Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАТОЛИКИ В ХАБАЗЕ?

   Размещаю один из моих материалов, который, вероятно, вызовет неоднозначную реакцию у ортодоксов. Версия, конечно, достаточно спорная, но имеет право на жизнь. Почитайте. Подумайте. Поделитесь.
Все представленные на иллюстрациях артефакты расположены и найдены на территории Кабардино-Балкарии. Их публикация - крестов многие сотни, если не тысячи - будет продолжена в последующих частях материала.

10532866_1566259410289180_7208574994957367021_n

   Документальных свидетельств о том, что на территории нынешней Кабардино-Балкарии в средние века действовал католический монастырь, не сохранилось. Но вот фольклорных, косвенных, так сказать, сведений имеется достаточно, более того, судя по ним такой монастырь (римско-католическая миссия) был даже не один. Если под франгами (ференками) понимать представителей народов Северной Италии – прежде всего генуэзцев, основавших в XIII веке на Центральном Кавказе свои поселения, колонии и фактории, то известна их деятельность по пропаганде постулатов римско-католической церкви.

   

Мы уже писали о предположении ученого Ф. Бруна относительно нахождения подобного поселения в районе нынешнего селения Урвань. Предания говорят также, что католический монастырь рас-полагался в районе селения Хабаз, чему имеются и материальные подтверждения и о чем мы подробнее расскажем ниже. А начнем с общеизвестной информации. Итак, «согласно францисканским источникам, к началу XIV-ого столетия в горах Северного Кавказа действовали два католических монастыря, построенных в восточном стиле. Растущее влияние католицизма побудило маджарского градоправителя Гайеретиана предложить Римскому престолу основать в городе епархию, поскольку подобные епархии уже существо-вали в Астрахани, городах Армении, Грузии и Крыма. По запросу Гайеретиана Иоанн XXII, который был вторым Авиньонским Папой Римским, адресовал к нему свою буллу от 3 октября 1329 года и отправил в Маджар епископа Самарканда (посвящённого из доминиканцев) Фому Манказола (Thomas Mancasole), который и поло-жил начало Маджарской епархии. Манказол выехал из Авиньона в апреле 1330 года со ста флоринами. Добравшись морем до Судака, он, при содействии священника Каффы, прибыл в Маджар в июле. Вскоре приехал и францисканский монах Таддеус. Папская булла содержала следующий текст: Приветствие нашим дорогим чадам, Иеретанию и всем христианским венграм, малькайтам и аланам! Наполнило нас весьма великим и естественным счастьем, что Великий и Досточтимый Создатель, призыв которого является неизменным и обращён ко всему миру, ко всем тем, которых Он хочет взыскать в Своем милосердии, ради Его Единственного Сына, с Его любовью, которая неописуема на словах и навсегда соединила каждую отдельную христианскую семью, охватывает и Вас, кто был тронут истинной верой, научен Писанием и светом Апостольской Церкви, среди таковых из Восточных областей мира, кому предназначено принять любезность Христианства. Авиньон, 3-его октября 14-го года.

10306077_1566259756955812_5670493040835810504_n

10987617_1566259723622482_1676718145842518176_n




      Булла римского папы Бонифация IX (1389–1404) также упоминает действующую католическую кафедру в Маджаре. В начале XV века на Северном Кавказе побывал немецкий дворянин Иоганн Шильтбергер, что нашло отражение в его записках. По пути из Дербента в Татарию Шильтбергер посетил «гористую страну Джулат, населенную большим количеством христиан, которые там имеют епископство. Священники их принадлежат к ордену кармелитов, которые не знают по-латыни, но молятся и поют по-татарски для того, чтобы их прихожане были более тверды в своей вере. Притом многие язычники принимают святое крещение, так как они понимают то, что священники читают и поют».
      Уточнив, что Маджар – это золотоордынский город в XIII–XVI веках, находившийся на месте нынешнего Будённовска, что в Ставропольском крае, мы попросили прокомментировать эти сведения армавирского историка Сергея Малахова. Ученый был весьма категоричен. Впрочем, лучше представим возможность ознакомиться с его письмом, адресованным авторам этих строк.

10650002_1566259856955802_3920720059785754942_n




      «Разговор о католическом влиянии (не путать с генуэзской торговлей) в средние века преувеличен и достаточно не подкреплен письменными источниками. Никаких сведений о католических монастырях в Центральном Предкавказье и на Центральном Кавказе, тем более в такой глубинной горной части, не было. В. А. Кузнецов в своей книге «Христианство на Северном Кавказе» также не-сколько преувеличивает влияние католичества. Между тем аланская епархия существовала в перечне епархий, подчиненных константинопольскому патриархату (я впервые на это обратил внимание в публикации 1992 года) еще в 1589 году. Аланский митрополит(!) должен был ставить свою подпись под актом об учреждении патриаршества в России, но, кажется, не прибыл в Константинополь.
Рим старался везде открыть епархии, особенно на Северном Кавказе, где были православные аланы, зихи, земли которых оказались вкюченными в состав на Золотой Орды, в которой с 1312 г. начинает официально распространяться ислам, но кроме декларации намерений и привлечения под свое покровительство некоторой части не очень сведующих в различиях веры между византийским толком и католическим западным исповеданием алан (часто общее название для северокавказского населения в источниках того вре4мени), поскольку в это время резко ослабело влияние Константинополя, покровительство временное, католические миссионеры мало что успели сделать. Они могли быть в торговых факториях и городах, политических центрах. Для них и Рима было главной зада-чей влиять на политиков Орды, правителей Центральной Азии. По-этому назначенный в Самарканд Манказоло проездом через Маджары пытается подчинить православных и укоренить католичество в этом городе. Не забудем, что здесь где-то рядом была ставка хана Узбека, где замучили не без помощи московских бояр тверского князя Михаила Тверского в 1319 году, а затем через Маджары и Ас-трахань отправили его тело на Русь.

1385836_1566259870289134_4164541994476542797_n

10428640_1566259983622456_6690759653411206178_n



      Маджары – крупнейший торговый центр, но процветать ему ос-тавалось недолго. Здесь были и православные церкви, и армянские, возможно, были и несториане из Средней Азии. Ну как здесь не по-пытаться на столь благодатной почве пустить католический «корешек»! Но он не пророс. Рим пытается покровительствовать уже «старообращенным» православным – венграм (поиски Великой Венгрии), аланам и «малькайтам», под которыми следует понимать скорее сирийцев-мелькитов, позиции которых были сильны в Средней Азии.
      Заявлять миссионеры в своих донесениях в Рим могли что угодно, особенно о своих успехах в прозелитизме, но реальность была более суровой, работать с паствой они не могли по причине языкового барьера. Но отрапортовать начальнику… Как это знакомо! Попав в списки епархий она могла числиться еще много лет, но после нашествия Тамерлана вряд ли кто остался, да и Маджары заглохли как экономический центр после 1395/6 гг.
Что касается ордена кармелитов, то тут еще более шаткая ситуация. Представьте себе путешественника, пленного немца, который чудом вернулся на родину, и чтобы поправить материальное положение, пишет мемуары по принципу «памятное», обогнув практически весь Кавказ. То, что он не видел сам, дополнял слухами и фантазиями, которым вряд ли стоит верить. Если считать, что слово Джулат (в значении «торговая стоянка, караван-сарай») арабизм, а таких названий-топонимов могло быть много на Северном Кавказе, то и локализация Джулата не обязательно в Осетии, но могла быть ближе к Дагестану, где, кстати, тоже довольно долго еще сохранялось христианство.

10959485_1566260026955785_5828857575253807718_n

10959907_1566260173622437_2035575705051052703_n



       Я не доверяю в полной мере народным легендам (Северного Кавказа в этом ряду не исключение), записанные в конце XIX – первой половине ХХ века они, в большей своей части несут позднюю историческую информацию, и часто беллетристического в них больше, чем исторического. Есть такое понятие: «народная этимология», что и чувствуется в рассказе о франгах и монастырях. Это не означает, что их не было вообще. Но как могут помнить местные жители о монахах, когда в XIX веке они не знали, какому народу принадлежали памятники христианства и что за народ жил до них, то есть не знали об аланах, связывая иногда некоторые памятники с какими-то мифическими людьми».


Продолжение последует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments