Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

«МЕРТВЫЙ ГОРОДОК»

 Забытый очерк нальчикского фольклориста Евгения Баранова
   (Журнал «Вокруг света» №29, 4 августа 1912 года)

  В горах Балкарии, близ аула Чегетель, в каменных, полуразрушившихся пещерах можно видеть среди хаоса нагроможденных один на другой камней и обломков скал множество человеческих скелетов, обтянутых совершенно высохшей кожей. Они лежат – то сваленные в одну кучу, то по-ложенные в ряд, а некоторые из них стоят, прислоненные к камням. Между большими скелетами мужчин видны скелеты меньших размеров – женщин и детей. Тут же валяются черепа, кости рук и ног.
    У русских туристов это место известно под характерным названием мертвого городка, а жители Чегетеля, горские татары, называют его старинным кладбищем и происхождение его относят к очень отдаленному времени. Несомненно, это и есть кладбище того времени, когда древнее почи-тание умерших среди туземных племен Кавказа сохранялось еще в первобытной целости.


 

    Известно, что по понятиям всех некультурных народов, со смертью человека жизнь его не прекращается, продолжаясь в другом, загробном мире, причем не прекращается и та его деятельность, которой он был занят на земле. Отсюда и понятно старание родственников умершего сохранить его труп от гниения и полного разрушения. И с этой целью покойника хоронили не в земле, а над землей, в особых башнях-усыпальницах ), а за неимением их – в сухих и просторных пещерах, которые иногда высекали в склонах каменных гор. Возможно, что трупы и бальзамировались, так как некоторые данные, добытые в последнее время, указывают на то, что бальзамирование в древности было известно и на Кавказе.

 

В силу того же представления о загробной жизни вместе с умершим клали его оружие и стави-ли в посуде пищу, а в известное время по нем справляли поминки, то есть «кормили» его ), так как верили, что съеденная на этих поминках пища шла в его пользу.
    К таким усыпальницам-пещерам, без сомнения, принадлежит и «мертвый городок», который, кстати сказать, в последнее время стал расхищаться туристами: одни из них увозят целые скелеты или части его для музеев, другие – для своих надобностей.
Нынешние обитатели гор не могут сказать, какому народу принадлежат эти скелеты, но отно-сительно происхождения кладбища народное творчество создало несколько легенд, из которых одну, наиболее характерную, записанную нами в Балкарии, мы приводим.
На месте нынешнего Чегетеля когда-то, очень давно, стоял большой аул. Жители его нередко переправлялись на южные склоны Кавказского хребта, грабили селения и домой возвращались с богатой добычей.
    В один из таких набегов джигиты привезли в аул плененную молодую и красивую девушку.
Каждого из них она прельщала своей красотой, и каждый хотел взять ее в жены. Ссора между джигитами началась из-за нее, и старики, видя, что ссора неминуемо окончится жестоким побои-щем, созвали народ и просили его решить, как поступить с девушкой.




  Народ сказал старикам:
   – Вы – наши старейшины, люди, умудренные опытом, вы и должны решить этот вопрос.
   Тогда выступил вперед столетний старец с пожелтевшей бородой и согбенным станом.
   – Женой всех джигитов пленница не может быть, – сказал он, – а между тем, если она останется жить среди нас, от нее произойдет великое зло. Если же мы прогоним ее, джигиты пойдут за ней.
   – Пусть она умрет! – закричал народ.
   Старец склонил на грудь голову и покорно промолвил:
   – Да будет так.
   Кинулась толпа в саклю, вывела из нее девушку и побила ее камнями. Большую кучу камней набросали на нее люди, одержимые безумием, и собрались расходиться по домам, но в это время неведомо откуда появился среди них никем не ведомый странник.
   – Безумцы! – сказал он. – Вы совершили страшное и беззаконное дело: вы нарушили обычай гостеприимства и пролили кровь слабого существа! Вы не джигиты, а трусы! Будьте вы прокляты!
   Толпа в ярости бросилась было на странника, но он вдруг стал невидим. И тогда народ понял, что не простым смертным был странник, а посланником Аллаха. И в страхе разошелся он по сво-им саклям, ожидая кары Божией за совершенное им злодеяние.
   Ждать пришлось недолго: на другой день на жителях аула появилась страшная, неведомая бо-лезнь: у них заживо гнило тело и отваливалось от костей кусками.
Видя, что болезнь быстро распространяется, старейшины приказали гнать больных в пещеры, куда им приносили пищу и питье. Но это не помогло: скоро все были поражены болезнью и умирали в страшных мучениях.
   Многие надеялись спастись бегством из аула, но жители соседних аулов не подпускали их к се-бе и издали поражали их стрелами. И настал день, когда в ауле не осталось ни одного живого человека. В саклях, на улицах, в пещерах валялись смрадные трупы и гнили, и ни хищные птицы, ни звери дикие не трогали их. И жители соседних аулов долго не посещали это проклятое место.
    Прошло много времени, и от старого аула остались только груды камней. Явились новые люди, построили новые сакли, поселились в них и уже не боялись подходить к пещерам, наполненным человеческими костями.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments