viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ГЮДЮРГЮ – СЕЛЕНИЕ КРЕПОСТЬ

      Путешествие по селениям, от которых остались только каменные остовы, не самое приятное зрелище. Все время не оставляет мысль, что когда-то здесь жили люди – рожали детей, возделывали землю, печалились по ушедшим и без сомнения даже не предполагали, что когда-то им придется навсегда покинуть возделанные поля, могилы предков, родные сердцу и взгляду места.
      Это печально, когда от людских поселений остаются одни названия, многие из которых сегодня даже не поддаются объяснению. Что нам известно о селениях Чегемского ущелья? Боппу вероятнее всего произошло от личного имени, Дуппур означает бугристое выпяченное место, Кёкташ синий камень, Кала – крепость, укрепление. А вот Тызгы не поддается анализу, вернее будет сказать – наши знания не позволяют объяснить топонимику данного слова. А ведь прошло каких-то шесть с половиной десятилетий с момента ликвидации поселения, для жителей которого Тызги было не пустым звуком, а насыщенным реальной жизнью.
      …Если за Чегемскими водопадами свернуть влево, переехать через деревянный мост, то дорога, круто взбирающаяся вверх, приведет к месту, где когда-то находилось селение Гюдюргю – одно из самых древних в ущелье.
      Опять обратимся к выпущенной нашим издательством книге «Хушто-Сырт». Оказывается, в современном балкарском языке данное название также как Тызги, не имеет объяснения. Некоторые  исследователи, в частности Исмаил Мизиев, уверены, что Гюдюргю суть измененное Кутургу (кутургу – одно из  гуннских племен, прародителей болгар). Другие ученые – Дж. Коков, С. Шахмурзаев – выделяют в нем осетинскую основу: гуыдыр – «замок», в значении недоступный.

114242_original

     Что же нам известно о поселении, чья история уходит в глубокое прошлое? По большому счету, практически ничего.
     Его расположение: возвышенность на правом берегу реки Чегем.

    О том, что выбрано оно было специально – находящееся на каменистой местности, среди огромных валунов (один из них называется «Усхудур»), место это труднодоступно для тех, кто приходил с черными намерениями; оно позволяло вести долговременную и  удачную оборону.
      За счет чего жили местные жители? За счет животноводства и земледелия – террасы, идущие в  сторону склона, довольно обширны и даже ныне, спустя столетия,  земля сохранила следы заботливого отношения к ней.
      О более недавнем времени могут поведать архивные документы, согласно которым в Гюдюргю в 1884 году проживало 7 семей, которые составляли 58 человек. В 1908 году уже насчитывалось 26 дворов, а населения 191 человек, в том числе 98 мужчин. Спустя два года число жителей выросло до 295 человек, а дворов стало 32.
До революции была открыта мечеть, в советское время, в 1931 году – школа. Среди ее учеников (сохранились списки учащихся) не только балкарцы, но и осетины, а также ребенок  русского юноши, приехавшего сюда в 30-е годы учительствовать, обретшего в горах  семейное счастье, жившего здесь вплоть до 1944 года и высланного вместе с балкарцами.
      В марте того же года селение было разрушено.
      Выше Гюдюргю еще одно заброшенное селение – Жора, что означает святилище. Жор – крест. Жора, Геургю – святой Гергий. Сами названия свидетельствуют о времени образования селения. Это века аланской православной епархии, о которой мы уже писали в материале «Чегемские мумии».
      «Святилище» было местом обитания для немногих – в 1884 году здесь жило лишь четыре семьи, состоящие из 30 душ; в 1910 году  насчитывалось 7 дворов – всего 67 человек. Большинство из них относились к сословию чанка – таубиям (балкарским князьям). И поэтому жители Жора подверглись репрессия раньше, чем весь балкарский народ – в период коллективизации они были раскулачены и высланы в Казахстан. А в 1944 году поселение и вовсе было ликвидировано. Остались развалины – мечети, мельницы, кладбища. Но потом и они исчезли – камни пошли на строительство животноводческой базы. Сегодня и от нее остался один остов.
     Вот такая история. Селение-крепость выдержало нашествие кровавого завоевателя – безжалостные всадники Тимура вырезали всех его жителей, но вернулись бежавшие в горы и поселение ожило. Селение-святилище постигла та же участь, но намоленное место  позвало к себе и вновь зажглись очаги и наполнились звуками человеческой речи каменные сакли. И только век двадцатый, властители которого поняли, что надо воевать не с камнями, а с душами,  сумел изгнать отсюда людей. И пала крепость Гюдюргю, и заброшено было святилище Жора…
     Побывайте в этих местах, вглядитесь в нагромождение камней, выстроенных самой природой в заградительные стены, вслушайтесь в шорох ветра, запутавшегося в траве, пробившейся сквозь фундаменты человеческих жилищ – и тысячелетнее прошлое откроется перед вами, и заговорят безголосые свидетели.
А если вы к тому же найдете таинственное подземное убежище, сведения о котором передаются пастухами из поколение в поколение, и в котором местные жители, предупрежденные о приближении врагов, скрывались от безжалостных мечей косматых конников, то путешествие в ушедшие века обретет особую реальность.
     Нам найти это убежище так и не удалось, не считая небольшого провала на ведущей к селению дороге – полузасыпанного, длиной в несколько метров, но, судя по показаниям приборов, имеющего продолжение в виде  пустого пространства. К слову, весьма значительного…

?

Log in

No account? Create an account