Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Творения всемирно известного скульптора ЛЕО МОЛа (Леонида Григорьевича Молодожанина) в Нальчике

Нальчикский парк, носящий ныне название Атажукин сад…
У каждого из нальчан свои воспоминания о нем, его знаковых объектах. Одним из последних является вход в парк с постаментами, внизу которых расположены львиные гривастые морды. Они – по две с каждой из сторон – вот уже более восьми десятилетий извергают ручейки воды в корытца-бассейны. Помнится, будучи малолетними детьми, мы утоляли жажду, протягивая сложенные лодочкой руки под их вечно раскрытые и, если честно говорить, внушающие неосознанное опасение огромные пасти. И сегодня можно наблюдать как детские ручонки боязливо тянутся к розовым языкам львов, чтобы напиться воды. Удивительное дело: непритязательные львиные морды, а привлекают внимание, волнуют память, будоражат воображение. Все дело в том, что созданы они душой и руками великого мастера, жившего и творившего в конце тридцатых начале сороковых годов прошлого века в Нальчике – Леонида Григорьевича Молодожанина (1915-2009), более известного под творческим псевдонимом (им стали первые три буквы его имени и фамилии) Лео Мол.




13 мая 1939 года газета «Социалистическая Кабардино-Балкария» сообщила о первой передвижной выставке работ художников республики, на которой было представлено 150 произведений – живопись, рисунок, графика. Среди ее участников названы Л. В. Брюмер, И. В. Балицкий, М. А. Ваннах, Н. Н. Гусаченко, Ф. Д. Козырев, П. И. Рябчиков, Н. А. Смольянинов, Н. З. Трындык и Л. Г. Молодоженин (так в тексте заметки). Некоторые из них оставили свой след в искусстве Кабардино-Балкарии, имена других, как и их работы, покрылись пылью забвения. Но один из названных мастеров вписал свою страницу в историю мирового искусства.


Вот какие биографические сведения приводят о нем украинские справочные издания. Родился в местечке Полонное, что на Волыни (Западная Украина) в семье Григория и Ольги Молодожаниных. С одиннадцати лет помогал отцу, гончару по профессии. В пятнадцать лет уехал в Вену, работал в художественной студии Вильгельма Фрасса, изучил немецкий язык С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской академии художеств, где его наставником был знаменитый Матвей Манизер. Впоследствии изучал искусство в Берлинской академии искусств Kunst Academie – работал ассистентом скульптора Франца Климша. С 1943 года учился в Королевской академии изящных искусств в Гааге (Голландия). В этом же году связал свою судьбу с немкой Маргарет, в браке с которой прожил более полувека. При советской оккупации супругам удалось выехать в Амстердам, они оказались в лагере для беженцев. В 1948 переехал в Виннипег (Канада), где и умер.
Нальчику в этой краткой биографии места не нашлось, но в жизни скульптора он оставил заметный и яркий след. Дело в том, что его профессиональное становление состоялось именно на нашей земле. Надежда Емельяненко, работник Национального музея КБР, в заслугу которой надо поставить популяризацию деятельности Леонида Григорьевича в Кабардино-Балкарии, считает, что семья Молодожаниных оказалась в Нальчике в конце двадцатых годов, спасаясь от голода, свирепствовавшего в это время на Украине. Но без сомнения это произошло несколькими годами позже по той простой причине, что будущий скульптор в 1930 году находился в Вене, как явствует из его биографии, да и страшный голодомор, охвативший не только Украину, но и многие другие регионы СССР, приходится, как известно, на 1932-1933 годы.
Оказавшись в Нальчике, где в то время нашли в прямом смысле слова спасение от смерти сотни, если не тысячи измученных постоянным недоеданием людей, Леонид пытается найти применение своим так рано проявившимся творческим способностям. В эти три года – известно, что в 1936 году Молодожанин поступает на учебу в Ленинградскую академию художеств – он пробует себя в роли театрального художника (оформляет декорации в театре юного зрителя, созданном в 1933 году в столице республики), но призвание свое находит как ваятель. Именно тогда в 1934-1935 годах (напомним, что Леониду не было и двадцати лет!) он отливает знаменитые львиные головы, создает ряд скульптурных композиций, которые устанавливают на территории одного из санаториев в Долинске и в том же парке.












Мы уверены, что установленная вначале Липовой аллеи скульптура «Материнство» (другое название «Мать и дитя»), сохранившаяся и поныне несмотря на время (на которое, кстати говоря, пришлись и оккупация, и смена общественного строя), а самое главное неоднократные попытки варваров если не совсем разрушить творение, то хотя бы отколоть кусочек) создана именно Молодожаниным. Правда, из белоснежно-белой ныне она, выкрашенная согласно чьим-то представлениям о парковом искусстве в бронзовый цвет, но даже это не повлияло на ее художественную ценность. Столь емко и образно оказались в ней воплощены материнские любовь и забота, столь светло и проникновенно передано светлое мироощущение от прихода в жизнь нового человека, что и сегодня скульптурная композиция притягивает взгляд.
Известно, что одна из работ скульптора – «Спортсменка», сохранившаяся в памяти городских старожилов как метательница диска (в ее позе, замахе руки было столько экспрессии и энергии, что, казалось, она вот-вот запустит в небо свой метательный снаряд) долгое время украшала подступы к зданию драматического театра, что и поныне располагается в парковой зоне. Чем, спросите вы, было вызвано такое несколько странное соседство? А дело в том, что здание колхозно-совхозного театра (так он назывался в конце тридцатых годов) было возведено на месте, где раньше располагался стадион.
Упоминаемая выше Надежда Емельяненко высказала предположение, что скульптурный ансамбль «Танцующая пара», установленный на аттике (аттик – декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом) кинотеатра «Победа», также создан Молодожаниным. Это предположение имеет право на жизнь. Более того, оно находит подтверждение в воспоминаниях Жануси Аталиковой, одной из первых солисток ансамбля «Кабардинка», опубликованных в 2000 году в периодическом издании «Газета Юга» (№ 13): «В 1935 или 1936 году нас с Аслангери, одетых в национальную одежду, возили на линейке в домик в районе Затишья, где мы позировали скульпторам. Их фамилии – Василенко и Молодожанин. Затем фигуры поставили на крышу кинотеатра».
Кто такой Василенко, какова его роль в этом творческом дуумвирате остается неизвестным. Именно по причине, что о ваятеле с данной фамилией мы ничего не знаем, можно сделать вывод: «Танцующая пара» создана Леонидом Молодожаниным.
Судя по всему, из-под рук юного скульптора, наделенного великим талантом и огромной работоспособностью, за короткое время вышло немало работ, большинство из которых так и остались для нас безымянными. Так одна из них – «Пастух с ягненком» – не сохранилась, но скульптура животновода с ягненком на руках, украшающая вход на городской рынок и принадлежащая перу другого ваятеля, вызывает вполне определенные ассоциации и аналогии.
Продолжение очерка пишется
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments