Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

АЛМАСТЫ РОДОМ ИЗ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

    Не думал, что будет такое количество сомневающихся в существовании алмасты, тем более не верящих, что именно на территории нашей республики собрано больше всего свидетельств о снежных людях. Предлагаю вниманию отчет Бориса Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах», в котором приведены сведения, собранные в КБР.

  …Особенно большой интерес для обзора и предварительных выводов представляют весьма обильные, в высшей степени конкретные и продолжающие непрерывно поступать сведения из Кабардино-Балкарии. Первую попытку обобщить и проанализировать эти сведения сделал краевед П.П. Болычев (г. Нальчик), как в форме заявления в Комиссию по изучению вопроса о “снежном человеке”, так и в форме статьи “Алмэсты”, которая была опубликована в нальчикской газете.



      В течение 23 лет занятий историей и фольклором Кабардино-Балкарии П.П. Болычев до самого недавнего времени считал рассказы об “алмасты” (“алмастын”) чисто легендарным сюжетом, подобным сказкам о ведьмах, и не придавал им большого значения. В конце концов, он принужден был склониться к мнению, что “алмасты” — действительные человекоподобные существа, дикие, пугливые, избегающие и боящиеся человека, ведущие ночной образ жизни.

   Важным доказательством реальности “алмасты”, по мнению П.П. Болычева, является то, что в той части КБАССР, где он в основном производил сбор сведений, об “алмасты” больше ничего не слышно после 1942 – 1943 гг., когда через эти места дважды прокатился фронт. Возможно, замечает П.П. Болычев, что гром орудий и прохождение армий заставили последние экземпляры этих существ переселиться в какие-то другие районы.
     Вот как резюмирует П.П. Болычев сущность десятков собранных им рассказов. “Алмасты” — это не имеющие человеческого разума дикие люди или, может быть, человекоподобные обезьяны. Жили они в лесистой горной части Кабарды и Балкарии. Специальных логовищ они не имели, их встречали в заброшенных саклях и пастушеских хижинах на высокогорных пастбищах. Некоторые видели, что они ели початки кукурузы, лук, морковь, а в лесах Кабарды с весны появляется много съедобных растений, летом — ягоды, осенью — дикие фрукты и орехи, один старик утверждал, что “алмасты” добывают и употребляют в пищу зайцев. “Алмасты” не имели никакой одежды. Их тело густо покрыто волосами черного или бурого цвета, за исключением грудей у самок, тоже черных, оттянутых книзу, болтающихся при беге. На голове длинные жесткие развевающиеся волосы. Утверждают, что глаза у них имеют красный оттенок. Передвигаются “алмасты” на ногах, как и люди, причем очень быстро, даже на лошади их не догнать. Лошади боят-ся, а собаки ненавидят “алмасты”. В нескольких сообщениях упоминается, что собаки выгоняли их из кустов и, издавая нечленораздельные вопли, они убегали. Самки бегут, прижимая к груди своих детенышей. “Алмасты” ведут ночной образ жизни и днем появляются только в том случае, когда их вспугнут из убежища, где они скрывались.
     П.П. Болычев приводит и некоторые отдельные рассказы. Один кабардинец, отец Мухарби Табухова, однажды, работая в лесу, под вечер развел костер, а затем пошел в аул и лишь по дороге вспомнил что-то и вернулся. У догорающего костра он увидел нескольких “алмасты”, сидевших на кор-точках кругом огня; заметив человека, они вскочили и скрылись. Согласно записанному рассказу Сурат Нагоевой, ее родственник, прячась от ливня на Зольских пастбищах, залез в небольшую пещеру и столкнулся здесь со скрывавшимся “алмасты”. Согласно записанному рассказу Нуши Барамку-ловой, она в детстве, пойдя с подругой за водой к роднику, встретила там самку “алмасты”, которая убежала в кусты, а девочки с плачем прибежали к себе в с. Шалушка.
     П.П. Болычев вносит предложения об организации широких сборов среди населения конкретных сведений об “алмасты” и, в случае обнаруже-ния хоть немногих живых экземпляров, о создании заповедника для защиты их от окончательного вымирания. Он подчеркивает, что сбор сведений в Кабардино-Балкарии — дело не простое, так как из-за каких-то верований “старики не всегда охотно рассказывают посторонним о таких вещах” (ИМ, III, №121; Советская молодежь (Орган Кабардино-Балкарского Обкома ВЛКСМ), 27 сентября 1959 г.).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕДУЕТ

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments