viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СЕНСАЦИЯ ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА НАХОДИЛОСЬ (НАХОДИТСЯ?) В КБР ч.2

 О том, как они велись, мы рассказали в цикле материалов («Вглубь ушедших времен», «Магический символ царя Арианта», «Царь-котел и веришины Казаны»), опубликованных в книге «Неизвестная Кабардино-Балкария» (2013). Скажем только, что ориентиром для поисков  послужили топонимические названия. Котел – металлический сосуд для приготовления пищи методом варки на открытом огне. У него есть родной «брат» – тюркский казан, столь же привычный предмет для наших мест. Функциональное предназначение этих  емкостей идентично, более того – их названия синонимичны. Но применительно к Кабардино-Балкарии казан – это еще и географический объект, вернее несколько. В путеводителе Г. Н. Подъяпольского «Достопримечательные места Кабардино-Балкарии» в главе «Нальчик и его окрестности» рассказывается о маршруте к горе Сырт-тала (Лысая гора), с которой, если смотреть на север, видна столица КБР, а если на юг, то три истока  реки Нальчик: Казан-су, Элкан-су и Хари-су». И далее, самое интригующее: «На западе  – пять следующих одна за другой от востока к западу шиханообразных  вершин на лесистом горном кряже. Это так называемые Казаны.  Они напоминают опрокинутые верх дном большие котлы, под ними (ближе) протекает  один из истоков реки Нальчика – Казан-су (самый западный); правее (на юге) тянется лесистый длинный хребет, отделающий другой исток реки Нальчик – Элкан-су».

P1080079

     Уточнив, что шихан переводится с тюркского как  одиночный холм, а как географический термин означает возвышенность с правильными склонами и вершиной, хорошо выделяющейся в рельефе, от себя скажем, что не раз, бывая в этих местах, неосознанно  задумывались: почему все-таки Казаны? Ну никак по своему внешнему виду эти вершины не ассоциировались с котлами, пусть даже перевернутыми. Да и само их название противоречит ассоциативному ряду наименований находящихся поблизости  географических объектов. А уж с какой стати истоку Нальчика носить такое странное имя: Казан-су – река-котел?

 
   Следовательно, вершины на горном кряже отнюдь не из-за своего внешнего облика получили имя, а по причине какого-то события. А если допустить, что от связанного со скифской историей, их главной святыней? Тогда название Казаны становится закономерным и объяснимым. Следовательно, вести поиски надо в этих местах. Но где конкретно? Ведь за многие десятилетия местные жители  исходили здесь всё вдоль и поперек, и никаких особых открытий не сделали.
 Значит, котел надежно спрятан: или зарыт, что маловероятно (в горах это не так-то просто,  представьте, каких усилий стоит выкопать яму для такой махины; да и не знали скифы такого инструмента, как лопата),  или лежит в естественном укрытии. К примеру, в пещере – если ее завалить (а еще лучше заложить) камнями. А с теми, кто был причастен к сокрытию сокровища, поступить также, как гитлеровцы со строителями «Вервольфа». Только в этом случае, в отличии от бункера,  следов не останется никаких: камни они и есть камни, лежат повсюду: можно быть уверенным, никто никогда не догадается, что  скрыто в чреве горы.

P1080097
  Получается, если мы хотим найти скифскую святыню, надо осмотреть все пять шиханообразных вершин. Сделать это совсем непросто. Казаны только кажутся небольшими, на самом деле, облазить их требуется немалая физическая выносливость и невероятное терпение. Куда проще опросить местных жителей – возможно, они слышали что-нибудь от дедов. Все-таки за прошедшие столетия кто-то мог ведь и наткнуться на место, где спрятана реликвия.
  Мы привлекли к поиску наших балкарских друзей из Тырныауза, которые повстречались со многими жителями Белой речки. И неожиданно появился первый результат: нам сообщили, что белореченец Хусейн Бабаев, после дозы спиртного всегда рассказывает одну и ту же историю: мол, он нашел огромный котел, а что с ним делать не знает. Рассказывал он ее столь часто, что верить ему перестали. Да и как поверить – известный балабол, по другому в селе его никто и не воспринимает.

P1080118
  Мы решили повидаться с Хусейном. Да и повод хороший нашелся: телевизионщики одного из центральных российских каналов заинтересовались необычной поляной в районе Нальчика, где, как утверждают местные жители, «танцуют молнии». На поляне этой, расположенной поблизости от так называемого Комсомольского коша, то тут, то там разбросаны огромные каменные валуны. Причем практически все из них разделены на две или три части. Одно из предположений, что причиной столь необычных расколов стало попадание в каменные истуканы молний. Гидом нашим в той поездке и стал Султан Бабаев.
 Дальше была встреча за дружеским столом, где компанию нам составили два чабана, разговор по душам, вывод нашего собеседника на излюбленную тему и…
продолжение следует

  • 1

по своему внешнему виду эти вершины не ассоциировалис

Интересно, что "казан" с осетинского переводится как "игрушка" или "игра", а "ших" (шихан), как "село".Если пофантазировать, то "казан" может означать не "котел", а место игрищ, т.е., место, где могли собираться люди для совершения каких-либо праздничных мероприятий. А уже потом ёмкость для варки мяса на таких больших мероприятий
стал называться собственно казаном, в современном смысле этого слова. Ведь вполне возможно, что такая посудина
не была доступна широким слоям населения, а только в единичных экземплярах и только для больших праздников.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account