viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Творения всемирно известного скульптора ЛЕО МОЛа (Леонида Григорьевича Молодожанина) в Нальчике

Нальчикский парк, носящий ныне название Атажукин сад…
У каждого из нальчан свои воспоминания о нем, его знаковых объектах. Одним из последних является вход в парк с постаментами, внизу которых расположены львиные гривастые морды. Они – по две с каждой из сторон – вот уже более восьми десятилетий извергают ручейки воды в корытца-бассейны. Помнится, будучи малолетними детьми, мы утоляли жажду, протягивая сложенные лодочкой руки под их вечно раскрытые и, если честно говорить, внушающие неосознанное опасение огромные пасти. И сегодня можно наблюдать как детские ручонки боязливо тянутся к розовым языкам львов, чтобы напиться воды. Удивительное дело: непритязательные львиные морды, а привлекают внимание, волнуют память, будоражат воображение. Все дело в том, что созданы они душой и руками великого мастера, жившего и творившего в конце тридцатых начале сороковых годов прошлого века в Нальчике – Леонида Григорьевича Молодожанина (1915-2009), более известного под творческим псевдонимом (им стали первые три буквы его имени и фамилии) Лео Мол.




13 мая 1939 года газета «Социалистическая Кабардино-Балкария» сообщила о первой передвижной выставке работ художников республики, на которой было представлено 150 произведений – живопись, рисунок, графика. Среди ее участников названы Л. В. Брюмер, И. В. Балицкий, М. А. Ваннах, Н. Н. Гусаченко, Ф. Д. Козырев, П. И. Рябчиков, Н. А. Смольянинов, Н. З. Трындык и Л. Г. Молодоженин (так в тексте заметки). Некоторые из них оставили свой след в искусстве Кабардино-Балкарии, имена других, как и их работы, покрылись пылью забвения. Но один из названных мастеров вписал свою страницу в историю мирового искусства.


Вот какие биографические сведения приводят о нем украинские справочные издания. Родился в местечке Полонное, что на Волыни (Западная Украина) в семье Григория и Ольги Молодожаниных. С одиннадцати лет помогал отцу, гончару по профессии. В пятнадцать лет уехал в Вену, работал в художественной студии Вильгельма Фрасса, изучил немецкий язык С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской академии художеств, где его наставником был знаменитый Матвей Манизер. Впоследствии изучал искусство в Берлинской академии искусств Kunst Academie – работал ассистентом скульптора Франца Климша. С 1943 года учился в Королевской академии изящных искусств в Гааге (Голландия). В этом же году связал свою судьбу с немкой Маргарет, в браке с которой прожил более полувека. При советской оккупации супругам удалось выехать в Амстердам, они оказались в лагере для беженцев. В 1948 переехал в Виннипег (Канада), где и умер.
Нальчику в этой краткой биографии места не нашлось, но в жизни скульптора он оставил заметный и яркий след. Дело в том, что его профессиональное становление состоялось именно на нашей земле. Надежда Емельяненко, работник Национального музея КБР, в заслугу которой надо поставить популяризацию деятельности Леонида Григорьевича в Кабардино-Балкарии, считает, что семья Молодожаниных оказалась в Нальчике в конце двадцатых годов, спасаясь от голода, свирепствовавшего в это время на Украине. Но без сомнения это произошло несколькими годами позже по той простой причине, что будущий скульптор в 1930 году находился в Вене, как явствует из его биографии, да и страшный голодомор, охвативший не только Украину, но и многие другие регионы СССР, приходится, как известно, на 1932-1933 годы.
Оказавшись в Нальчике, где в то время нашли в прямом смысле слова спасение от смерти сотни, если не тысячи измученных постоянным недоеданием людей, Леонид пытается найти применение своим так рано проявившимся творческим способностям. В эти три года – известно, что в 1936 году Молодожанин поступает на учебу в Ленинградскую академию художеств – он пробует себя в роли театрального художника (оформляет декорации в театре юного зрителя, созданном в 1933 году в столице республики), но призвание свое находит как ваятель. Именно тогда в 1934-1935 годах (напомним, что Леониду не было и двадцати лет!) он отливает знаменитые львиные головы, создает ряд скульптурных композиций, которые устанавливают на территории одного из санаториев в Долинске и в том же парке.












Мы уверены, что установленная вначале Липовой аллеи скульптура «Материнство» (другое название «Мать и дитя»), сохранившаяся и поныне несмотря на время (на которое, кстати говоря, пришлись и оккупация, и смена общественного строя), а самое главное неоднократные попытки варваров если не совсем разрушить творение, то хотя бы отколоть кусочек) создана именно Молодожаниным. Правда, из белоснежно-белой ныне она, выкрашенная согласно чьим-то представлениям о парковом искусстве в бронзовый цвет, но даже это не повлияло на ее художественную ценность. Столь емко и образно оказались в ней воплощены материнские любовь и забота, столь светло и проникновенно передано светлое мироощущение от прихода в жизнь нового человека, что и сегодня скульптурная композиция притягивает взгляд.
Известно, что одна из работ скульптора – «Спортсменка», сохранившаяся в памяти городских старожилов как метательница диска (в ее позе, замахе руки было столько экспрессии и энергии, что, казалось, она вот-вот запустит в небо свой метательный снаряд) долгое время украшала подступы к зданию драматического театра, что и поныне располагается в парковой зоне. Чем, спросите вы, было вызвано такое несколько странное соседство? А дело в том, что здание колхозно-совхозного театра (так он назывался в конце тридцатых годов) было возведено на месте, где раньше располагался стадион.
Упоминаемая выше Надежда Емельяненко высказала предположение, что скульптурный ансамбль «Танцующая пара», установленный на аттике (аттик – декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом) кинотеатра «Победа», также создан Молодожаниным. Это предположение имеет право на жизнь. Более того, оно находит подтверждение в воспоминаниях Жануси Аталиковой, одной из первых солисток ансамбля «Кабардинка», опубликованных в 2000 году в периодическом издании «Газета Юга» (№ 13): «В 1935 или 1936 году нас с Аслангери, одетых в национальную одежду, возили на линейке в домик в районе Затишья, где мы позировали скульпторам. Их фамилии – Василенко и Молодожанин. Затем фигуры поставили на крышу кинотеатра».
Кто такой Василенко, какова его роль в этом творческом дуумвирате остается неизвестным. Именно по причине, что о ваятеле с данной фамилией мы ничего не знаем, можно сделать вывод: «Танцующая пара» создана Леонидом Молодожаниным.
Судя по всему, из-под рук юного скульптора, наделенного великим талантом и огромной работоспособностью, за короткое время вышло немало работ, большинство из которых так и остались для нас безымянными. Так одна из них – «Пастух с ягненком» – не сохранилась, но скульптура животновода с ягненком на руках, украшающая вход на городской рынок и принадлежащая перу другого ваятеля, вызывает вполне определенные ассоциации и аналогии.
Продолжение очерка пишется

?

Log in

No account? Create an account