Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ЦАРЬ-КОТЕЛ И ВЕРШИНЫ КАЗАНЫ

    Доказательством того, что гигантские скифские котлы это не вымысел, а реальность, подтвержденная не только легендами и преданиями, но и свидетельствами очевидцев может служить и рассказ Н. Мокаевой (по мужу Глашевой), связавшей с нами после публикации материалов в газетах. Нажабат, бывшая учительница, 1923 года рождения, но память ее не подводит – женщина рассказала о своих родственниках, оставшихся сиротами (родители умерли от холеры), братьях Кануке и Зилки, проживавших в Мухоле (ныне на этом месте селение Верхняя Балкария), вознагражденных за невзгоды находкой невиданных размеров котла. Правда, что с ним стало впоследствии, ей неизвестно – следы потерялись при депортации.

Располагаем мы также сведениями о такой огромной емкости и в Баксанском районе – более того, информатор, сообщивший нам об этом, убежден, что она и поныне находится здесь, в одной из труднодоступных пещер.

Известно нам и о котле, вывезенном в девяностых годах прошлого века имярек (фамилия известна) из Белой речки в Осетию.

95137993_kotel

Получается, что вкупе с котлами, находящимися в ущелье Дых-су, подобных артефактов на территории Кабардино-Балкарии имелось множество.

Тем не менее все эти котлы, пусть и огромные по размерам, вряд ли могут претендовать на место главной святыни – котла Арианта (Аριάνταν) – скифского царя, жившего около 25 веков назад. Еще раз напомним раздел 81 из «Истории» Геродота: «В этой местности стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт (Чёрное море). Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев»...

Мы уже писали, что ряд исследователей пытались определить размеры сей мистической посудины. Й. Матисс, германский миссионер, отталкиваясь от местных реалий (количества вмещавшихся в котел овец), считает, что диаметр его был от 2 до 2,6 м, высота от 1 до 1,4 м, вместимость от 3000 до 8000 л, масса около 1100–1200 кг. Информация со Строительного портала дает не менее грандиозные цифры: диаметр котла 2,0-2,5 м, высота – около 3,0 м, масса – больше 10 тонн. По расчетам археолога А. Щеглова котел мог вмещать от 11 760 до 19 440 л при высоте от 4 до 9,5 м и весе от 7 до 46 тонн.

Boroda_Skify2

Последние цифры, особенно о весе скифского чуда, настолько значительны, а отсюда нереальны, что однозначно говорят: применяемая методика подсчета ошибочна: ведь котел должен был использоваться по своему прямому назначению, а, следовательно, и перемещаем. Более того – на весьма значительные расстояния, если допустить, что описанный Геродотом и существующий в местных преданиях суть одно и тоже. Ведь, согласно греческому историку, котел первоначально находился там, «где в Гипанис (Южный Буг) впадает «горькая речка», которая портит его воды». А «место это находится в четырех днях плавания вверх по Гипанису». Далековато все-таки от наших краев, тем более, если говорить о высокогорье.

Может ли он, к примеру, находиться в ущелье Дых-су – одном из самых труднодоступных в Кабардино-Бал­карии? Здесь не имеется не то что дорог, а даже тропинок, как таковых. Местные жители, в силу сложности природного ландшафта, в ущелье практически не бывают, так как до него от селения достаточно далеко (более двадцати километров), а самое главное, хождение по нему сопряжено с немалым риском для жизни. Оползни, крутые склоны, тут и там изборожденные постоянно находящимися в движении каменными осыпями, смыкающиеся скалы, между коих даже бурлящий водяной поток с трудом находит себе дорогу, узкие карнизы, которые невозможно преодолеть без страховки и альпинистских навыков, ледниковые выносы делают ущелье по большому счету непреодолимым.

image097

В наше время, как говорят сами верхнебалкарцы, пройти Дых-су от начала и до конца смогли всего несколько человек. И это несмотря на то, что награда, объявленная кисловодскими Аба­евыми, всколыхнула многих.

Мухольский и баксанский котлы также не могут претендовать на место сокровища Арианта – мелковаты, так сказать, «калибром». Тем более, что сведений о мистических свойствах данных емкостей не имеется. А царь-котел обладал ими, почему им и интересовался Гитлер. Более того, некоторые исследователи убеждены, что именно по этой причине (возможному местонахождению святыни) и свою ставку – подземный бункер «Вервольф» под Винницей – правитель Третьего рейха распорядился построить на берегу южного Буга. Ему, мистику, мечтавшему овладеть христианскими святынями: «Копьем судьбы», которым римский центурион Гай Кассий из милосердия пронзил тело распятого на кресте Иисуса, дабы прекратить его мучения, и «Чашей Грааля», в которую Мария Магдалина собрала святую кровь Спасителя, было известно и о котле царя Арианта.

Общескифской святыне, ставшей символом объединения разрозненных племен в единый и непобедимый народ; святыне, позволявшей претендовать на титул властителя мира. В ряде исследований прямо говорится, что при выборе места для ставки «Вервольф» фюрер руководствовался советами сотрудников организации Аненербе («Наследие предков») – организации, созданной для оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Они будто бы и предложили район Винницы – место, где правил царь Ариант, где был спрятан легендарный котел – сделать не столько военной ставкой, а своего рода объединенным центром по завоеванию мира.

Причем, что интересно, на строительство гигантского подземного бункера «Вервольф», утвержденного в ноябре 1940 года, отводилось больше времени, чем на саму войну, которую гитлеровские стратеги (согласно плана «Барбаросса») планировали завершить за несколько месяцев. Ставка, построенная в годы Великой Отечественной войны в восьми километрах от Винницы, предназначалась для командования военными действиями на Восточном фронте. Меры, предпринятые по ее секретности, были поистине беспреценденты: военнопленных, сооружавших «Вервольф», расстреляли, более того, не выжили даже немецкие инженеры – самолет, в котором они летели в Германию, успешно сдав объект, взорвался в воздухе. На земле охрану бункера осуществляли солдаты и офицеры дивизии СС «Адольф Гитлер; в воздухе – базировавшийся поблизости полк истребителей. Для местных жителей были введены специальные пропуска, малейшее проявление интереса в отношении объекта строго каралось.

Что из себя представлял семиэтажный бункер фюрера, оснащенный самыми современными на тот момент системами автономного функционирования (энергообеспечением, воздухоочисткой), так и осталось неизвестным. 28 декабря 1943 года Гитлер отдал приказ взорвать «Вервольф», для чего было завезено более 60 тонн взрывчатки. А 7 марта 1944 года бункер взлетел на воздух, вероятно, навсегда скрыв тайну своего возведения именно на этом месте.

От событий семидесятилетней давности вернемся к нашим реалиям: мог ли оказаться царь-котел на территории Кабардино-Балкарии, и если мог, что об этом свидетельствует? Мы закончили предыдущий материал фразой, что на помощь в данном случае может придти народная память, запечатлевшая события в топонимических названиях.

Итак, мы ищем котел – металлический сосуд для приготовления пищи методом варки на открытом огне. Но не будем забывать, что у него есть родной «брат» – тюркский казан, столь же привычный предмет для наших мест. Функциональное предназначение этих емкостей идентично, более того – их названия синонимичны. И что с того, спросите вы? А то, что применительно к Кабардино-Балкарии казан – это еще и географический объект, вернее несколько. В путеводителе Г. Н. Подъяпольского «Достопримечательные места Кабардино-Балкарии» в главе «Нальчик и его окрестности» рассказывается о маршруте к горе Сырт-тала (Лысая гора), с которой, если смотреть на север, видна столица КБР, а если на юг, то три истока реки Нальчик: Казан-су, Элкан-су и Хари-су». И далее, самое интригующее: «На западе – пять следующих одна за другой от востока к западу шиханообразных вершин на лесистом горном кряже. Это так называемые Казаны. Они напоминают опрокинутые верх дном большие котлы, под ними (ближе) протекает один из истоков реки Нальчика – Казан-су (самый западный); правее (на юге) тянется лесистый длинный хребет, отделающий другой исток реки Нальчик – Элкан-су».

Уточнив, что шихан переводится с тюркского как одиночный холм, а как географический термин означает возвышенность с правильными склонами и вершиной, хорошо выделяющейся в рельефе, от себя скажем, что не раз, бывая в этих местах, неосознанно задумывались: почему все-таки Казаны? Ну никак по своему внешнему виду эти вершины не ассоциировались с котлами, пусть даже перевернутыми. Да и само их название противоречит ассоциативному ряду наименований находящихся поблизости географических объектов. А уж с какой стати истоку Нальчика носить такое странное имя: Казан-су – река-котел?

Следовательно, вершины на горном кряже отнюдь не от своего внешнего облика получили имя, а по причине какого-то события. А если допустить, что от связанного со скифской историей, их главной святыней? Тогда название Казаны становится закономерным и объяснимым. Следовательно и вести поиски надо в этих местах. Но где конкретно? Ведь за многие десятилетия местные жители исходили здесь всё вдоль и поперек, и никаких особых открытий не сделали.

Значит, котел надежно спрятан: или зарыт, что маловероятно (в горах это не так-то просто, представьте, каких усилий стоит выкопать яму для такой махины; да и не знали скифы такого инструмента, как лопата), или лежит в естественном укрытии. К примеру, в пещере – если ее завалить (а еще лучше заложить) камнями. А с теми, кто был причастен к сокрытию сокровища, поступить также, как гитлеровцы со строителями «Вервольфа». Только в этом случае, в отличии от бункера, следов не останется никаких: камни они и есть камни, лежат повсюду: можно быть уверенным, никто никогда не догадается, что скрыто в чреве горы.

Получается, если мы хотим найти скифскую святыню, надо осмотреть все пять шиханообразных вершин. Сделать это совсем непросто. Во-первых, достаточно далеко от города, а следовательно, надо разбивать лагерь, причем многодневный; во-вторых, Казаны только кажутся небольшими, на самом деле, облазить их требуется немалая физическая выносливость и невероятное терпение; в-третьих, погода в этих местах настолько непостоянна, что диву даешься – в Нальчике солнце светит, здесь дождик моросит; если с утра ясно, то уже к обеду наползает туман; в-четвертых, даже завидные настойчивость и сверхвнимательность не гарантируют успеха – ведь те, кто прятал святыню, постарались сделать все возможное, чтобы не осталось никаких следов ее перемещения и укрытия. Поспособствовали этому и столетия (тысячелетия?), пробежавшие с того времени.

Но самое главное, хотим мы того или нет, но на поиске впрямую отражается то, о чем не принято говорить, проводя его: а правилен ли ход наших рассуждений, там ли ищем, не допустили ли ошибку в построении умозаключений, а отсюда – не напрасны ли все духовные, физические и материальные усилия?Тем не менее, отбросив сомнения, мы решили начать поисковые работы…

Tags: Казаны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments