Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

СКИФСКИЙ ВОЖДЬ ИЗ ПРОХЛАДНОГО

   В музее Прохладного – равнинного города, где, как утверждает песня, « и не холодно, и не жарко» , имеется уникальный экспонат, которым не могут похвастаться не то что провинциальные – многие ведущие музеи страны. Для любителей изделий из ценных металлов оно не представляет никакого интереса – изваяние воина вырублено из обыкновенного ракушечника. Но неповторимость и ценность фигуры не в материале, а в том, что она изображает скифского воина VI века до нашей эры. Таких ранних изваяний на территории нашей страны известно не более полутора десятков.




      Фигура мужчины вырублена из прямоугольной плиты высотой 127 и толщиной 25 сантиметров.

  « На плоском овальном лице невысоким рельефом показан прямой нос, длинные стреловидные брови, подковообразные усы, обрамляющие рот, миндалевидные глаза. Также рельефно изображены уши, аккуратно подстриженные на затылке и висках волосы, согнутые в локтях руки, ладонями прижатые к животу. На передней грани четко обозначены грудные мышцы, а на тыльной – лопатки и линия позвоночника, то есть мужчина обнажен по пояс. На задней и боковых гранях рельефом дан контур слегка согнутых в коленях ног, обутых, вероятнее всего, в кожаные сапоги» – такое описание дает изваянию московский археолог В. Ольховский.


  А вот как он оценивает набор изображенных на изваянии предметов: «На шее отчетливо видна гривна – украшение в виде не-замкнутого металлического кольца, концы которого образовывают своеобразный замок, показанный на затылке... Гривны употреблялись в качестве украшений предками многих народов Европы и Азии еще в эпоху бронзы (III–II тысячелетие до н. э.). В эпоху раннего железа шейные обручи из бронзы, железа, золота и серебра знали практически все древние племена Евразии – кельты, германцы, древние славяне, балты, угро-финны, древние иранцы, которыми гривна рассматривалась не только как украшение, но, прежде всего, как знак власти, богатства… Металлический обруч (особенно выполненный из «солнечного металла» – золота) на шее военачаль-ника, вождя или царя означал, что данный человек является законным носителем власти, полученной им от высшего божества – Солнца. Из глубины веков, например, до нас дошли рельефы, на которых показан момент передачи гривны солнечным божеством переднеазиатским владыкам. Гривны носили не только цари, но и их родственники, сановники, представители аристократии.
   Следовательно, изображение гривны на изваянии позволяет предполагать, что мужчина является носителем обожествленной власти – вождем или царем. И одновременно воином. Справа к его широкому поясу подвешен острием вперед боевой топор, а слева – налучие (футляр для лука и стрел) с торчащим из него сложносоставным луком. Подобные луки были широко известны в Древнем мире. Многие восточные и греческие авторы прямо указывают, что означенные луки, очертаниями своей деревянной основы напоминающие северное побережье Черного моря, были грозным оружием скифов, наводившим в 1-й половине I тысячелетия до н. э. ужас на переднеазиатские государства – Ассирию, Мидию, Лидию, Урарту, даже Египет.
   У левого бедра воина изображен острием вниз меч – акинак. Это характерное оружие скифов, а также мидийцев, древних персов и некоторых других народов. Изготовлялись они из железа и значительно превосходили по качеству бронзовые мечи и кинжалы. С течением времени форма навершия и перекрытия акинаков менялась, что позволило ученым их классифицировать. По предметам, сопутствующим мечам, установлено время бытования всех типов мечей. Акинак прохладненского изваяния датируется в пределах VI века до н. э. К поясу воина подвешена также плеть, свидетельствующая о том, что он был еще и всадником» .
   Следовательно, изображение обнаженного по пояс знатного воина изготовлено скифами в VI веке до нашей эры. По сведениям знаменитого историка Геродота, « скифы прежде жили в Азии, затем были вытеснены в Европу массагетами. Перейдя реку Аракс (Волгу), скифы частью изгнали, частью истребили живущих в Причерноморье киммерийцев, а затем через Кавказ прорвались в Переднюю Азию, где владычествовали в течение 28 лет. Потерпев в начале VI века до н. э. поражение от мидян, скифы вернулись в Предкавказье. Они являлись прекрасными наездниками и стрелками из лука. Стремительные атаки скифской конницы, осыпавшей врага тучей стрел, заставили отступить даже персидского царя Дария, который в конце VI века до н. э. во главе полумиллионной ар-мии попытался покорить причерноморских скифов. Победа над персами закрепила за скифам славу непобедимого народа.
   В середине VI века до н. э. скифское кочевое население покинуло Северо-Кавказские степи и переместилось в Приазовье, Приднепровье и Крым. Скифы в V–IV веках до н. э. являлись хозяевами степей между Доном и Дунаем. Многие оседлые племе-на, а также греческие города были вынуждены платить скифам дань. К концу III века до н. э. скифы были оттеснены в Крым и на Нижний Днестр пришедшими из-за Дона многочисленными племенами кочевников-сарматов» .
   Археолог В. Ольховский уверен, что найденное на территории Кабардино-Балкарии изваяние «воплощает образ конкретного человека, занимавшего высокое положение в скифским обществе, который считался одновременно живым воплощением небесного божества, а также мифического первопредка и первого царя всех скифов» . Устанавливались такие изваяния на вершине курганных насыпей, высота и диаметр которых зависели от социального по-ложения погребаемого.
   …Вглядимся в лицо и фигуру скифского вождя – и история приоткроет перед нами свои далекие страницы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment