Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

Когда свет звезд проникает в череп…

О том, что на некоторых  черепах, найденных в могильниках, расположенных на территории Кабардино-Балкарии, имеются следы трепанации (от греческого слова «трепан» – trypanon – обозначавшего специальное сверло, применявшееся для перфорирования)  известно достаточно давно. Да и сама  операция искусственного прободения  уходит корнями в неолитический период земной  истории, свидетельствуя, что уже тогда первобытный человек  был знаком с хирургическими приемами вскрытия черепной полости.
Начиная со второй половины XIX века найдены и описаны многие сотни трепанированных черепов по всему миру  с отверстиями, имеющими преимущественно четырехугольную  или круглую форму. Дело в том, что в древности прободений производилось куда больше, чем сейчас, ведь осуществлялись они не только с целью излечения больного, но во многих случаях носили ритуальный и религиозный смысл.

17BG-PG2-SKULL_662068f

Известно, что тибетские монахи считали, что такая операция (в данном случае, открытия «третьего глаза») позволяет обрести дар ясновидения. С этой целью у представителя монашеской братии, избранного стать предсказателем, в середине лба высверливалось отверстие, которое смазывалось лечебными мазями и закрывалось деревянной пробкой.
Способов прижизненных черепных трепанаций древние хирурги разработали множество. Вот что по этому поводу говорил антрополог Поль Брок, один из первых исследователей древних прободений черепа, выступая перед членами французской Академии медицины: «Я имею честь представить Академии древний перуанский череп, трепанированный при жизни субъекта способом полностью отличным от использовавшегося в европейской хирургии. Трепанирование древнейшая хирургическая практика. Она упоминалась Гиппократом, который описывал ее как рутинную операцию. Но ее происхождение остается неясным. Почти как сегодня, древние греки трепанировали пилой коронообразной формы. Ничто не указывает на то, что греки или их предки проводили операцию другими методами. Но на черепе из Перу трепанация проведена иссечением прямоугольного фрагмента».
Среди этих способов выскабливание (самый болезненный и в тоже время самый безопасный), выпиливание (вырезание), пробитие (просверливание) мелких дырок по кругу с последующим выламыванием центральной части.

0b0f602ca7035223ee1c22adbd38f4a1

Последний блестяще описан Михаилом Булгаковым в его знаменитом «Собачьем сердце». Вспомним, как профессор Преображенский командует: «Трепан!» и Борменталь подает  ему блестящий коловорот: «Кусая губы, Филипп Филиппович начал втыкать коловорот и высверливать в черепе Шарика маленькие дырочки на расстоянии сантиметра одна от другой так, что они шли кругом всего черепа. На каждую он тратил не более пяти секунд. Потом пилой невиданного фасона, всунув ее хвост в первую дырочку, начал пилить, как выпиливают дамский рукодельный ящик. Череп тихо визжал и трясся. Минуты через три крышку черепа с Шарика сняли».
Какие же инструменты использовались для трепанации в прошлом? Поблизости от древнего города Ниневии был найден бронзовый цилиндр, с одной из  сторон которого были выпилены зубья. В погребениях у поселения Гунтрамсдорф (Австрия), датированных 200 годом до нашей эры, нашли трепанированные черепа и пластинку, выпиленную из черепа. Этим же периодом датируется и так называемая могила лекаря, раскопанная в Баварии, в которой был найден «пилообразный» инструмент из железа. В конце XIX века в Сибири было найдено несколько ланцетовидных предметов из бронзы, датированных IV–III вв. до н. э.

167

Особых успехов в краниотомии  (от латинского cranii – трепанация свода черепа с целью вскрытия его полости) достигли римские врачи. Ими для сверления небольших отверстий применялся специальный инструмент, который  назывался модиолус, или венечный трепан, представлявший из себя бронзовый цилиндр с зубчатыми краями и направляющим стержнем, который вращался при помощи лука. Этот метод трепанации многие называют римским.
Одним словом, краниотомия в древности использовалась повсеместно и часто. В работе современного автора (М. Б. Медникова. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004) приводятся такие сведения: «Современные ученые, обследовав свыше 9500 черепов, найденных на территории Венгрии в 59 разновременных могильниках, на 97 черепах обнаружили 143 символические трепанации. В 71 % трепанации единичны, но на 28 % черепов можно видеть от двух до пяти символических знаков. Все эти находки датируются Х-ХI вв. Среди «символически трепанированных» были индивидуумы разного пола и возраста, но не было детей. Две трети в этой суммарной выборке составляли мужчины. Трепанация осуществлялась не сверлением, а вырезанием. Для начала на верхней части свода ножом наносили контуры будущего углубления, потом ямку выскабливали или вырезали. Обнаружены четыре случая прерванной, незавершенной процедуры. Часто на череп человека наносили несколько знаков, иногда спустя годы после первой символической трепанации. По археологическому инвентарю могилы символически трепанированных людей ничем не отличаются от всех прочих. Поэтому сложно предполагать какое-либо прижизненное обособление этой категории населения. Венгерские авторы допускают, что символические трепанации служили первичным лечением, а если оно не помогало, обращались к хирургическим трепанациям. Они ссылаются на врачебный трактат 1603 г., в котором выскабливание внешней пластинки черепа рекомендовано для лечения эпилепсии».

a29

Ну а теперь самое время вернуться в Кабардино-Балкарию. Количество могил, разграбленных за последнее время в нашей республике «черными археологами» сегодня исчисляется многими сотнями. Но если раньше гробокопатели испытывали суеверный страх перед мертвыми и вскрыв захоронение и забрав из него все ценное присыпали останки землей, то сегодня человеческие кости и черепа чаще всего бросаются рядом или остаются в разоренных могилах. По этой причине нам и удалось  выявить несколько черепов со следами трепанации.
Кстати, о том, что один из таких черепов  уже находили в наших местах, писала  в 1889 году газета «Терские ведомости» (№ 86): «Старики говорили, что здесь (Северное Приэльбрусье – авт.) проходила дорога, по которой «христианский народ ратью шел в Азию за веру» и оставил на своем пути эти кресты. Был найден и череп со следами трепанации, техническое исполнение которой  указывает  на римский метод операциии».

Attachment

Все осмотренные нами черепа (в ущельях Хазнидон, Сукан, Урды, Тызыл) имели отверстия, осуществленные вырезанием. О том, что это именно трепанация говорило отсутствие трещин вокруг дырки в черепной коробке, которые непременно возникают при ударе хлодным оружием, а также тот факт, что имелись следы заживления – при удачной операции отверстие в черепе со временем (значит пациент остался жив!) закрывается восстанавливающейся костной тканью.
Поводом же для написания этого материала стал хабар, дошедший к нам через третьи руки,  о том, что один из жителей селения Заюково Баксанского района, копая с участием соседей в своем  дворе выгребную яму, наткнулся на погребение, в котором находились человеческие кости, в том числе череп с отверстием, прикрытым тонкой  медной пластинкой.
К сожалению, историю эту, поведанную старшим инспектором по охране Верхнекурпского заказника Джабраилом Гуважоковым, мы услышали с большим опозданием. Встретившись же с ее действующими лицами, которых нам помогли разыскать заюковские энтузиасты-краеведы  Мухамед Маршенкулов и Анзор Кармоков, узнали, что останки, в том числе и череп, были собраны в мешок и перезахоронены в выкопанной за селом яме. Ее мы тоже попытались найти, но уж слишком некорректными оказались ориентиры, которые нам озвучили.
В означенной находке привлекает внимание  прежде всего факт, что отверстие было закрыто пластинкой. Известно, что в доколумбовой Америке, где трепанация была в большой чести, индейцы (прежде всего племена сапотеков), иногда  закрывали отверстия золотой пластинкой.
В других местах и, в частности, на Кавказе, в этих целях использовали также медные пластинки. Свойства меди и её сплавов противостоять бактериям известны людям с древнейших времен. Чего стоит тот факт, что еще в XIX веке эскимосы вставляли ребенку в незаросший родничок медный судовой гвоздь. Уже в нашем тысячелетии, проведя досточно длительные и затратные исследования, Федеральное агентство по охране окружающей среды США (US EPA) официально присвоило меди и нескольким сплавам меди статус веществ с бактерицидной поверхностью.

images1

Кстати говоря, весьма интересный эпизод, имеющий отношение к поднятой теме, имеется в адыгском героическом эпосе «Нарты» (М., 1974). В бжедугском тексте «Гибель Шабатнуко», повествующем об одной из  битв Сосруко (в означенном случае Саусырыко) читаем:
«…Челахстен оседлал коня и приехал к Саусырыко. Он подъехал к нему и сказал:
– Чего ты хочешь, маленький хитрец?
Он замахнулся мечом, но Саусырыко вскочил, испугал коня Челахстена, и тот сбросил седока.
В руках Саусырыко была секира, и он, ударив ею, рассек голову Челахстену. Челахстен, сжав голову руками, сел на коня и вернулся домой. Он послал за Тлепшем.
– Быстро наложи мне медные заплаты, чтобы моя голова не распалась на части,– сказал он Тлепшу.
Тлепш наложил медные заплаты на рассеченную голову Челахстена.
Но говорят, что Челахстен после этого прожил недолго, и душа покинула его, когда свет звезд проник в его череп».
Вот сколь образно говорит сказитель о кончине одного из нартов, по большому счету, если  разобраться, также перенесшему трепанацию, только насильственную. Но в этом случае как врачебные свойства меди, так и искусство кузнеца-хирурга, оказались бессильны.
Кстати, у этой истории есть еще один вариант. В сказании «Сосрыкъуэрэ Шужьейрэ», опубликованном в сборнике «Адыгские предания» («Адыгэ IуэрыIуатэ». Нальчик: Эльбрус, 1999, с. 26-27) подобный эпизод заканчивается немного по-другому. Раненый нарт просит кузнеца:
– Голову мою зашей. Когда будешь зашивать, оставь одну дырку (отверстие).
Он оставил одну дырку. Кузнец зашил Шужею голову.
В отверстие залетела муха и Шужей от этого умер.
И в заключение хотелось сказать вот о чем. Вопрос, почему в древности трепанации осуществлялись столь часто – в южноамериканском Паракасе каждый второй найденный череп имеет следы прободения – по-прежнему не имеет однозначного ответа. Большинство исследователей склоняется к тому, что в этой процедуре присутствовал  ритуальный и религиозный смысл. Но голландский ученый Барк Хьюгос выдвинул другую версию – он считает, что ощущения при  трепанации черепа схожи с теми, которые испытывают любители галлюциногенов, то есть, впечатление  счастья, но  без похмельного синдрома, имеющего место при употреблении спиртных напитков и наркотических веществ. Нашлись, как и следовало ожидать, те, кто решил сие проверить личной практикой. В интернете можно найти историю некоего  англичанина Джо Мелона, в голове которого незаживающая дыра. Глядя, как по детски счастлив ее муженек, супруга Дженни тоже решила присоединиться к нему. Местный умелец-доброхот с помощью обыкновенной дрели под местным наркозом наделал в ее черепе множество отверстий. Когда же женщина минут через десять встала со стула, то, почувствовала, по ее словам, «необыкновенную легкость и прилив энергии».
Неизвестно, правда, сопутствует ли ей это состояние сегодня, так как история эта достаточно давняя. Наткнулись мы в интернете и на такие сведения, что в Бразилии пользуется спросом следующая процедура: в черепе напротив «центра удовольствия» мозга просверливаются два отверстия, в которые вставляется золотое кольцо. И будто бы, поглаживая его, человек испытывает необыкновенные ощущения.
Как говорили римляне, а вслед за ними Отто Бисмарк, «глупость – это дар божий, но не следует им злоупотреблять».
Tags: трепанация черепа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment