viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

КАК МЫ ИСКАЛИ КЛАД. ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

     Наше летнее путешествие к горе Науджиджа, что в переводе означает "Зубья старухи".
   Кто из нас в детстве не мечтал найти клад? А разве есть такие, кто откажется (если, естественно, появятся верные сведения) поискать его? Раз – и все проблемы решены, два – и жизнь бьет ключом, три – и ты король, который, как известно, все может (ну хотя бы в песне Аллы Пугачевой). Рассказы о кладах, зарытых на территории Кабардино-Балкарии, мы слышали неоднократно. Еще чаще сталкивались со следами их поисков – варварских раскопов захоронений в Зольском районе, в которых, как кто-то посчитал, спрятано скифское золото, невиданной глубины подкопов (более 20 метров!) в окрестностях Нальчика, снесения бульдозером части одного из курганов, расположенного по левую сторону селения Заюково. В последнем, как свидетельствовали местные хабары (проще – слухи), спрятана золотая колесница, до которой бульдозеристу добраться в силу каких-то причин не удалось. Людская молва и здесь нашла мистическое объяснение – как только часть кургана была снесена, небо, до того момента безоблачно-чистое, потемнело, сверкнула молния, загремел гром и охотник приключений и легкого заработка прекратил свое небогоугодное дело.

    10665368_1538968559684932_5082483405133045944_n

    Но история, которую мы слышали (опять же в Заюково) от самых разных людей, выделялась среди прочих своей конкретикой: реалиями местных названий и именами действующих лиц.         Суть ее вкратце такова. Охотник, промышлявший в верховьях Баксанского ущелья, заночевал в полуразвалившемся домике, и приснился ему следующий сон. Некто призрачно-бесплотный, но обладавший, тем не менее, голосом, рассказал свою историю. Имярек этот в человеческом обличьи был грабителем с большой дороги. Многих людей он обидел, кого-то и жизни лишил, но в конце концов богатства собрал великие. А когда пришел ему черед уходить, рядом никого не оказалось. Так и умер он от голода, готовый подарить все свое золото тому, кто дал бы ему хоть кусочек пшенной каши на кончике ножа. (Упоминаем те детали, о которых слышали, по-этому упоминаем и нож, и кашу, о коих передавали и другие рассказчики.) Пришел же призрак в сон охотника с просьбой: раскопать его клад и раз-дать людям. Только тогда он, мол, сможет обрести покой. И место даже назвал, где запрятаны сокровища, – семь шагов от левого угла строения.

    14291_1538975739684214_81659885428292495_n

    Проснувшись утром, охотник отсчитал семь шагов в нужную сторону, порылся в камнях, да ничего не нашел. Но странный сон этот не забыл, а поделился им с товарищами. Один из которых, спустя какое-то время, оказался рядом с тем жилищем и хоть особой нужды не было (успевал добраться домой), решил заночевать в нем. И вот что интересно – сон ему приснился точно такой же. Появился призрак и начал жаловаться на свое несложившееся послезагробное существование. Сказал о семи шагах, на расстоянии которых спрятан клад, попросил достать сокровища, чтобы обрести свободу: до тех пор, пока это не произойдет, он будет оставаться прикован невидимыми цепями к этому месту.
   И вновь поиски не привели к результату – и этот охотник, хоть перевернул множество камней, до клада так и не добрался.

    10380879_1538976463017475_7949992078597198385_n

    Хабар сей со временем распространился достаточно широко. Неоднократно многие заюковцы оставались ночевать в заброшенном строении, но не было слышно, чтобы кто-то что-то нашел.
Мы же, раз за разом выслушивая из разных уст одну и ту же историю с небольшими вариациями, решили внести в нее хоть какую-то ясность. И с этой целью снарядили целую экспедицию.

    10532568_1538974659684322_1219322834850516179_n

     Участниками ее стали заюковцы Анзор Кармоков и Мухамед Маршенкулов – неразлучные друзья, которых связывает не столько возраст (первому около сорока, второй на десяток лет младше), не общий стол (хотя куда в селе вечером без него), а интерес к истории народов, населяющих их родную землю. Ради познания, приобщения к тайне, возможности постижения неизвестного, прикосновения ко всему необычному ребята готовы в мгновение ока собраться и ехать в самые дальние уголки родного Баксанского ущелья. Благо у Анзора есть свой транспорт – всюду проходимый джип «Патриот», на котором он взбирается на такие вершины, что у находящихся в машине сердце уходит в пятки от страха. Кармокову же и его штурману Маршенкулову все нипочем. Не случайно члены экспедиции канала Рен ТВ, снявшие в верховьях Заюково несколько передач из цикла «Тайны мира с Анной Чапман», с восторгом называли ребят сталкерами.

    10846268_1538974789684309_1749510390328863538_n

    Они действительно настоящие сталкеры – первопроходцы, энтузиасты, патриоты родного края, эти простые кабардинские парни, один из которых – Анзор – в обыденной жизни предприниматель, депутат местного само-управления, а другой – Мухамед – вот уже девять лет, после окончания КБГУ, учительствует, преподавая историю в МОУ СОШ №2.
    Недавно друзья приняли очень важное решение. Узнав, что в верховьях Заюково найдена могила Жабаги Казаноко, а общественность никак не от-реагировала на предложение о переносе праха знаменитого кабардинского мудреца в Нальчик, Анзор и Мухамед решили на свои средства заказать надгробные памятники Жабаги и его супруге и установить их на месте захоронения.

    10806237_1538977739684014_8851280335021119244_n

     Ну а проводником нашим стал еще один заюковец – Арсен Хасаналиев, которому эти места известны вдоль и поперек – здесь и скот доводилось пасти, и охотничать. Маршрут наш лежал в правую сторону от Баксанского ущелья, далее к скалистой горе желто-коричневого цвета, чье название вызывает ироническую улыбку – Тещины зубы. Принято считать, оно навеяно торчащими из вершины зубцами, с коими имярек ассоциировал обладательницу донельзя исщербленных зубов, ставшую ему родственницей. Но кабардинское название горы более лояльно по отношению к теще: Науджиджа переводится как зубья старухи.

?

Log in

No account? Create an account