Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

САРКОФАГИ ЛОХРАНА

   Лохран (Лэхъран) кабардинское название пастбищ в районе Малки. Из брошюры «Топонимия, флора и фауна Зольского района КБР», подготовленной под руководством А. Мирзаканова, можно узнать, что есть Большой, Малый и Лишний Лохран. Даны эти названия сравнительно недавно – несколько столетий назад. Как называли это место люди, жившие здесь многие века назад, неизвестно.



      Чтобы попасть в Лохран, надо проехать селение Каменномостское и далее по накатанной дороге двигаться в сторону отгонных пастбищ. Недоезжая километра два до штаба, повернуть налево (есть соответствующий указатель); добраться до шлагбаума, перегораживающего въезд в ущелье, и дальше по крутой, осыпающейся дороге, спуститься вниз.


  Спуск продолжительный, в несколько километров. Наконец открывается ущелье – заросшее деревьями, обильное травой. Продвигаемся по довольно сносной дороге в глубь, переезжаем много-численные ручьи, и вот перед нами Малка.
   Сомнения нашего гида Арсена Бишенова в том, что переправиться на другую сторону будет непросто, обретают весьма зримую перспективу. Первые дни июня с одной стороны, с другой – такого дождливого начала лета не сразу и припомнить. Малка коричневая, течение мощное, утягивающее за собой.
   В одном из узких мест пытаемся наладить переправу, вернее, наш самый молодой спутник – житель Каменномостского Мурат Шогенов смело бросается в воду, но течение мгновенно относит его вниз. Паренек плывет, преодолевая поток, и в конце концов выбирается на берег, но уже в метрах 30-35 от места, где вошел в воду. Нам такие испытания не под силу, тем более с вещами в одной из рук: или промочишь все, или, что вернее, подаришь Малке.
   Принимаем решение организовать переправу чуть ниже, где река не заперта в столь узком русле, а разлилась на несколько десятков метров. Более точно – метров на 50. Понимаем это по ширине альпинистской веревки, запасливо взятой фотографом группы Жанной. Наш верный «УАЗ-Патриот» подгоняем к самому берегу реки, привязываем к его боковой ступеньке веревку и пытаемся перекинуть ее на другую сторону.
   Безуспешно: веревка, с прикрепленной к ней палкой, долетает только до середины реки. Тогда привязываем веревку к поясу Мурата и он с трудом, но перебирается на другую сторону. Закрепляет веревку на коряге, переправа налажена. Пакуем вещи в полиэтиленовые пакета и вперед. Первым решается другой участник экспедиции – Заур. Он добирается до середины реки и не выдерживает удара Малки: переворачивается, уходит с головой под воду и выпускает из рук пакет с одеждой. Неутомимый вездесущий Мурат стремительно мчится по берегу, обгоняет уносимый течением пакет и с разбегу ныряет в мутную воду.
   Удивительно, но ему удается перехватить у своенравной речки ее добычу и выбраться с пакетом на берег.    Благополучно добрался до берега и Заур. Предстоит очередь автору этих строк. Честное слово после предыдущей картины лезть в воду совершенно не хочется, но и показать свою нерешительность тоже. Учитывая произошедшее с Зауром, пакет с одеждой закрепляю карабином и цепляю на веревку.
   Вода не просто холодная, она ледяная, буквально прерывает дыхание, ноги немеют и кажется, вот-вот откажут. Перехватывая веревку руками, проваливаясь в щели между камнями, когда вода, до этого доходящая выше пояса, поднимается до самого подбородка, перебираюсь на другую сторону и падаю на траву. Она здесь не просто не кошенная – по пояс, густая, плотная, с вкраплениями, причем частыми, жгучей крапивы.
   Надо одеваться и идти наверх – туда, где река, подмывшая берег, открыла захоронения: каменные ящики, один край которых обвалился, обнажив кости людей, живших здесь многие века назад. Ящики эти выложены из камней высотой примерно в полметра или чуть больше; сверху они закрыты цельными плитами. Могилы расположены на высоком берегу, который река, изменяя русло, подмывает и камни стенок ящиков падают вниз. По словам Арсена, разговаривавшего с теми, кто лазил в эти могилы, они не богаты на предметы быта – встречаются кувшины разных размеров да бронзовые бляшки. Есть еще один нюанс – необычная (удлиненная) форма черепов «обитателей» гробниц…



   Могилы выкопаны строго перпендикулярно к реке, расположены рядами на расстоянии трех-четырех метров друг от друга и уходят вверх по пригорку достаточно высоко. Каменные ящики очень похожи на те, что располагаются на перевале Актопрак недалеко от селения Былым.
   Схожие захоронения описывает и путешественник В. Я. Тепцов, побывавший на территории нынешней Кабардино-Балкарии в 1891 году и отразивший свои впечатления в работе «По истокам Кубани и Терека». (На самом деле, Черека – эта неточность ис при переиздании нашим издательством тепцовского труда). Вот что писал исследователь о могилах, осмотренных им в Бак ущелье: «Отверстие, ведущее в склеп, узко настолько, что в него с большим трудом может пролезть человек средней дород-ности. Склеп на извести из серого песчаника и имеет форму ящика 2½–3 арш. в длину, 1½ арш. в ширину и 2–2½ арш. в глубину. Сверху склепы закрыты большей частью цельными плитами песчаника. Промежности между камнями и все щели залиты известью. Входная и верхняя плиты тоже залиты прочным известковым це. На закрытый склеп насыпался небольшой курган земли для именитого.
   Форма могил, таким образом, напоминает гроб Господа нашего Иисуса Христа – пещеру, вход в которую закрыт каменной пли. Такой формы могил придерживались христиане первых веков. По берегу Кесанты потом нам встречались настоящие пещерные могилы, высеченные в скалах Лха. Отваленные хищниками плиты открывали склеп со множеством костей и черепов покойников, но не в саванах, а одеждах с украшениями. На костях мы нашли остатки шелковых тканей довольно тонкой работы. Во многих могилах нахо мы стеклянные бусы, преимущественно синего цвета. Один из озроковцев продал нам несколько украшений, томпаковых и брон, вынутых им из этих могил: тут были пряжки и бляхи от поясов, какие-то кружки, птичья томпаковая голова, томпаковые пуго-вицы, украшение, напоминающее птицу с опущенным вниз хвостом, часть, по-видимому, выточенного, каменного стержня, нечто вроде бронзовой серьги и другие вещички неизвестного назначения. За украшения с ризы священника татарин просил дорого, думая, что они золотые. Золото покойникам, вероятно, было еще неизвестно: его не оказалось, по словам татар, и в склепах под большими курга. Сожалеем, что не имели средств приобрести все украшения, добытые в могилах этих христиан.
   В стенах склепов устроены ниши, в которые ставилась посуда и, по всем вероятиям, не пустая: в одном из глиняных кувшинов, как нам говорили, замечено было содержимое, видом своим напоми порох. На воздухе оно быстро обратилось и легкую пыль. Содержимое это могло быть просом или чем-нибудь в этом роде. Быть может, в могилы ставили кушанья усопшим и вообще все то, что необходимо для жизни человека, по суеверию, что покойник, как и живой человек, нуждается во всем материальном, вроде того, например, как наши малороссы зарывают с покойником трубку, кисет с табаком, огниво и штоф водки, думая, что «люлька козаку – щоб скучно не було, як будет пред райскими воротами Петра (апостола) с ключами ждаты (покуриуть люльки), и як приде Петр, то употчует ёго горилкой, за те же вин ёго и в рай пусте» . Посуда, найденная нами в склепах, по большей части деревянная, нередко раскрашен-ная красной и черной краской. Попадались большие круглые миски. Некоторые прекрасно сохранились.
   Но более всего нас поразили черепа, валяющиеся в склепах в груде множества костей. Каждый склеп служил, по-видимому, усыпальницей для целой семьи: в одном склепе попадались черепа и детей, и взрослых; число черепов в каждом склепе от 2 до 7 и бо-лее. Только около трети всех осмотренных нами черепов приближалось к обыкновенной правильной форме. Большинство же черепов имело форму тупого, закругленного вверху, наклонного конуса, основанием которого могла бы быть плоскость, проведенная от переносья к затылку. Наибольший из найденных нами черепов был в длину, от переносья, немного более 7 вершков, при нижнем диа-метре около 4 вершков».
   Впрочем, в приведенном выше описании больше лирики, чем науки, но дело в том, что лохранские могильники до сих пор ждут своих исследователей и комментаторов, которые помогут ответить на вопрос, чьи это могилы и откуда они здесь взялись. Ведь могил здесь многие десятки – следовательно, поселение было немалень-кое и существовало продолжительное время. Тем более, что чуть в стороне находится еще одно захоронение, но меньшее по размерам. Но вот где жили люди? Арсен и Мурат облазили всю территорию вокруг – на горе, в лесу, на другой стороне реки, но абсолютно ничего не нашли.
   Логично рассуждая, поселение, во-первых, должно было располагаться в месте, которое могло служить хоть какой-то преградой от неожиданного нападения врага – под скальным выступом или там, где имелась более-менее сносная природная защита от непогоды; во-вторых, рядом с водой и по большому счету не на правой стороне реки, а на левой, более низкой. Не то что кладки от строений, даже малейших намеков на городище мы не нашли, за исклю-чением одного малюсенького наконечника от стрелы. И то, что она имеет отношение к причастным к захоронениям, вовсе не факт.
   Так где же жили люди? Не могли же они привозить сюда своих покойников, преодолевая, по бездорожью, многокилометровые расстояния? Да и само расположение кладбища – под него отдана чуть ли единственная ровная площадка в этих местах, что весьма непродуктивно для тех, кому надо было чем-то питаться – не дает ответа.
  Кто были эти люди, почему покинули эти благодатные места, кто лежит в могилах на пригорках, открытых рекой, а теперь и людьми, нарушающими покой мертвых… Может подсказкой станут останки фундамента, расположенного примерно в двух километрах вверх по течению и представляющего из себя, с большой степенью вероятности, культовый объект – возможно, древнюю церковь...
   Кстати говоря, в предании «Крымцы в Кабарде» говорится о том, что оставшихся в живых татар, разгромленных на горе Кинжал, кабардинцы «преследовали по пятам, потопили часть в Малке, а остальных загнали в долину Ляхран, где растет большой сосновый лес» – «едва третья часть спаслась в этом лесу. Кабардинцы их более не стали тревожить».
   Какая тут связь помимо того, что место одно и тоже, мне неведомо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment