Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

В ПОИСКАХ СКИФСКОГО ЧУДА

Предание о том, что в одном из труднодоступных ущелий Балкарии сохранились гигантские медные котлы, живет уже долгие десятилетия, хотя никаких материальных подтверждений этому до сих пор не имеется. Более того, поисками столь внушительных емкостей (считается, что их изготовили скифы) занималось немало людей. Уже в наше время одним из представителей рода Абаевых была обещана весомая награда (автомашина «Жигули» ) тому, кто обнаружит котел.
Почему в находке оказались заинтересованы представители именно этой фамилии? В работе исследователя М. Джуртубаева «Путями предков»  приводится полевая запись, сделанная в селении Верхняя Балкария, в которой информатор А. Османов передает рассказ своего деда Омара о том, что «в давние времена возле скотного двора Абаевых стоял огромный медный котел. В нем содержались больные овцы, числом более десятка. Котел назывался тайпокъ къазан. Его потом распилили для изготовления разной домашней утвари». Ученый предлагает такое толкование этого названия: тайпа – племя; окъ – стрела; когда слово обозначает собирательное множество, оно ставится в единственном числе. Къазан – котел. Таким образом, словосочетание означает «котел (изготовленный) из стрел племени».

images

Другой балкарский ученый археолог Исмаил Мизиев уверен, что речь идет именно о скифском котле: «Помещая в него больных животных, балкарцы, видимо, полагали, что котел обладает какой-то исцеляющей силой. Котел принадлежал Абаевым, то есть роду, который в течение долгого времени имел большую власть. Представители этого рода занимали должность олия – верховного князя, правителя Балкарии. Если мы допустим, что это был другой (не скифский) котел, нет ответа на вопрос: какая была необходимость при дороговизне металла в горах тратить его на изготовление чрезвычайно массивной вещи?».

kotelsk

Оба исследователя в своих выводах опираются в первую очередь на сообщение древнегреческого историка Геродота, который две с половиной тысячи лет назад писал: «…Количество скифов я не мог точно узнать, но слышал об их числе различные сообщения: что их и очень много и что их мало. Однако вот что мне наглядно показали. Есть между реками Борисфеном (современный Днепр) и Гипанисом (современный Южный Буг) местность под названием Эксампей. Там находится медный котел. Тем, кто его никогда не видел, я разъясняю: этот котел свободно вмещает шестьсот амфор; толщина котла шесть пальцев. Он сделан из наконечников стрел. Пожелав узнать численность скифов, их царь Ариант приказал, чтобы каждый скиф принес один наконечник стрелы. И он из них сделал памятник – гигантский котел, который установил в Эксампее».
…В начале двухтысячных годов в нашем издательстве вышла книга «Аспекты культурной антропологии народов Кабардино-Балкарской Республики». Ее автор Йоханн Маттис, немец по национальности, приехал в наши края руководить христанской миссией. Увлекшись историей, этнографией местных народов, написал ряд весьма аргументированных работ, среди которых «Тильзитский мир и утилизация медных русских монет балкарцами», «Турлук – конструкционный материал адыгов» , «Применение горцами ртути и олова», «Грозовые божества черкесов и балкарцев и молния как явление», «Напитки черкесов и балкарцев и современные технологии».

skifskij_kotel.izobrazhenie_svernuvshejsja_koshki

Эти исследования молодого немецкого ученого легли в основу успешно защищенной кандидатской диссертации и составили его монографическую работу. Есть в ней и глава, носящая название «Реконструкция скифского котла, известного в Балкарии в XIX веке» . Уже из нее видно, сколь глубоки и всесторонни познания Йоханна, подходящего к легенде с рациональных позиций: если котел существовал на самом деле, кто, когда, как, из чего его мог изготовить. Пытаясь ответить на эти непростые вопросы, Маттис привлекает данные не только из  истории, но и физики, химии, металлургии. Говоря о вместимости котла, а следовательно, размерах и массе, он отталкивается от имеющихся косвенных сведений – таких, как «в нем содержались больные овцы, числом более десятка» , балкарской поговорки: « Как котел Абаевых, в котором 9 (или 12) овец ели корм» , сведений Геродота – « огромный котел емкостью 600 амфор» . И делает следующий вывод, который в силу его убедительной аргументации нам хотелось бы привести целиком: «В оценках размеров учитываем, что обычно боковые стенки котла, если рассматривать его меридиональное сечение, переходят в днище по радиусу или иной кривой. Следовательно, минимальный диаметр котла, если исходить из того, что несколько ягнят могли свободно поместиться в нем, располагаясь головами к его центру, должен быть не менее 2 м. Если же согласиться, что в нем кормилось более десятка овец, то тогда диаметр котла должен быть примерно 2,6 м.
Исходя из условия обеспечения удобства пользования котлом и минимума расхода материала, его высоту необходимо брать примерно в два раза меньше диаметра. Таким образом, минимальные размеры котла должны быть: диамет,3р – 2 м, высота –  около 1 м. По максимальным оценкам, диаметр котла должен быть равен 2,6 м, а высота примерно 1,4 м. Приняв радиусы скруглений в нижней части котлов равными 0,25 м, можно найти объемы двух вариантов котлов – малого и боль­шого. Они равны соответственно 3000 и 8000 л».
Указание о вместимости котла равной емкости 600 амфор, не помогает уточнить его размеры, так как эти сосуды были разных размеров – вместимостью от 8 л. до в несколько раз большей.

big

Теперь что касается того, из какого материала был изготовлен котел – из меди или бронзы: ведь люди, видевшие емкость, могли сильно окисленный бронзовый котел принять за медный и наоборот. «Если предположить, – рассуждает Маттис, – что котел был бронзовым, то изготовить его можно было только литьем, так как бронза хрупка и ковке почти не поддается. При указанных размерах толщина стенки изделия должна быть не менее 7–8 мм, иначе его просто нельзя было отлить. Кроме того, для обеспечения необходимой прочности котел должен иметь местные усиления за счет утолщения стенок по верхнему краю котла. В этом случае масса литого котла получается около 1100–1200 кг. Вместе с литниками, прибылью и технологическими потерями для литья котла необходимо было иметь примерно 1300 кг бронзы.
…Если считать, что металлический наконечник стрелы в среднем имел массу 25–30 г, то число скифских воинов, сдавших металл, должно быть 45–55 тысяч…». Если при этом уточнить, что отливать изделия из бронзы массой в несколько сот и более килограммов научились в некоторых странах только в ХIV–ХV веках, то получается, что скифы не могли изготовить столь огромную емкость. Исследователь предоставляет им еще один шанс, ведь древние могли использовать «не только собранные бронзовые и медные наконечники стрел, но также большое количество небольших слитков меди, которые в то время умели получать. Весь собранный металл переплавляли в небольших печах с дутьем и отливали в литые заготовки, которые имели форму длинных плоских брусков массой по 15–20 кг.
Полученные отливки по механическим свойствам скорее можно отнести к легированной легкоплавкими металлами меди, чем к бронзе, поскольку добавка к медным слиткам бронзы в количестве до 25–30 % не приводит к слишком большому увеличению содержания в сплаве олова или иных легкоплавких металлов. Таким образом, если в сплаве было не более 4–5 % олова, то такой материал имел однофазную структуру в виде твердого раствора олова в меди. Такой сплав пластичен и допускает обработку давлением, включая холодную ковку.
Из упомянутых длинных слитков легированной меди ковкой в несколько переходов получали трапециевидные полосы длиной около 2–2,3 м и толщиной 4–5 мм. Поскольку медь при ковке упрочняется (нагартовывается), применяли промежуточный отжиг заготовок. Из медных полос собирали котел, плотно соединяя детали клепкой. Полосы в основании котла крепились к плоскому диску, изготовленному ковкой из невысокой цилиндрической отливки. Заклепки применяли медные. При использовании заклепок из любого другого металла медный котел разрушился бы за несколько лет из-за электрохимической коррозии, которая всегда возникает при контакте разнородных металлов в присутствии влаги. Древние электрохимии, конечно, не знали и использовали медные заклепки просто из практических соображений.
…Сборный медный котел, изготовленный по описанной технологии, должен был иметь массу 400–500 кг. Если медные заготовки использовали меньшей толщины (около  2,5 мм), то масса котла могла быть в два раза меньше, то есть 200–250 кг».

rbaydr25

Вот такие весьма убедительные аргументы в подтверждение того, что гигантский котел был изготовлен скифами, приводит Маттис. И здесь с его выводами можно согласиться. Как и с предположениями о том, что способствовало сохранности котла нахождение его «в результате крупного оползня, инициированного ливнем или землетрясением… в относительно сухих осадочных породах, которыми изобилует Северный Кавказ» , а последующий выход на поверхность произошел  «в результате эрозии горных склонов или непрерывного процесса изменения русла рек. Другой вопрос,  как столь малоподъемная емкость оказалась в Верхней Балкарии? При отсутствии в те времена в Черекском ущелье дорог – имелись места, где на тропинке с трудом могли разминуться две лошади – доставить котел с равнины в горы было практически невозможно. Следовательно, если котел существовал, то он не был привезен в эти места два или три столетия назад, а находился здесь многие века. Может быть, и изготовлен был здесь же.
А о том, что подобные котлы существовали на самом деле, свидетельствуют документальные источники. В частности, публикация в VII томе (выпуск 6) «Ежегодника по геологии и минералогии России»  (ЕГМР), первого отечественного реферативного журнала в означенном направлении, издававшегося с 1897-го по 1917 год под редакцией Н. Криштафовича. Статья так и называется – «Гигантские котлы на Бештау» . Ее автор – Петр Иванович Кротов (1852–1914), известный русский геолог и геоморфолог, профессор Казанского университета, автор ряда работ по стра­тиграфии, палеонтологии, тектонике, общей геологии и физической географии.

475676_338304839563798_100001528541283_897397_1525566514_o

Означенной публикации более столетия. И речь в ней не о наших емкостях, хотя, без всякого сомнения, родственных друг другу. Громадная емкость, принадлежащая князю Аба­евых, как мы помним, была распилена для изготовления домашней утвари, но, тем не менее, легенда о котле, поныне находящемся в верховьях Черекского ущелья, продолжает жить.
Что подпитывает ее? Прежде всего, личное свидетельство одного из старожилов селения Верхняя Балкария – Хаджи-Мурата Геляева, 1930 года рождения. Как он утверждает, такой котел (причем не один, а два) он видел в ущелье Дых-су, более того – знает, где спрятаны емкости, и даже сумел доставить к себе домой самую маленькую из них. Котлы будто бы находятся в земле – на одном из склонов. Так как берег постоянно подмывается рекой, их невозможно заметить, и если не знать точное место, то найти практически невозможно. Сам он это место помнит, может показать, но добраться в ущелье по причине преклонного возраста и болезней ему уже не под силу, а на словах объяснить, где именно надо искать, не получается.

1002353-i_003

Верить или нет симу рассказу? Непросто ответить однозначно. Проверить же еще сложнее. Дело в том, что ущелье Дых-су, пожалуй, самое труднодоступное в Кабардино-Бал­карии. Не имеется не то что дорог, а даже тропинок, как таковых. Местные жители, в силу сложности природного ландшафта, здесь не бывают, так как до ущелья от селения достаточно далеко (более двадцати километров), а самое главное, хождение по нему сопряжено с немалым риском для жизни. Оползни, крутые склоны, тут и там изборожденные постоянно находящимися в движении каменными осыпями, смыкающиеся скалы, между коих даже бурлящий водяной поток с трудом находит себе дорогу, узкие карнизы, которые невозможно преодолеть без страховки и альпинистских навыков, ледниковые выносы делают ущелье по большому счету непреодолимым.
В наше время, как говорят сами верхнебалкарцы, пройти Дых-су от начала и до конца  смогли всего несколько человек. И это несмотря на то, что награда, объявленная кисловодскими Аба­евыми, всколыхнула многих. Один из них Магомед Мусуков. Но котлов он не нашел, как и другие молодые люди, использовавшие в поисках даже металлодетекторы. Естественно, это не укрепило  веру в сообщение старика о том, что он знает где находятся котлы. И поэтому вопрос о нахождении скифских котлов  в верховьях Черекского ущелья и поныне остается  открытым.
Но совершенно неожиданно выяснилось, что на территории Кабардино-Балкарии есть и другие места, где, возможно, спрятана знаменитая скифская реликвия…
 
Tags: Скифский котел, скифские стрелы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments