Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ТУЗЛУК – ХРАМ СОЛНЦА

   Гора эта не просто притягивает внимание, она останавливает взор каждого, кто ее видит, особенно впервые. Столь идеальны ее формы (покато-выглаженные), особенно в сравнении с распола-гающимися поблизости другими возвышенностями. Невольно воз-никает мысль, что к появлению горы причастны не только природ-ные силы, но и какие-то другие – разумные, вернее было бы ска-зать, существующие за пределами нашего понимания, наших зна-ний. Не случайно Тузлук – а речь о нем – рождает великое множе-ство предположений, легенд, творящихся чуть ли не на наших гла-зах, и конечно же невероятных домыслов.




     Причем самых фантастических – начиная с того, что гора насып-ная, а внутри полая. И полость эта – огромных размеров зал. То же, что в нем находится, вообще за пределами человеческого воспри-ятия. По другой, более приземленной версии, в далекие-предалекие времена (речь идет о четырех-пяти тысячах лет) здесь располага-лось святилище: так называемый оракул, то есть место, где дела-ются прорицания. Самый известный из оракулов – бога Аполлона в древнегреческих Дельфах. Пифии – жрицы (в нашем случае – веду-ньи), прорицавшие под действием одуряющих испарений, выходив-ших из трещины в земле, приходили в полубессознательное со-стояние и начинали вещать о том, что должно произойти. Неверо-ятно? Но и эти предположения имеют право на жизнь, пока не дока-зано обратное. Тем более что испарения из горы Тузлук наличест-вуют.

   Впрочем, обо всем по порядку. Если добираться в местность Джилы-су, что в Северном Приэльбрусье, через Долину нарзанов, то до означенной возвышенности немногим более сорока километ-ров. Тузлук невозможно не заметить, так как вид на гору открывается издалека, а сама дорога проходит прямо под ней. Высота ее сравни-тельно невелика – 2585,3 метра, но от уровня дороги на целых сто метров Тузлук уходит вверх чуть ли не отвесно. Естественно, этот подъем не представляет особых трудностей, тем не менее боль-шинство направляющихся к минеральным источникам Джилы-су не останавливается у горы. А зря, ведь поднявшись наверх, обнаружи-ваешь, что на вершине имеется достаточно ровная площадка, дли-на которой примерно в два раза больше ширины. В самом начале ее из земли выпирают, вернее было бы сказать, вырастают четыре каменных столба, представляющих из себя что-то вроде креста. Во всяком случае, именно такое ощущение возникает, если смотреть на камни сверху, с вертолетной высоты. И еще буквально поражает внутренняя целесообразность, геометрическая соразмерность ка-менных исполинов с общим видом макушки Тузлука. Словно они использовались для какой-то цели (не отсюда ли предположение, что валуны были установлены искусственно?). Для какой? Храмо-вый комплекс? Древняя обсерватория?
     Именно к таким выводам пришел еще летом 2001 года москвич Алексей Алексеев, основавший впоследствии постоянно действую-щую экспедицию « Кавказский Аркаим» : « Взяв азимуты с вершины Тузлук на все заметные в окрестностях объекты и сравнив их с рас-четными, мы пришли к выводу, что солнце в дни солнцестояний должно восходить вблизи заметных ориентиров. А это один из важ-нейших признаков всех известных пригоризонтных   обсерваторий.
     На следующий, 2002 год, благодаря помощи Института археоло-гии РАН и Государственного астрономического института имени Штернберга, мы имели профессиональные расчеты азимутов вос-хода и захода солнца в дни солнцестояний и ряд других важных ас-трономических событий.
…Утром 23 июня, во второй день солнцестояния, нам удалось подняться на вершину Тузлука и установить теодолит. В это утро решалась судьба экспедиции и, вероятно, и всех высказанных нами идей. Если солнце взойдет над заметным ориентиром, гипотеза о храме Солнца на горе Тузлук на северных склонах Эльбруса полу-чит право на существование...
Ночь на исходе, над горизонтом за массивом Кинжал зажглась узкая полоска света. Красная полоска постепенно разрастается, к ней присоединяется фиолетовое, голубое, а затем и золотистое сияние. Оно ширится, занимает полнеба. За Эльбрус смещается фиолетовая полоса – тень от Земли – граница дня и ночи. Солнце уже поднялось над горизонтом, но от нас оно скрыто массивом Кинжала. Порозовел, а затем зазолотился Эльбрус. Лучи низкого солнца про-рвались по долинам через горные проходы, золотят окрестные верши-ны.
И вот в глубокой седловине, вблизи южного края Кинжала появ-ляется ослепительная точка. Вот она уже в перекрестии визира. Есть отсчет! Солнце на глазах поднимается из земли» .
Нам не довелось встречать рассвет именно на горе Тузлук, но мы не раз наблюдали появление светила в каких-то десяти кило-метрах от этого места – с поляны, где в 1829 году стоял лагерь экс-педиции Эммануэля. Зрелище не просто удивительное – потря-сающее, ошеломляющее, поистине фантастическое. Словно ты присутствуешь при великом событии – зарождении не очередного дня, а самой жизни. Вероятно, эти чувства в немалой степени спо-собствовали фантастическим предположениям ученого из Санкт-Петербурга Вячеслава Токарева и пятигорчанина Владимиром Ста-сенко, участников другой экспедиции – « Эльбрус – 5500 лет в глубь времен» , о том, что « в обрядовых целях гору Тузлук начали ис-пользовать еще за 4500 лет до нашей эры. Тогда ее вершина пред-ставляла плоскую цельную плиту, круто обрывающуюся в сторону горы Сирх. Площадку эту использовали как ритуальную. Позже, в 3200 году до нашей эры, плиту разрезали вдоль и поперек. Разрезы ориентированы по сторонам света. В теле горы под толщей плотных кварцевых песчаников был сооружен подземный храм Матери Зем-ли с четырьмя камерами.
В них проходили ритуалы посвящения и очищения души. На запад-ном склоне горы с тех пор стоит каменная глыба, напоминающая быка (женский культ), – камень-чашечник с углублением в верхней части. А вокруг Тузлука установлены каменные столбы-менгиры как пояс его энергоинформационной защиты. Один из менгиров фалли-ческой формы с лицом витязя стоит над каньоном реки Малки, меж-ду Тузлуком и Сирхом. Пастухи говорят о существовании в округе еще, по меньшей мере, шести подобных камней. Таким образом « женское» начало на лоне горы как бы было взято под охрану энер-гиями « мужского» начала.
На вершинной площадке горы 900–800 лет до нашей эры пред-положительно существовал каменный храм. Он был заброшен в 450–600 годах нашей эры, по-видимому, с концом золотого века « Трояновых веков» . Время разметало его камни. Осталось всего несколько плит» .
Понятно, что столь конкретная датировка событий, происходя-щих на протяжении тысячелетий в этих местах, не подкреплена (да и не может быть) никакими доказательствами; она целиком и пол-ностью базируется на допущениях, предположениях, выводах ее авторов. И поэтому не просто спорна, а антиисторична: не тема для серьезных дискуссий, а больше повод для саркастических реплик.
Но, право, не хочется ни ерничать, ни на полном серьезе апел-лировать к известным историческим фактам (впрочем, что нам, по большому счету, известно о тех временах, тем более о происхо-дившем в наших местах? Ровным счетом ничего). Не хочется и по той причине, что здесь, в Северном Приэльбрусье, среди величест-венных исполинов, отмеряющих виденное тысячелетиями, самые невероятные предположения не вызывают такого отторжения, какое вызвали бы где-нибудь внизу, на равнине. С удивлением ловишь себя на мысли, что занят поиском не контраргументов, а пытаешь-ся представить, могло такое быть или нет. Особенно когда разгова-ривашь с Вячеславом Токаревым – не просто энтузиастом, а истин-ным подвижником и патриотом, искренним в своем желании приот-крыть завесу над далеким прошлым. Тем более что все это опира-ется на глубокие всесторонние познания, четко выстроенную аргу-ментацию.
И поэтому даже предположению, что на горе располагалось свя-тилище, что ведуньи, надышавшись идущих из земли испарений, прозревали у тузлукского оракула будущее, невольно ищешь под-тверждение. Ищешь и находишь! Действительно, между каменными слоистыми столбами имеется узкая трещина, уходящая куда-то достаточно глубоко. Глубину нельзя проверить, бросив что-то в нее – она очень узка, но по тяге, с какой устремляется вниз поднесенное к отверстию пламя зажигалки, понимаешь, что там, внутри, есть ка-кая-то полость.
Что она из себя представляет, как далеко уходит – без специ-альных приборов не узнать, вот только если… Не поленившись, один из нас сбегает вниз и снова, теперь уже с двумя полными по-луторалитровыми бутылками нарзана в руках, с немалым трудом взбирается на отвесную гору, наклоняется над щелью и начинает лить воду. Она уходит мгновенно – не скользит по каменным сте-нам, а именно льется, словно в пустоту. « Рот» горы поглощает во-ду, вот она уже и кончается, но ничего не происходит. А что, впро-чем, должно произойти?..
Под опаляющим июльским солнцем молча сижу у огромных ва-лунов на верхушке Тузлука, и губы сами собой шепчут незатейли-вые строки:

Ярило алое светило,
Вода благоволила литься
И все, что здесь происходило,
Пусть повторится,
Пусть повторится…

И вдруг гора словно издает вздох – протяжный, долгий, мучи-тельный. Я его отчетливо слышу: наклоняюсь над щелью и чувст-вую, как воздух приобретает плотность, упругость, обтекая мое ли-цо.
Больше ничего не ощущаю, но не ухожу, все так же пристально вглядываясь-вслушиваясь. В гору? В себя? В окружающий мир?
Через пять-семь минут в голове покалывает, она наливается тя-жестью, еще через какое-то время начинают стучать звонкие моло-точки. Их периодичность нарастает с каждым мгновением, и вот уже отскакиваю от щели, не в силах выдержать этот сумасшедший ритм. Ловишь себя на мысли, что момент прозрения так и не наступил. И утешаешь сам себя: но ведь и роль пифии была доступна далеко не каждой женщине, а только избранным из избранных. Впрочем (мы говорим на полном серьезе), и испарения, идущие из земного чрева, за прошедшие тысячелетия могли измениться, потерять свою силу. И мысль о том, что в горе имеется подземный храм, уже не кажется столь абсурдной, как раньше.
…Глядя на членов экспедиции (со многими из них довелось по-знакомиться летом 2008 года), приехавших на Кавказ из самых от-даленных мест России, людей различнейших профессий (в их пе-речне – астрофизик, провизор, геолог, врач, преподаватель вуза), высокого образовательного уровня (много кандидатов и докторов наук), понимаешь, что их собрала вместе вера. Вера в чудо, в воз-можность вживую прикоснуться к прошлому, которое не ушло бес-следно, просто не может уйти, надо только найти и увидеть остав-ленные им метки и следы. Именно данное желание движет этими людьми, проводящими бессонные ночи на горе Тузлук, встречающими на ее вершине огненный рассвет, ставшей для них, как и для древ-них людей, храмом. Храмом не столько Солнца, сколько местом встречи – с самим собой.
И поэтому если не разделим, то, по крайней мере, внимательнее прислушаемся к выводам их сподвижиков – участников другой еже-годной экспедиции « Кавказский Аркаим» : « На берегу реки Малки в районе горы Тузлук в древности была древняя астрономическая обсерватория – храм Солнца. Экспедицией зафиксирован восход солнца в период летнего солнцестояния над единственным в дан-ном секторе заметным ориентиром на горизонте. В тот же период отмечены азимуты восхода и захода полной луны. Проведенные расчеты показали, что некоторые другие солнечные и лунные со-бытия происходят вблизи заметных ориентиров. Таким образом, результаты инструментальных наблюдений подтвердили, что гора Тузлук могла служить пригоризонтной астрономической обсервато-рией.
Вблизи нее находится каменный менгир фаллической формы, а также обработанные камни, названные « алтарями» и, вероятно, служившие культовым целям. Линия между « алтарями» близка к направлению запад-восток (+5056´). К этой линии перпендикулярно направление между « восточным алтарем» и менгиром № 1(+5058´). Данные уточнены спутниковым навигатором JPS. Это от-клонение близко к значению магнитного склонения (+5019´). Закреп-ление на местности сторон горизонта – важнейший признак приго-ризонтной аст¬рономической обсерватории.
К юго-востоку от горы Тузлук обнаружена скальная гряда с мно-жеством чашеобразных углублений, вероятно культового значения, условно названная грядой « чашечных камней» . Линия между мен-гиром № 1 и западным краем « чашечных камней» в точности сов-падает с современным направлением север-юг.
Таким образом, предполагаемый храмовый комплекс в районе горы Тузлук вполне мог служить как для культовых целей, так и для отслеживания календарных дат.
Всего в окрестностях горы Тузлук нами отмечено 14 значимых объектов. Из них четыре естественного происхождения: гора Тузлук, холм, названный нами « Северным» , лавовый мост через реку Кы-зылсу, названный нами « Калиновым мостом» и возвышающийся среди л°едовых полей Эльбруса локолит – пик Калицкого. К полуис-кусственным, доработанным объектам, мы условно относим « ча-шечные камни» и « алтари» . Четыре менгира и четыре тура – объекты искусственного происхождения.
Некоторые из этих объектов расположены вдоль прямых линий. Прямая № 1: Северный холм – гора Тузлук – Калинов мост – пик Калицкого. Скорее всего, она совпадает с тектоническом разломом и конечно же природного происхождения. Прямая № 2: гора Тузлук – менгир № 1 – восточный край « чашечных камней» . Прямая № 3: восточный « алтарь» – тур под дорогой – Калинов мост. Прямая № 4: гора Тузлук – восточный « алтарь» – менгир № 2. Направление прямой № 1 отклонено на 2о50´ к западу от северного направления, а прямой № 3 от того же направления, но к востоку – на 2о57´. Вме-сте эти углы составляют 5о47´, а как уже отмечалось выше, линия между « алтарями» отстоит от направления запад-восток на +5056´. К ней перпендикулярно направление между « восточным алтарем» и Калиновым мостом (+5058´). Приведенные выше результаты гово-рят о том, что объекты вокруг Тузлука находятся в строго опреде-ленном порядке» .
С любезного разрешения руководителей экспедиций, мы публи-куем строки из их отчетов, размещенных на интернетовских сайтах.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments