Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ПОДАРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ КНИГИ «Адыгская (черкесская) мифология и культы»

 Можно приобрести уже сегодня по издательской цене в нашем нальчикском офисе по улице Кабардинская, 19


    Книга под таким названием только что вышла в нальчикском издательстве М. и В. Котляровых. В ней воссоздана впечатляющая картина стройной системы мифологических представлений адыгов с древнейшего времени.
    Книга великолепно иллюстрирована; помимо текстовых иллюстраций, в нее включены многочисленные работы иностранных и русских художников, позволяющие зримо представить историю черкесов на протяжении XVII-XIX веков.
    Вызывает восхищение полиграфическое исполнение издания: мелованная плотная бумага, полноцветная печать всего текста, весомый объем (496 страниц), твердый ламинированный переплет с тиснением серебром и лакированием, пэт-упаковка каждого экземпляра.



    Рассказывает главный редактор издательства Виктор Котляров:
    – Выпуск этой книги – дань глубокого уважения издателей Аскерби Тахировичу Шортанову (1916–1985), чье многостороннее дарование оставило заметный след в литературе, искусстве, науке Кабардино-Балкарии. Сегодня невозможно представить кабардинскую прозу, драматургию, литературоведение, этнографию без его романа, повестей, рассказов, пьес, монографических исследований.

 

И работы, представленные в настоящем издании, еще одно тому подтверждение. По большому счету над книгами «Адыгская мифология» и «Адыгские культы» А. Т. Шортанов работал на протяжении всей своей жизни.
    В двадцатилетнем возрасте он принимает активное участие в подготовке фундаментального труда «Кабардинский фольклор» («Академия», 1936), выступая в нем в роли одного из собирателей, автора подстрочных переводов, переводчика, толкователя архаизмов.
    Будучи заведующим сектором фольклора и литературы научно-исследовательского института, организует и сам участвует в многочисленных этнографические экспедициях.
Накопленный материал стал не только основой для выпуска ряда фольклорных сборников и научных трудов, но и побудительным мотивом для самого А. Т. Шортанова: уже в середине 50-х годов прошлого века он берется за его систематизацию и осмысление, приступает к подготовке монографии об адыгской мифологии и культах. Причем использует при этом огромный сопутствующий материал: летописи, сведения русских и иностранных путешественников, научные труды ученых, записки военных, миссионеров.
    Как свидетельствует Адам Гутов, эта работа вылилась в огромный, более чем восьмисотстраничный труд «Адыгская мифология и культы», состоящий из двух частей: «Мифология» и «Культы». Но так как он создавался не единовременно, а на протяжении более чем двадцатилетнего периода, то вполне объяснимым было наличие недостатков, и прежде всего концептуальных нестыковок. Так пришло понимание в необходимости разделения рукописи на две части, каждая из которых становилась самостоятельным исследованием. В 1982 году увидела свет монография «Адыгская мифология», а спустя десять лет, уже после смерти автора, монография «Адыгские культы».
    В них, как пишут авторы предисловия А. Алиева и А. Гутов, «ученый не только восстановил систему архаичных языческих верований адыгов, но и проследил их трансформации на разных исторических этапах»; ввел «в научный обиход огромный по объему и строго систематизированный материал, с большой полнотой отражающий древнейший пласт национальной культуры в ее эволюции от самых примитивных представлений до сравнительно высоко развитой системы мировосприятия».
    Именно А. Т. Шортанов явился зачинателем целого направления в изучении народной культуры: его отличительная черта – комплексный подход, предполагающий сочетание историко-этнографического и художественного анализа с привлечением материалов археологических, социально-психологических, лингвистических и др. Тем самым была создана так называемая школа Шортанова, оказавшая влияние не только на адыгских, но и на многих северокавказских ученых – литературоведов, фольклористов, этнографов, искусствоведов.
    Естественно, работы А. Т. Шортанова несут печать того времени, в какое они издавались. Но неизменным во всех его трудах остается одно – любовь к родной культуре, беззаветное стремление поведать о ней миру, последовательный и многолетний труд по собиранию, изучению, систематизации, изданию образцов адыгского народного творчества». Именно последним постулатом и руководствовались издатели, готовя к печати данные труды. Книга поступит в первую очередь подписчикам и тем, кто принял посильное участие в ее финансировании.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments