Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ИЗДАНИЯ О ЧЕРКЕСАХ И ЧЕРКЕСИИ – ВОСТРЕБОВАНЫ ЛИ ОНИ?

  Мои ответы на вопросы адыгского сайта

 Первым делом попросили представится, сказать о регалиях.
   Отвечаю: главный редактор издательства М. и В. Котляровых (Нальчик).
   Наград российских нет. Из республиканских – звание «Заслуженный журналист КБР».

  Последние книги издательства и ранее изданные оригинальные альбомы и книги, многие из которых имели всероссийский резонанс, - говорят о Вашем неподдельном интересе и знании адыгской национальной культуры. Отсюда наши вопросы.

  1. Вы видите отдачу от Вашей просветительско-издательской работы, книги по национальной тематике покупаются в Нальчике, в районах республики?
Наше издательство единственное в РФ да и на всем постсоветском пространстве специализирующееся на выпуске книг о Кавказе. Как-то, будучи в Москве, я обошел добрый десяток книжных магазинов с целью узнать имеются ли книги о Кавказе и народах его населяющих. Даже в ведущих из них таких изданий практически нет – тема Кавказа не выделена, имеющаяся литература не актуальна, однобока и фрагментарна. Книги об обычаях, традициях, образе жизни, ментальности, орографии отсутствую начисто. О каком в данном случае общем культурном пространстве народов России можно говорить, если центр сам по себе, а регионы в отрыве от него?!


 
    Выпускаемые нами книги востребованы, но в Москве, как и в других городах России их нет, так как не отработаны каналы поставки литературы по стране. Не оправдывает из-за высоких почтовых расходов и торговля через интернет – в созданный нами магазин по причине его малой известности поступают считанные заказы; «раскрученные» же книжные порталы требуют невероятных ссылок, вплоть до себестоимости книг, безосновательно считая, что издавать в провинции намного дешевле. Нет практически наших книг и в библиотеках. Что говорить о регионе, центре, загранице, когда в большинстве из местных они наперечет, хотя посвящены именно титульным народам. И здесь негативную роль играет система закупки, основанная на посредничестве и не отдающая предпочтение в отборе литературы изданиям краеведческого характера.

  Падение интереса к книге в провинции заметно куда больше, чем в центре. На сегодня мы в прямом смысле слова затоварились книгами по национальной тематике

  2. Что бы Вы могли сказать о культуре общества, оно открыто к восприятию предметов культуры, - книги?
Несколько лет подряд наши издания – фотоальбомы «Кабардино-Балкария: Заповедная страна» «Черкесы: воины и мастера», тома из сериала «Кавказ» становятся дипломатами конкурса АСКИ «Лучшие книги года» в номинации «Лучшая книга, способствующая развитию регионов России». Но это абсолютно никак не сказалось ни на их распространении, ни на имидже издательства. Центральная пресса не замечает наших работ. Единственным каналом информирования остаются интернет-порталы, но и они не жалуют книжные новинки.
К сожалению, сегодня культурная составляющая далеко не главная в матрице человеческого поведения, в домах многих жителей Кабардино-Балкарии книга как таковая становится не просто редкостью, а анахронизмом. Ныне от тысячных тиражей мы перешли к выпускам в 500, 300, а то и 100 экземпляров. Но и они релизуются в час по чайной ложке. Что это за книги? Судите сами: «Путь женщины в свете адыгского этикета», «Адыгская (черкесская) мифология и культы», «Очерки этнографии Кавказа», «Народы Кавказа», «История завоевания Кавказа», «Последний из ушедших». В списке десятки подобного рода названий.

   3. По поводу альбома «Черкесы: воины и мастера». О черкесах рассказано в основном языком фотоматериалов, с кратким справочным текстом. Альбом таким и был задуман, с преобладание сюжетных картин?
Фотоальбом «Черкесы: воины и мастера» – наш проект-мечта. Ему было отдано несколько лет, осуществлены многочисленные съемки в ряде музеев региона, в частных коллекциях Турции и России. Проект, который включил в себя оружие, утварь, одежду, украшения, предметы быта самобытного этноса, поданные через призму многочисленных работ художников и фотографов за несколько столетий, сегодня пришел к читателю в том виде, как и был задуман. А именно: работы черкесских мастеров, созданные на протяжении нескольких столетий, даются на фоне обширного визуального материала (рисунков и фотографий), позволяющего посредством иллюстраций зримо увидеть облик их носителей. Этот грандиозный (не побоимся этого слова) фотоальбом форматом А 4 и объемом 328 страниц, также как и другие наши издания, не имеет заказчика; спонсоры (прежде всего адыгские) его проигнорировали.



     Точно также не может придти к читателю наш двухтомник «Кабарда – гордость Кавказа, вольности щит. Этнос, экскурс и орография в текстах и фотоматериалах». В него вошли вошли свидетельства 100 авторов о Кабарде на протяжении пяти веков. Причем все публикуемые работы прокомментированы, снабжены сведениями о первоисточниках, информацией об авторах, проиллюстрированы (на каждом развороте) неизвестными и редкими фотографиями, сделанными до 1917 года и почерпнутыми из музеев, архивов, частных коллекций. Плотный картонный короб, в который вложены оба тома, делает издание не только энциклопедическим, но и подарочным.
«Кабарда…» – издание серийное. В 2011 году в нем вышел двухтомник «Абхазия – страна души. Этнос, экскурс и орография в текстах и фотоматериалах». В нем около 140 печатных листов (1184 страницы в формате А 4), более 600 иллюстраций тоновой (двухцветной) печати, почти сто заметок, обзоров, очерков, исследований по истории, этнографии, орографии Абхазии начиная с XV века. Приходиться, к сожалению, констатировать, что и это раритетное издание остается абсолютно невостребованным.

  4. Изданиями по черкесской тематике заинтересуются зарубежные черкессы, - диаспоры в Америке, Европе, на Ближнем Востоке, Москве, черкесов в мире от 5 до 7 миллионов. Однако в структуре Правительства Кабардино-Балкарии не наблюдается ни Министерства, ни Комитета по делам национальностей, к сожалению. С какими национальными общественными организациями Вы поддерживаете отношения?
    Таких организаций в Кабардино-Балкарии немало, но представители ни одной из них ни разу не были в издательстве за более чем 10 лет. Политическая составляющая всегда на виду – можно делать заявления, давать комментарии, организовывать акции и об организации будут говорить, показывать, обсуждать. А вот культурная составляющая, основная на повседневной, кропотливой, малозаметной работе на этнос, на развитие его самосознания куда менее заметна. Но именно посредством культуры, восстановления исторической памяти народ осознает себя народом. Мы выбрали этот путь. Он не сулит благ. Имперские принципы управления типа «разделяй и властвуй», «кнута и пряника» приемлемы были в эпоху бисмарков и романовых, сегодня надо научиться слышать голос каждого из народов, научиться видеть своеобразие и ценить своеобычность, оригинальность их культур. Веками складывающиеся принципы добрососедства, нормы обычного права и религии, общественный быт не утратили значения и сегодня, несмотря на социализацию, а теперь и капитализацию России. Всем надо раз и навсегда понять, что нет малых народов, а соотвественно малых культур. И издание подобного рода книг шаг к этому пониманию.

  5. На Ваш взгляд, как можно возродить роль книги в общественном сознании?
    В принципе я уже ответил на этот вопрос. Хотелось бы только уточнить – без помощи государства, без выверенной и долговременной его работы по спасению (а надо говорить именно о спасении) книги, восстановлению ее роли и места в культуре как таковой добиться этого невозможно. В Европе это уже поняли. Ведь книга – это куда как больше, чем печатная продукция – это радость, которая дарует смысл и отдохновение.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments