Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ПОДЗЕМНЫЕ ТУННЕЛИ ПРОНИЗЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ КАВКАЗСКИЙ ХРЕБЕТ?

  Продолжение постов: «Подземный мир», «Туннели, выплавленные в скалах», «По подземным туннелям местные жители возили …сено»

     …А история эта – ее рассказал Назиру несколько лет назад выпускник одной из Тырныаузских школ – такова. Учительница географии этой самой школы (ее фамилия известна) на одном из уроков, когда речь зашла о Главном Кавказском хребте, поведала следующее.
     В самом начале девяностых годов прошлого века, когда Советский Союз доживал последние дни, вместе с туристической группой они шли по маршруту, ведущему из Грузии в Кабардино-Балкари. Таких маршрутов несколько и все они проходят через перевалы.
     В данном случае речь шла о перевале Бечо. Том самом, через который эвакуировали в 1942 году в Закавказье работников Тырныаузского горно-металлургического комбината. Перевал в общем-то не очень и сложный, для опытных горовосходителей не представляет трудностей за исключением одного, достаточно крутого участка – так называемой «куриной грудки».




    Но случилось так, что девушки, а их в группе было большинство, на маршрут выдвинулись неотдохнувшими и задолго на подступах к перевалу выдохлись, потеряв всякий интерес к продвижению.
    Как поступить руководителю?
    Кричать, требовать, силком тащить вперед?
    Отдохнуть, остановиться на привал?

   Был, благодаря примкнувшему по пути к группе человеку, неизвестному никому из туристов, предложен третий вариант. О чем там совещались руководитель и неизвестный никто уже не расскажет. Но новый проводник сказал, что он поможет туристам выбраться не через перевал, а …под ним. Дорогой этой никто давным-давно не ходил, хотя раньше ей пользовались неоднократно, но в последнее время, по причине каких-то неприятностей (каких именно уточнено не было) туннель этот даже пытались засыпать. Но он, мол, знает одно из ответвлений, которое ведет в основной проход.
     Самое удивительное, что после сравнительно недолгого хождения по пробитому неизвестно кем в скальных породах темному коридору со скользкими, но удивительно гладкими стенами, туристы действительно оказались по другую сторону хребта. Но вышли они отнюдь не к его подножию, а оказались у еще одного перевала, преодолеть который не представляло особых сложностей.
     Верит или нет этой историть? Не знаю, хотя сильно сомневаюсь в ее правдивости. И хоть Назир Хапаев грозится привести по мои очи человека (того самого выпускника), поведавшего ему этот загадочный хабар. Более того, уверяет, что жива еще и та самая учительница, прошедшая сквозь хребет вместе со своими товарищами, но уж все как-то зыбко. Вряд ли только один человек знал о том подземном ходе. А если их было много, почему такие сенсационные сведения не оказались обнародованы? Не использовались местными жителями в своих целях?




    Хотя здесь, возможно, я и не прав. Ведь сам неоднократно слышал истории о том, как некий балкарец на спор ходил в Грузию и возвращался оттуда, подтверждая свои походы вещественными доказательствами – бытылью с вином. Ходил зимой, когда перевалы были закрыты, но самое главное – очень уж быстро (в течение нескольких часов) оборачивался туда и обратно. Другой вопрос, что он мог иметь на подобный случай запрятанную где-то в пещере баклажку, которую и подбирал по дороге, с гордым видом принося добычу ждущим сотоварищам и выигрывая спор.
     Но сколько раз подобное могло сойти ему с рук? Раз-другой и разоблачили бы. А тут все наперебой – был, был такой проход в Закавказье. И есть. Но спрятан. Просто, надо искать.
    И ищут. Почему так уверенно говорю? Позвонил на днях незнакомый человек, представился, уточнил, что он геодезист, сейчас, мол, занимается техническим обоснованием тоннеля, который соединит республики Северного Кавказа с Абхазией. Тот самый многолетний проект реанимации Военно-Сухумской дороги, о котором заговорили в последнее время.
    Напомню общеизвестное. Этой дорогой (так называемой «турецкой тропой») пользовались с древнейших времен. Известно, что в VIII веке по ней в Аланию вторглись арабы; она изображена на венецианской карте XIV века. А в 50-х годах XIX века появились проекты строительства здесь колесной дороги, которую и пробили за 10 лет – в 1894–1903 годах. Она соединяла станицу Баталпашинскую (нынешний Черкесск) с Сухуми.
    История этой удивительной дороги невероятно интересна, но вот уже 60 лет она не используется, хотя привести ее в порядок можно весьма и весьма быстро. В прошлом году, занимаясь поисками пропавшего в одном из ответвлений Гоначхирского ущелья отряда немецких горных стрелков, я (правда, в присутствии зеленых фуражек) побывал у самого последнего пограничного поста, который расположен в непосредственной близости от Клухорского перевала.     Но дальше нас не пустили, хотя и сказали, что и с той стороны стоят наши ребята
    Но какое отношение могут иметь туннели к Военно-Сухумской дороге? Самое прямое. Ведь эта дорога теперь значительно продлится, ибо начнется в Кабардино-Балкарии, пойдеи она из Приэльбрусья. А значит, если туннели были, то могли бы, с одной стороны, значительно сократить этот путь. С другой – облегчить его. Ведь дорога, идущая среди горных вершин, в зимнее время по причине многочисленных лавин и заносов непроходима. А в данном случае она бы шла не по открытой местности, а внутри горного массива, где не страшны никакие снега.
    Да, найденные туннели многли бы сослужить немалую пользу, съэкономить огромные средства. Но где они? На этот вопрос геодезиста мне, к сожалению, нечего было ответить. Передать местные хабары? Он и без меня знал их достаточно, но вот про один – рукотворный подземный ход в Чегемском ущелье – не слышал. И очень удивился поведанной истории. А она такова…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment