, что это значит. Что это может значит. Но тем не менее мгновенно вспомнилось множество историй уже нашего времени (прошлого века), собранных Хабасом Бекуловым. О том, как в Урвани прослыл смельчаком местный житель Жебраил Кафоев, заночевавший на спор внутри кургана (в той самой обители первого епископа) и выигравший его, а вместе с ним 20 кусков мыла, и 5 аршин сукна; как Теуваж Барагунов, проникший внутрь курган, получил неизвестно от кого смертельную рану, а Арах Хажикушев, попытавшийся проделать то же самое, был избит и стал после этого заговариваться… Причем, таких историй не одна, не две и не три.
Как связаны (и связаны ли) между собой захоронение многотысячелетней давности, катакомбная церковь, которая, возможно, была одной из из аланских епископий, попытки проникнуть внутрь кургана и курсирующие над ним энергетические сущности ответит время. Но в том, что Кабардино-Балкарию действительно ждут великие археологические открытия, сомнений быть не может.
Что касается арендатора, выращивающего на землях, окружающих Лесистый богатырскую культуру и чью машину ночью кто-то раскачивал, то здесь мое мнение однозначно: это просто хабар, цель которого припугнуть излишне возбужденный заезжими археологами местный люд, склонный не найдя ничего на кургане довольствоваться поспевшими початками.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments