Спаслись мы от купания в ней в одном из ответвлений, отступив достаточно далеко от центрального ствола. Огляделись и… оба одновременно почувствовали: что-то не так в месте, где оказались. Но что именно? Понять сразу не удавалось.

Те же блестящие, прочерченные «слизняками», стены, нависающий свод, с которого срываются капли, звук от падения которых не слышен по причине шума потока по основной шахте, светло-коричневая жижа под ногами.
Что же не так и это не ощущается, а чувствуется? Наконец, догадываемся. Вода, вернее не сама она, а ее температура. Она раньше была достаточно холодной, если не сказать ледяной, а сейчас теплая, очень даже теплая – трогаю руками: градусов 18-20 не меньше.
Что за чудо такое? Кто нагрел, нет, вернее будет сказать так – от чего нагрелась вода? Ответа нет, и на ум приходят самые невероятные предположения: а если это какая-то химическая реакция, какой-то процесс? Само собой возникает в мозгу слово радиация… Да, давненько мы изучали химию и физику, остались обрывочные сведения, рождающие (разум то спит) чудовищные фантомы. (Кстати, с радиацией в шахте оказалось все в норме – на кусок породы, который мы с собой прихватили, дозиметр никак не отреагировал). Уже потом, обдумывая эту ситуацию, я пришел к выводу, что скорее всего поблизости от этого ответвления имеется источник геотермальной воды, просачивающейся в шахту и «нагревающий» жижу.



…Рассекая водяной поток, мы спешили к выходу, а позади что-то скрипело и взвизгивало, словно кто-то невидимый и ужасный (дух горы?) этими звуками издевательски выражал свои чувства по отношению к нам, нарушителям его спокойствия.
Ребята, находившиеся у входа, с тревогой всматривались в темноту шахты. Они же сказали, что в какой-то момент поток настолько увеличился, что вода хлынула вниз прямо-таки с ревом.
Оказалось, мы пробыли в шахте достаточно долго – шел уже седьмой час. Оставалось менее двух часов до полной темноты, а впереди еще ждал обратный путь, равный, к сожалению, пройденному. Но куда труднее: предстояло преодолеть все те же препятствия, но уже в сумраке, а потом и темноте. По бездорожью, речным перекатам, скальным выступам.


Естественно, уже через какое-то время мы потеряли набитую ранее тропинку. И хоть шли по навигатору, но он не столь хорошо прочертил путь (вероятно, по причине малого количества спутников над этим местом) и давал весьма существенные отклонения. При дневном свете они корректны, а в темноте навигатор выводил нас то на скальные откосы, то на другую сторону реки (переходили ее в одежде около двадцати раз, не меньше), то в чащу, где молодые деревья стояли стеной, то на склоны, заросшие выше человеческого роста жгучей крапивой.
Одним словом, это было нечто. Если честно, уже не верилось, что выберемся когда-нибудь из этого поистине заколдованного места. Тем более тогда, когда переходили реку в местах с бурным течением, скользя на камнях и проваливаясь в песчаные ямы, где по пояс, а где и выше.
Молотком стучала в голове мысль: «Да кончится ли это когда-нибудь?!». Но мысли, что пошли зря, не было и верилось, что все завершится благополучно. А тут еще луна засветила ярче, вырвав из темноты скалы, словно пытаясь нам помочь.


Выбрались – даже особо не поранились, если не считать ушибы мягкого места при падении в реке. да сбитые большие пальцы ног, постоянно упирающихся в носок сапогов при спуске. В одиннадцатом часу ночи мы нашли свою «таблетку», а в ней Артура Жемухова, и, умяв на радостях узбекскую дыню, двинулись в обратный путь.
В Тызыле телефонная связь не работает, поэтому объяснимо то волнение, которое испытывали наши родные и близкие по причине многочасового молчания. Более того, друзья во главе с Назиром Хапаевым собрались уже спасать нас, выдвинувшись из Тырныауза. Вооруженные, кстати. Спросите, почему? Да потому что в Тызыльском ущелье медведи чувствуют себя достаточно вольготно – на влажном песке мы не раз видели немаленькие следы косолапых, которые шли перед нами (или за нами?), но так и не удосужились познакомиться. К счастью. Потому что, как сказал Назир Хапаев, верх безрассудства отправляться в такие дали без оружия.



Только к часу ночи мы оказались в Нальчике. А предстояло еще подняться на четвертый этаж. При том, что ноги не двигались и не сгинались, поясница гудела так, что казалось тело сейчас переломается.
Итак, Тызыл нам покорился, но до поселка Солнечный мы так и не дошли. Оставшиеся два километра преодолеть без ночевки было просто невозможно. Значит, предстоит еще одна экспедиция. Очень хочется раскрыть тайну так называемого дома отдыха для престарелых, который, как мы теперь уверены, находился именно в самом поселении. Тем более, что один из наших читателей высказал мысль – домом отдыха мог быть лепрозорий. Версия экзотическая, но маловероятная. Лепрозория нам в Тызыле только не хватало…
