viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Хьэрэкзъуэрэ и «Хара-Хора»

А вот как откликнулся  на размещенную ниже информацию-гипотезу  известный кабардинский ученый, автор многих работ по топонимике Джамалдин Коков

Это кабардинское название горы, а затем и горного массива над северо-западной частью с. Заюково в русской записи последнего времени приобрело форму «Хара-хора», хотя в опубликованных топонимических словарях была рекомендована более близкая к оригиналу запись «Харакора». Смысл названия прозрачный: хьэ «собака», -рэ – союзный суффикс, кхъуэ «свинья» – по форме стоящих друг против друга скал в нижнем ярусе горного массива.
Публикация интересная и, естественно, вызывает некоторые вопросы. Непонятно, почему для объяснения названия берётся не живая (употребляемая и сегодня) кабардинская форма Хьэрэкхъу-эрэ (Харакора), а не совсем удачная русская транслитерация её – хара-хора? Ведь последующие объяснения зависят от той формы, которая принимается за изначальную. А таковой является хьэрэкхъуэрэ, что действительно значит «собака и свинья». Ирония в адрес «услужливого экскурсовода» не совсем к месту, вернее, совсем не к месту. Для объяснения названия важна и такая деталь: «две из вершин напоминают своими контурами именно их» (собаку и свинью). Если эти слова принадлежат экскурсоводу, то он неточен: не две вершины, а две скалы на одной горе непосредственно над селением. Из селения эти скалы хорошо просматриваются и без «богатого воображения», даже без бинокля.
Далее следует вывод: «...Массив Хара-Хора назван так вовсе не из-за своей похожести на свинью и пса...»
Здесь не могу не возразить: именно из-за похожести. Это обычная метафора, наименование по сходству. Можно привести аналогичные метафорические названия из адыгской топонимики: в Шапсугии две скалы называются АтакъэзэуапI «место драки петухов»; две вершины близ аула Ходзь в подножии образуют подобие ворот с названием Ажэжьбэкъу «промежность ног старого козла» (русское название – «Чёртовы ворота»), на Зольских высокогорных пастбищах зубчатая гора называется Наужьыдзэ «Старушечьи зубы»; на правом, берегу М. Зеленчука Шышхьэжь «лошадиная голова (большая)» и многие другие.
В самом факте переноса названия одной вершины (по абрису двух животных) на весь горный массив ничего необычного |нет. Это наблюдается и во многих других случаях. Известно, что название «Кавказ» изначально относилось только к одному Эльбрусу, а наименование целой страны Алжир принадлежало только одному городу.
Теперь о том, какое из рассматриваемых названий «говорящее», а какое нет. Этот вопрос отрывает «Хара-Хора» от Хьэ-рэкхъуэрэ, и за «говорящее» признаётся только Хара-Хора. При этом последнее «говорит» дважды: хара – об одном, а хора – о другом. Эти слова восходят, если судить по публикации, к корням индоевропейским, древнеиранским, японскому, эстонскому, афганскому...
Публикация завершается осторожным оптимизмом: «Одним словом, нам кажется, что в названии «Хара-Хора» до нас через тысячелетия дошёл индоевропейский отзвук. И разыскания в этом районе обязательно приведут к новым открытиям».
Очень жаль только, что название Хьэ-рэкхъуэрэ так сильно отстало от порождённого им же хара-хора.
А если отвлечься от мелочей, издатели М. и В. Котляровы радуют нас интереснейшими книгами. Именно поэтому отмеченные неувязки вызывают некоторое недоумение.
Нередко отдалённая от оригинала запись названия вызывает коннотации и ассоциации, не связанные с оригиналом наименования. Можно сослаться на такой пример. Слово «Абаза» мы воспринимаем прежде всего как название народа на Северном Кавказе (абазэ) или как кабардинскую фамилию. Но слово с тем фонетическим обликом (только с ударением на последнем слоге) – Абаза является наименованием города (с 1966 г.) в Хакасии на реке Абакан. И жители этого города являются «абазинцами» («десятки абазинцев влились в Тальский полк; «абазинская лодка» – см.: Левашов Е.А. Географические названия. СПб., 2000, с. 19).
Или Аргунь – приток Амура (из монг. «широкий» (В. А. Никонов) и Аргун – река и город восточнее Грозного (А. С. Сулейманов, П. П. Семёнов) при чеченской форме орга. Можно было бы привести и другие такие примеры так называемых омографов и омофонов.
Причина таких явлений очевидна. Ведь на земле более трёх тысяч языков. И каждый из них имеет свою систему названий. Но язык и функционирующие в нём названия и имена в количестве звуков имеют ограничения. Это и создаёт порой имена-тёзки, не имеющие между собой генетических связей. Другое дело, когда у одного и того же названия развиваются вторичные значения, так или иначе связанные с первоосновой. Так, тот же этноним «абаза» получил вторичное значение природного явления – ветра. В «Словаре народных географических терминов» Э.М. Мурзаева (Москва, 1984) читаем: «Абаза. Жестокий восточный ветер на Чёрном море и в нижнем течении Дуная. Дует с Кавказского побережья. Имя, видимо, связано с этнонимом «абаза», абазинец (с. 36). Такое объяснение подтверждается и другим названием ветра (Бора), дующего в Новороссийске в зимнее время.
Как видим, сходные названия и вообще слова (ср. каб. Iуфэ и нем. uffe «берег») могут иметь объяснение, а могут и не иметь. Но желание человека – дать всему объяснение – тоже можно понять.

  • 1
Можно еще вспомнить казачий острог Албазин на р. Сунгари (ныне Китай).

Столица уйгурского царства, что располагались в пустыне Гоби, называлась Хара- Хото. Считается, что одна из могил, найденных в нем ( царицы) насчитывает 15 тысяч лет. А сколько лет, на ваш взгляд, носит свое название заюковской горный массив?

Да, конечно, я ж про Хара-Хото забыл! Позорище!!!
Ну, на счет датировок, вопрос спорный (сам копал - знаю). Мамай-гора (крупнейший могильник восточной Европы), носит средневековое имя. Но, захоронения имеются с периода неолита. И далее, через бронзу. Их тысячи!
А заюковский массив... Не раз приходилось встречаться с искажением и калькированием древних названий. Легенда приведена очень поздняя. Обычная привязка местной трагедии к древним преданиям. А если учесть, что из индо-европейцев, на Северном Кавказе остались одни осетины...

О раскопках на Хара-Хото, о которой я вчера упомянул, как вы знаете, есть целая книга, читать ее - одно удовольствие, кстати, она размещена в интернете. Две недели назад был с московскими археологами (Скаковым и Кадиевой из Исторического музея) на могильнике. Местные товарищи уже ведут раскопки полным ходом. Московские гости расстроились. Узнаем ли мы подлинную историю Хара-Хоры хоть когда-нибудь...

Хотелось бы узнать! К сожалению, с археологией происходят жуткие вещи. Скудное финансирование, самоуправство местных властей, "черные" копатели! А жуткие, трагические события, что произошли и происходят в Ираке, Афганистане, Таджикистане. Египте, Сирии! Многое потеряно, еще больше - под угрозой!
И все же, будем оптимистами!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account