viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ПОДЗЕМНЫЕ ТУННЕЛИ ПРОНИЗЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ КАВКАЗСКИЙ ХРЕБЕТ?

  Продолжение постов: «Подземный мир», «Туннели, выплавленные в скалах», «По подземным туннелям местные жители возили …сено»

     …А история эта – ее рассказал Назиру несколько лет назад выпускник одной из Тырныаузских школ – такова. Учительница географии этой самой школы (ее фамилия известна) на одном из уроков, когда речь зашла о Главном Кавказском хребте, поведала следующее.
     В самом начале девяностых годов прошлого века, когда Советский Союз доживал последние дни, вместе с туристической группой они шли по маршруту, ведущему из Грузии в Кабардино-Балкари. Таких маршрутов несколько и все они проходят через перевалы.
     В данном случае речь шла о перевале Бечо. Том самом, через который эвакуировали в 1942 году в Закавказье работников Тырныаузского горно-металлургического комбината. Перевал в общем-то не очень и сложный, для опытных горовосходителей не представляет трудностей за исключением одного, достаточно крутого участка – так называемой «куриной грудки».




    Но случилось так, что девушки, а их в группе было большинство, на маршрут выдвинулись неотдохнувшими и задолго на подступах к перевалу выдохлись, потеряв всякий интерес к продвижению.
    Как поступить руководителю?
    Кричать, требовать, силком тащить вперед?
    Отдохнуть, остановиться на привал?

   Был, благодаря примкнувшему по пути к группе человеку, неизвестному никому из туристов, предложен третий вариант. О чем там совещались руководитель и неизвестный никто уже не расскажет. Но новый проводник сказал, что он поможет туристам выбраться не через перевал, а …под ним. Дорогой этой никто давным-давно не ходил, хотя раньше ей пользовались неоднократно, но в последнее время, по причине каких-то неприятностей (каких именно уточнено не было) туннель этот даже пытались засыпать. Но он, мол, знает одно из ответвлений, которое ведет в основной проход.
     Самое удивительное, что после сравнительно недолгого хождения по пробитому неизвестно кем в скальных породах темному коридору со скользкими, но удивительно гладкими стенами, туристы действительно оказались по другую сторону хребта. Но вышли они отнюдь не к его подножию, а оказались у еще одного перевала, преодолеть который не представляло особых сложностей.
     Верит или нет этой историть? Не знаю, хотя сильно сомневаюсь в ее правдивости. И хоть Назир Хапаев грозится привести по мои очи человека (того самого выпускника), поведавшего ему этот загадочный хабар. Более того, уверяет, что жива еще и та самая учительница, прошедшая сквозь хребет вместе со своими товарищами, но уж все как-то зыбко. Вряд ли только один человек знал о том подземном ходе. А если их было много, почему такие сенсационные сведения не оказались обнародованы? Не использовались местными жителями в своих целях?




    Хотя здесь, возможно, я и не прав. Ведь сам неоднократно слышал истории о том, как некий балкарец на спор ходил в Грузию и возвращался оттуда, подтверждая свои походы вещественными доказательствами – бытылью с вином. Ходил зимой, когда перевалы были закрыты, но самое главное – очень уж быстро (в течение нескольких часов) оборачивался туда и обратно. Другой вопрос, что он мог иметь на подобный случай запрятанную где-то в пещере баклажку, которую и подбирал по дороге, с гордым видом принося добычу ждущим сотоварищам и выигрывая спор.
     Но сколько раз подобное могло сойти ему с рук? Раз-другой и разоблачили бы. А тут все наперебой – был, был такой проход в Закавказье. И есть. Но спрятан. Просто, надо искать.
    И ищут. Почему так уверенно говорю? Позвонил на днях незнакомый человек, представился, уточнил, что он геодезист, сейчас, мол, занимается техническим обоснованием тоннеля, который соединит республики Северного Кавказа с Абхазией. Тот самый многолетний проект реанимации Военно-Сухумской дороги, о котором заговорили в последнее время.
    Напомню общеизвестное. Этой дорогой (так называемой «турецкой тропой») пользовались с древнейших времен. Известно, что в VIII веке по ней в Аланию вторглись арабы; она изображена на венецианской карте XIV века. А в 50-х годах XIX века появились проекты строительства здесь колесной дороги, которую и пробили за 10 лет – в 1894–1903 годах. Она соединяла станицу Баталпашинскую (нынешний Черкесск) с Сухуми.
    История этой удивительной дороги невероятно интересна, но вот уже 60 лет она не используется, хотя привести ее в порядок можно весьма и весьма быстро. В прошлом году, занимаясь поисками пропавшего в одном из ответвлений Гоначхирского ущелья отряда немецких горных стрелков, я (правда, в присутствии зеленых фуражек) побывал у самого последнего пограничного поста, который расположен в непосредственной близости от Клухорского перевала.     Но дальше нас не пустили, хотя и сказали, что и с той стороны стоят наши ребята
    Но какое отношение могут иметь туннели к Военно-Сухумской дороге? Самое прямое. Ведь эта дорога теперь значительно продлится, ибо начнется в Кабардино-Балкарии, пойдеи она из Приэльбрусья. А значит, если туннели были, то могли бы, с одной стороны, значительно сократить этот путь. С другой – облегчить его. Ведь дорога, идущая среди горных вершин, в зимнее время по причине многочисленных лавин и заносов непроходима. А в данном случае она бы шла не по открытой местности, а внутри горного массива, где не страшны никакие снега.
    Да, найденные туннели многли бы сослужить немалую пользу, съэкономить огромные средства. Но где они? На этот вопрос геодезиста мне, к сожалению, нечего было ответить. Передать местные хабары? Он и без меня знал их достаточно, но вот про один – рукотворный подземный ход в Чегемском ущелье – не слышал. И очень удивился поведанной истории. А она такова…


  • 1
Похоже на фантастику. Но интересно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account