Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ВХОД В… КУРГАН

   Лесистый курган…О нем говорится в труде Шоры Ногмы «История адыхейского народа». Название кургана даже вынесено в тематическую рубрикацию, содержащую краткое содержание каждой главы его уникального труда.
«Предание,– пишет Нестор кабардинской истории (это слова выдающегося кавказоведа В. К. Гарданова. – Авт.), сохранило даже название места, где обитал первый епископ, пришедший из Греции; оно находится в четырех верстах от крепости Нальчик и называется « Лесистый курган» . И теперь этот курган очень высок. Вот песня, в которой упоминается о нем и прославляется епископ, там обитавший…»



     Строки из этой песни стоит привести, потому что именно в ней впервые упоминается « серебряная дверь». Шора Ногма, рассказывающий в этой главе о « введении христианской веры между адыхейцами» , чьим сторонником был греческий император Юстиниан, называвший себя « адыхейским витязем» , сообщает, что « греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. К этой эпохе относят построение храмов Божиих в нашей земле. Священник назывался у нас шогень; епископ – шехник» .

   А вот и сама песня:

Шехник – наш защитник и вос
питатель, шехник – наш свет.
Воспитатель рассуждал о законе Божием с вершины Лесистого кургана.
И на Лесистом кургане сковал ему дом из жести с дверьми из литого серебра и там-то обитал светлый Божий дух.
И ангелы беседовали с мудрым старцем. Свет от бороды его уподоблялся свету факела.
Он парит в воздухе, как земная птица, подымается под облака и видит творящих беззакония.
Ребро его не простая кость, но кость слоновая, и благородный золотой крест сияет на его груди.

   Лесистый курган в другой работе Ногмы – «Филологических трудах» – назван несколько по-иному – «Курган лохматый» (Ошхаца). Но это разночтение не суть важно, так как понятно, что речь идет об одном и том же объекте.
Шора писал, что курган «находится в четырех верстах от крепости Нальчик».

     Верста – старая русская мера длины – равна 1,0668 километра, Величина путевой версты, упоминаемой еще в литературных памятниках XI века, на протяжении столетий неоднократно изменялась в зависимости как от числа заключавшихся в ней саженей, так и величины самой сажени (2,13 метра). Причем весьма внушительно – от 500 до 1000 саженей. И хотя с конца XVIII века была твердо установлена в 500 саженей, с немалой степенью вероятности можно допустить, что четыре версты в историческом сказании Ногмы могут быть равны не только четырем километрам, но и восьми.



      Но именно на таком расстоянии от Нальчика располагается один из курганов близ селения Урвань. Вот что о нем говорится в статье « Ошхаца – идол раннего христианства на Кавказе» одного из авторов нашего издательства Хабаса Бекулова: « Ошхацэ» – это не прилагательное, которое поддается переводу, а имя собственное географического объекта. Жителям Урвани и близлежащих сел известен этот курган, хотя в географических картах объекта с таким названием, равно как и « Лесистого», «Лохматого», не существует» .
      Далее Х. Бекулов рассказывает о своих архивных разысканиях, которые позволили ему определить местонахождение кургана. Как выяснилось, «Лесистый» впервые упоминается в материалах по делу о нападении абреков на конвойную команду, следовавшую 24 августа 1832 года из крепости Нальчик на пост Урванский. Указано и расстояние до него: в пяти или шести верстах от Нальчикского укрепления. В другом донесении говорится, что для поиска нападавших начальник Урванского укрепления поручик Чуликов направил « пятнадцать человек пехоты, занять нужные места в ауле Мисостова секретами...» . Следовательно, делает вывод Х. Бекулов, аул князя Александра Мисостова находился между Урванским укреплением и Лесистым курганом. И в подтверждение сказанного сообщает, что « в акте межевания земли, составленном в апреле 1929 года при выделении колхозу « Высокий урожай» Урванского района Нальчикского округа, в качестве ориентира взяты три кургана, расположенных вдоль старой дороги Жанхотово–Мисостово–Нальчик, проходящей над опушкой Урванского лесничества. Они поименованы в следующей последовательности (с востока на запад): Ошха-Лиса (Гиса), Ошхацэ, Ошха-Гяфа.


     Ландшафт местности кургана « Ошхаца» соответствует географическому описанию, приводимому в документах по расследованию нападения на конвойную команду: « По дороге, пустившись по оной в даль к посту Урванскому…».
     Приводит автор публикации «Ошхаца – идол…» и целый ряд свидетельств, в частности: своего родственника М. М. Бекулова, видевшего, « как из встроенного под курганом жилища выходили за пропитанием в лес, скрываясь от недоброжелательных глаз, « иноязычные» женщины» ; как Теуваж Барагунов, первым проникший в жилище, получил смертельную рану, а Арах Хажикушев, попытавшийся проделать то же самое, был избит и стал после этого заговариваться; что вход в курган, в котором вплоть до 1920 года жили люди, был расположен с западной стороны – спустившись на несколько ступенек вниз, человек попадал в достаточно длинный коридор, с правой стороны которого располагались три комнаты. Их стены были расписаны, в комнатах находились кушетки из тесаного камня. Что же касается знаменитой серебряной двери, высотой, как утверждают, два аршина (напомним, аршин равен 71,1 сантиметра), то в 1914 году местные жители ее сняли и добровольно пожертвовали в фонд армии, участвующей в Первой мировой войне.


     Пока в истории Лесистого кургана и существовавшего в нем подземного храма (резиденции константинопольского епископа, а вернее будет сказать, его представителя, так как Аланская епархия, включавшая в зону своего внимания и Кабарду, располагалась, как принято считать, в верховьях Кубани) больше вопросов, чем ответов. Начиная с того, почему вход в жилище « святого владыко» (« Шихънагъ» ) был сделан из серебра (с учетом очистительных свойств этого металла?), и кончая тем – когда завершилась деятельность этого храма?
С распадом Византийской империи, который, как известно, произошел в 1453 году? Со смертью последнего из «шихънагъ» – « потому что уже некому было посылать новых епископов на места прежних»? Или в 1717 году, когда, по Шоре Ногме, христианская вера была « окончательно уничтожена»? А может, еще позднее, ведь для местных жителей долгие годы это место было по-прежнему свято: даже в конце XIX века проходившие мимо кургана люди останавливались и делали намаз.
     Значит, подземное жилище было обитаемо еще долгие годы. Кто же в нем жил? Исповедующие христианство? Маловероятно. Лихие люди, скрывающиеся от власти? Тоже не очень убедительно.
     Тогда кто же такие « иноязычные» женщины» , о которых рассказывают очевидцы? Кто, защищая тайну кургана, смертельно ранил Теуважа Барагунова и избил до потери сознания Араха Хажикушева? С большой степенью вероятности можно сказать, что храм в кургане продолжал свою религиозную деятельность и в нем во второй половине XIX века нашли приют последователи одной из сект. Ведь, процитируем статью « Святой старец» Михаил» : « …погибельный Кавказ всегда привлекал к себе толпы религиозных фанатиков различных сектантских направлений, находивших здесь приют от гонений официальной православной церкви… Не составляла исключения в данном отношении и жизнь старой слободы Нальчик. Баптисты и анабаптисты, штундисты и евангелисты, адвентисты и аскеты; хлысты различных направлений, в том числе таких изуверских по своему характеру, как шалопутов и пятидесятников; всякого рода « святые» старцы и старицы, « денно и нощно» внушали своим послушникам только им одним известные « истины» общения с Богом, отвращали их от « бренности» земной жизни…».
     Газета « Кавказ» , выходящая во Владикавказе, сообщает на своих страницах о деятельности различных сектантов. Здесь и белоризцы, появившиеся в Нальчикском округе в 80-х годах XIX столетия; и евангелисты, впоследствии объединившиеся с баптистами; и отшельники, устроившие свою обитель « в глухом месте по реке Урвани, тайно от людского глаза и без ведома властей»
Последние с немалой степенью вероятности и могли облюбовать Лесистый курган для своего местопребывания, ведь место было не простое – « намоленное» в течение многих веков.
     Курган, называемый « Ошхацэ» , он же Лесистый (Лохматый), чья высота около 24–25 метров, а стороны уходят верх под крутым углом, образуя практически ровную площадку с диаметром более чем в сорок метров. Что же необычного в этих размерах и формах? Прежде всего, он действительно – Шора Ногма и здесь точен – « очень высок» . Это тем более поражает, потому что курган насыпной, то есть создан человеческими руками. Об этом говорит как сама земля, легко поддающаяся копке, так и то, что камней в ней совершенно не встречается. О последнем свидетельствуют раскопки черных археологов, углубившихся в курган на полтора-два метра – по бокам ямы сплошной чернозем! Впрочем, в одном месте камни присутствуют – именно в том, где, как пишет Хабас Бекулов, « еще каких-то 60 лет назад… достаточно легко определялся» вход в подземелье, ныне обвалившийся и заросший. Причем камни эти речные, а так как река поблизости не протекала, значит, кем-то и когда-то доставленные к Ошхацэ.
     Зарос густой травой, колючими кустами, низкорослыми деревьями и сам курган, еще плотнее и надежнее укрыв от нас воздвигнутое в земной толще жилище « мудрого старца» , который « рассуждал о законе Божием с вершины Лесистого кургана» и при этом « парил в воздухе, как земная птица, подымался под облака…» .
До чего же тот неизвестный проповедник, читавший проповеди с амвона, коим служил ему курган, был красноречив и артистичен, до чего ярким и образным было его слово, западавшее в душу, горяча речь, проникавшая в сердце, велика забота об униженных и оскорбленных, коль народ сочинил о нем столь возвышенную песню! Глас его, без преувеличения, пронзил века, а намоленное место сохранило энергетику веры.
Сокровища, таящиеся в кургане, не давали покоя многим. Но в наше время нашелся самый продвинутый, проживающий в Нартане и решивший раскрыть тайну Лесистого кургана. В личных целях. Для чего он нанял группу из трех рабочих (граждан Белоруссии), местом обитания которых стал полиэтиленовый шалаш, сооруженный на вершине. И работа закипела – с помощью примитивной техники (лопат, лебедки и ведер) белорусы прокопали более чем двадцатиметровый шурф, но ничего не нашли. Собирались копать и дальше, если бы не бдительные граждане.

   Вчера мы пытались визуально определить, где находиться вход в Лесистый курган, потерянный со временем. Хабас Бекулов, истинный патриот своего селения, когда-то знал это место, более того, пометил его камнями, но за прошедшие годы все вокруг сильно заросло, кабаны перерыли землю и ориентиры исчезли.
     Мы привлекли к поискам и других старожилов, но ясность в данный вопрос они не внесли.
     Что известно? Вход находился с западной стороны, но мы там и искали.
     Вход шел прямо от дороги, проложенной по самому кургану. Этот ориентир был нами выбран как основной. Далее должны быть ступеньки, ведущие внутрь, но они спрятаны под землей.
Одним словом, нужны или свидетели, запомнившие место входа, либо техника – аппарат типа георадар.
Начнем со свидетелей: в селении живут несколько старожилов, которые могут что-то вспомнить.
      Что касается черных копателей, решивших добраться сверху до захоронения, на котором и был возведен курган (это уже совсем другая история), то они действительно проделали невероятную работу, которая оказалась, к счастью, бесполезной. Но по их следам отчетливо видно, что курган действительно насыпной. Сооружавшие его люди проделали фантастический даже по современным масштабам труд, переместив тысячи кубометров чернозема. Кстати, отчетливо видно, откуда они его возили – место это поблизости. Землю они доставляли на подводах, которые поднимались на курган по винтовой дороге (ее следы сохранились). На верхушке, судя по историческим сведениям и разбросанным по кургану камням (привозным, плоским, легким в обработке), находился храм. Следовательно, помещение, выкопанное внутри кургана, служило жильем для представителей греческого духовенства.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments