Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ПРЕДЛАГАЮ ВЕРНУТЬ ДУКА-БЕКА НА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ

    До 1849 года на территории Кабардино-Балкарии находился один из самых необычных памятников, найденных когда-либо в наших местах – каменный истукан Дука-Бек. Он стоял справа от дороги Нальчик–Пятигорск, у нынешнего селения Этоко. Вот что, в частности, писал Семен Броневский, автор книги «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», вышедшей в 1823 году: «Между Бештовыми горами на полугоре Тёмир-Кубшаки при ручье Етака стоит каменный поясной истукан вышиною в 8 футов, 8 дюймов, называемый кабардинцами Дука-Бех, с надписью, коея буквы имеют сходство с греческими или славянскими, и с разными изображениями людей и зверей, высеченными на подножии онаго. Надписи никто не мог разобрать и кому воздвигнут сей памятник также неизвестно. По некоторым изображениям догадываются только, что рыцарь Дука-Бех был христианин».




   В 1840-х годах Шора Ногмов в своей «Истории адыхейского народа» дал такое описание истукана: «Памятник этот представляет молодого человека в шитой шапочке и в платье, похожем по покрою на нынешний бешмет с продольной строчкой. Застегнут он четырьмя четвероугольными застежками и подпоясан кожаным узким поясом, прошитым посредине ниже лифа; платье идет складками. Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с греческой надписью на передней стороне и множеством фигур, представляющих людей на охоте за зверями, воинские игры пеших и конных людей и с правой стороны колчан со стрелами, ниже пояса статуи, а с левой – сабля с рукояткой наподобие грузинской и лук в футляре. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, имя Баксана…».


    У Шоры Ногмова есть и объяснение, кому и за что был поставлен памятник. Приводим его в интерпретации автора книги «Очерки этнографии Кавказа», известного ученого и государственного деятеля России (он был министром народного просвещения) Е. П. Ковалевского (1792–1867): «В половине IV столетия от Р. X. на реке Баксане, протекающей по Кабарде, жил князь Дауо; у которого было восемь сыновей; из них старший Баксан, знаменитый нарт (витязь), со всеми братьями и 80 нартами был убит в жестоком сражении с гутами (готами, по мнению автора). По этому случаю была сложена в честь Баксана песня и совершаются ежегодно игрища народные в память его. Сестра убитых братьев перенесла трупы их в Кабарду, похоронила их с честью на берегу реки Этоко и воздвигла на могиле их памятник, существующий и поныне».
   В 1849 году памятник стараниями известного исследователя Кавказа А. Фирковича был доставлен в Пятигорск и установлен у так называемого Цветника. Впоследствии, в 1881 году, он был перевезен в Москву и передан в хранилища Исторического музея. В 1886 году академик В. В. Латышев предложил свой перевод начального текста: «Успокоился раб божий Георгий Грек… 130 года 12 марта» (то есть XII век) и на этом остановился, заявив, что ему «удалось разобрать в этой надписи далеко не все» и что, «быть может, другим посчастливится более нашего в ее разборе».
  В 1947 году профессор Г. Ф. Турчанинов предложил расшифровку этокской надписи с позиции адыгского языка, то есть народа, которому памятник принадлежал, и дал такую интерпретацию переводу: «Текст… показывает, что Бек является сыном Кануко, который, в свою очередь, был сыном Туко. Иначе, Кануко Бек был отцом, а Туко – дедом. Надпись выполнена сыном некоего Маремуко».
  И сегодня мнение ученых по поводу Этокского памятника неоднозначно, и это дает повод для самых невероятных гипотез. Но наш разговор не о них.
  Не так давно Пятигорский краеведческий музей выступил инициатором его возвращения. Но так как передача экспонатов из музея в музей дело архисложное, то пятигорчане нашли выход из положения: – они сделали точную (один к одному) копию со статуи. Копия отлита из архитектурного бетона, а верхний слой сделан под камень.
Честь и хвала нашим соседям, решившим открыть вместо существовавшей когда-то курортной выставки древностей под открытым небом современный ландшафтный музей. Единственное, что смущает, так название материала, опубликованного «Русской планетой» и рассказывающего об этом событии: «Вернется ли на Родину загадочный этокский памятник – Дука-Бек?». Все-таки родина каменного истукана не Пятигорск, а Кабардино-Балкария. Вот почему я предлагаю заказать еще одну копию Дука-Бека и установить ее в Нальчике. К примеру, в Скверике свободы, рядом с надгробными стелами Жабаги Казаноко и его жене.
  Представляете, какое паломничество будет к этому памятнику? Люди будут стремиться сфотографироваться рядом с ним, будут всматриваться в надписи и рисунки на фигуре, будут прикасаться (и в прямом, и переносном смысле этого слова) к своей истории, постигать ее, гордиться ею.
  Напомним, что эта скульптура поистине говорящая. Вот как описывают имеющиеся на нем фигуры авторы книги «Памятники рассказывают» Г. Ионе и О. Опрышко: «Ниже подписи, спереди изображены три человеческие фигуры. Одна из них держит чашу, другая из сосуда, стоящего рядом, черпает воду, третья стоит на колене с чашей в руке. Под фигурами высечены два всадника, сражающихся на копьях. С обратной стороны пьедестала – фигура человека, стреляющего из лука в оленя; ниже ее – два человека, стреляющих друг в друга из лука. На левой узкой боковой стороне статуи, у пояса, – человек с поднятой саблей в правой руке, в левой он держит цепь с пятиглавым змеем. Под ним – человек с палицей на плече. Справа высечены олень и собака».
 Что для этого надо? Заказать копию каменного истукана в ООО «Практика реставрации», которое изготовило ее для пятигорчан. А так как вся предварительная работа уже проделана, то это будет не так уж дорого. Не потребует особых финансовых затрат и подготовка площадки для установки памятника на месте, которое будет отведено администрацией Нальчика.
  Мне могут возразить, что копия Дука-Бека имеется в Национальном музее КБР. Но выставочный экспонат, очень приблизительно воссоздающий подлинный облик истукана и реальный памятник со всеми надписями и рисунками, это совершенно разные вещи.
Кабардино-Балкарское отделение Русского географического общества, которое я возглавляю, решило выступить инициатором установки памятника Дука-Беку, сбора средств на эти цели. Предполагается, что это будет частная инициатива, без государственного финансирования. В ближайшее время будет объявлен номер счета, на котором начнут аккумулироваться деньги. Если инициатива найдет поддержку, то памятник можно установить уже осенью.
  Сегодня на Дука-Бека кто только не претендует, кто только не трактует его надписи, подтверждая ими свое видение прошлого. Поэтому и видится восстановлением исторической справедливости возвращение памятника на ту землю, где он когда-то был установлен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments