Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ПРОДОЛЖАЮ ПОИСКИ АЭРОЛИТА

   Евграф Петрович Савельев (1860-191?), донской учитель, писатель, поэт, историк, журналист, в своей заметке, напечатанной в «Записках Ростовского-на-Дону Общества истории, древностей и природы», дает весьма конкретные ориентиры нахождения «величайшего из доселе известных аэролитов земного шара». Напомним их еще раз: «Близ станции Котляревской железной дороги, в верстах 10 от нее, если ехать на мост через реку Терек», на земле Калмыкова».




   В простоте данного описания таится немалая сложность. Станция Котляревская – здесь все понятно. С расстоянием – десять верст (по-нынешнему чуть больше километра, а если быть уж совсем точными – 1 067) тоже все ясно. Как будто есть и еще одна подсказка: «если ехать на мост через реку Терек». Только вот слово «ехать» можно трактовать по-разному: понятно, что двигаться по направлению к мосту. Но вот докуда: до него или после него? И где был этот самый мост в 1914 году? И еще: один он был или нет?


  С последним вопросом мы разобрались быстро: мостов имелось два: один для гужевого транспорта и нам не интересный, второй – железнодорожный. Причем он находился рядом с тем, что действует и сегодня; сохранились даже старые опоры.
Тогда где же конкретно? Если до моста, то получается, что примерно в районе станицы Котляревской. Но о десяти километрах здесь говорить не приходится – расстояние куда меньшее.
Если за мостом, то населенных пунктов (в разных направлениях) сразу несколько – Джулат, Куян, Арик…
Какой нужен нам?
Для начала решили опросить старожилов. И начали с той же Котляревской, где проживает бывший председатель колхоза «Красная нива» Михаил Михайлович Клевцов. Уйдя на пенсию, он занялся историческими разысканиями и за достаточно короткое время написал семь книг, практически не оставив в истории родных мест, привязанного к ним терского казачества белых пятен и неизвестных имен. Чего стоит хотя бы его монументальный труд «Родословные коренных котляревцев» (700 страниц большого формата!), написанный вместе с супругой Лилией Касимовной.
Настоящий гражданский подвиг и последняя работа – «История станицы Котляревской»: исследователем собраны сотни материалов о станице и станичниках, введено в научный оборот множество документов. Все книги Михаил Михайлович издает за свой счет – спонсором выступает его сын, живущий в Москве.
Когда руководитель администрации Майского района Александр Кислицин, с которым мы ездили по полям Майского района в поисках аэролита, предложил заехать домой к Клевцовым, я засомневался. Был в курсе, что нынешний год не самый радостный для ветерана. Коварная болезнь подкралась незаметно, речь шла о жизни и смерти. Пришлось ампутировать ногу. Поэтому и не хотелось лишний раз беспокоить. Но, как оказалось, кроме Михаила Михайловича обратиться было не к кому.
Встретил он нас по-казацки – радушно, хлебом-солью. Уныния – не в одном глазу, наоборот – планы на будущее.
Но, к сожалению, о метеорите он ничего не слышал. Более того – ничего ему не было известно о землевладельце Калмыкове, на земле которого лежал (лежит?) этот таинственный камень. Значит, земли эти находились не в окрестностях Котляревской и вероятнее всего даже не в Майском районе. Следовательно, «ехать на мост» в понимании автора заметки об аэролите подразумевало направление, и искать надо за мостом.
Но посещение Михаила Михайловича не было напрасным. Мы все вместе, включив его компьютер, еще раз изучили гугловские космические карты местности и убедились – идем в правильном направлении. Тем более, что в этом случае история с метеоритом стала подтверждаться и народной молвой. Но об этом расскажу чуть ниже.
А пока появилась возможность пролететь над этими местами на вертолете. Дело в том, что в курсе наших поисков оказался Руслан Панжоков – в прошлом профессиональный гражданский летчик, продолжающий и поныне летать, но на вертолетах. У него есть вертолетная кампания из шести машин, местом базирования которых является аэродром под селением Кишпек.




   Руслан и предложил совершить такой облет. С одной стороны, визуальный осмотр не помешает, а может и выявит что-то. С другой – можно задействовать технические средства, в частности, магнитометр. Последние цифровые разработки этих приборов отличаются от обычных компасов как машина от телеги. В частности, феррозондовый магнитометр-градиентометр позволяет делать 10 тысяч измерений магнитного поля в секунду, производить их статистическую и математическую обработку, фильтровать ненужные аномалии (металлический мусор) в любом количестве и масштабе.
Самое интересное, что такой полет состоялся уже на следующий день после предложения Руслана. После выполнения всех формальностей, а их великое множество в вертолетном деле (что объяснимо – речь идет о безопасности движения), мы выдвигаемся в сторону Кишпека.
За какие-то 15 минут техники подготовили вертолет к вылету. Ми-2 – надежная машина: разработана в СССР, собиралась в Польше, входившей в семидесятых годах прошлого года в социалистическое содружество. Его крейсерская скорость – 160 км, потолок подъема – 4000 м; может брать 6-7 пассажиров, но сегодня я один. Лет вертолету немало – завершает четвертый десяток, но при соответствующем обслуживании, как утверждает Панжоков, служил, служит и будет служить.
…Руслан запрашивает погоду и, услышав, морщится: солнце солнцем, но в интересующем нас районе густая облачность. Тем не менее взлетаем. Причем легко, мягко; если бы не гул моторов, можно было бы посчитать, что едим на автомашине.
Действительно, над всей территорией, где предположительно может находиться аэролит, сплошная облачность. Местами, правда, она расходится, но в этих «пятнах» ничего интересного не заметили. За исключением ямы, своими очертаниями напоминающей кратер.
Так что с визуальным осмотром мы, извините за каламбур, пролетели. Но, тем не менее, зафиксировали координаты двух точек, где в ямах находятся какие-то объекты.
Теперь предстоит осмотреть их, так сказать, в живую. Тем более, что подоспели и запрошенные в Государственном архиве КБР данные о том, где располагались земли Калмыкова…
Одним словом, завтра выезжаем на место падения аэролита.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment