viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Заюковская Хара-Хора в индоевропейском контекте

    Массив Хара-Хора расположен с правой стороны (если ехать вверх) селения Заюково. Этот ряд островерхих и покатых вершин привлекает внимание каждого туриста, направляющегося по Баксанскому ущелью в Приэльбрусье. Услужливый экскурсовод тут же объяснит, что Хара-Хора в переводе с кабардинского означает собака и свинья – мол, две из вершин напоминают своими контурами именно их; укажет, какие конкретно. Но, право, надо обладать достаточно богатым воображением, чтобы увидеть в каменных абрисах этих животных. Тем более, что одно из них – свинья – не характерно для повседневного обихода местных жителей.
   Правда, существует даже кабардинская легенда, которая своим названием – «Почему скала называется «Харе-Куоре» – отвечает на  вопрос, и в ней обозначены данные животые. Речь идет о том, что некий Гасан Гнилой (уже имя весьма красноречиво говорит об этом персонаже), управлявший селением  от имени пши Наурузова, решил силой овладеть прекрасной Фатимат, второй женой  Абдула. Но женщина была не только красива, но и сильна – «она подняла Гасана за шиворот, как только что рожденного щенка, и выбросила его за дверь, да еще вылила вдогонку помои».
   Здесь и звучит первая ассоциативная реплика, произнесенная Гасаном: «Я расплачусь с тобой, Фатимат. Я заплачу тебе, презренная свинья». А Канамату,  сыну Абдула, также давшему отпор негодяю, достается вторая:  «Попомнишь, собачье отродье».

DSC09346

        Гасан подло оклеветал героев сказания, наговорив на них пши Наурузову – будто бы, после смерти Абдула, они «наслаждались преступною любовью в комнате, где лежал мертвый». Результат был закономерен: «решено было немедля втащить преступного сына и преступную жену на вершину высокой обрывистой скалы и низвергнуть их с высоты прямо в Баксан-реку на камни, истребив их». «Убейте эту свинью и этого пса», сказал Гасан, и люди исполнили его приказ.
Заканчивется сей печальный хабар тем, что наш отрицательный персонаж, желая «еще больше насладиться местью, велел высечь из камня на вершине скалы подобие пса и подобие свиньи».
    Видно для усиления своей позиции в трактовке названия массива, фразу эту сказитель повторяет еще раз: «И поныне еще увидишь на высокой скале над Баксан-рекой подобие свиньи и собаки, высеченные из камня».
Публикаторы легенды, напечатанной в знаменитом сборнике «Кабардинский фольклор» («Академия», 1936), помещают ее в раздел «Фольклор XVIIIXIX вв. и до Октябрьской революции» и не утруждают себя обширными комментариями, лишь уточняя, что «недалеко от входа в ущелье Баксана, у с. Заюко есть скала, верхушка  которой своими очертаниями  смутно напоминает собаку и свинью»

P1060353

    Легенда как легенда, дающая, на первый взгляд, весьма внятное объяснение названию двух вершин. Но что-то в ней смущает, не позволяет полностью довериться тому, что в основе фольклорного текста лежит реальный (да пусть даже и выдуманный) эпизод человеческих взаимоотношений. Что же именно? Прежде всего, притянутость главных героев к образам животных. Ну и что с того, что назвал Гасан женщину свиньей, а мужчину псом, ведь никаких других параллелей с этими животными легенда не приводит. Более того, скалы из массива над Заюково  не походили на них, этот облик им пришлось придать искусственно: «высечь из камня на вершине скалы подобие пса и подобие свиньи». Смущает также рефрен как рассказчика («подобие пса и подобие свиньи», «подобие свиньи и собаки»), так и комментатора («смутно напоминает собаку и свинью»).

DSC09341

   Вот именно, что смутно, причем откуда не посмотри. Можно, конечно, увидеть условные контуры означеных животных, но только в том случае, если ты высматриваешь именно их, зная название массива. А если нет? Мы проделали весьма простой эксперимент: группе москвичей предложили сказать, абрис каких животных напоминают данные вершины. Ни один не ответил верно. Спросили об этом же самом иностранных туристов. Результат оказался тот же. Более того, ни один из тех, к кому мы обращались с данным вопросом, не предположил, глядя на данные вершины, что они похожи на собаку и свинью.
   Нам могут возразить, что за время прошедшее после создания легенды, скалы могли  и осыпаться. Так ли это? Не будем говорить, что такое три человеческих века для горных исполинов, а просто предлагаем побывать у подножия означенных вершин, дабы убедиться: их внешний облик мало изменился не то что за столетия – за тысячелетия.
Отсюда закономерен вывод, что массив Хара-Хора назван так вовсе не из-за своей похожести на свинью и пса, а по какой-то другой причине. Скорее всего в нем отголоски более древнего названия, которое услышали кабардинцы, заселив эти земли. В названном нами выше  томе «Кабардинского фольклора» немало созвучных хабаров на эту тему («Как         Инал стал одноглазым», «Откуда пошло название Кабарды», «Жена Инала одноглазого», «Царь франгов и Кабарда и т.д.)
Как, каким путем дошло это звуковое сочетание, другой вопрос. Но то, что оно говорящее, сомнений нет. Мы не языковеды, но  определенного рода параллели при произношении этого словосочетания напрашиваются сами собой. Особенно если рассматривать его (а только так и нужно, так как перед нами два разных слова) по отдельности. Прежде всего явно улавливаются индоевропейские корни. Ведь Хара на санскрите обозначает сразу нескольких действующих лиц. Это и одно из имён Шивы, являющегося в индуизме олицетворением разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания). Это также одно из имён Шакти, женского проявления Бога в индуизме и Радхи, женской ипостаси Кришны. (Вспомните кришнаитов, повторяющих как заклинание мантру Харе (в звательном падеже) Кришна.
   А вслушайтесь, как созвучно словосочетание «Хара-Хора» и слово  Хариха́ра! Последнее, кстати,  является одной из форм Бога в индуизме, воплощение Вишну (Хари) и Шива (Хара) в одном лице. Также в знаменитой «Авесте» – собрании священных текстов зороастрийцев, памятнике древнеиранской литературы, упоминается Хара Березайти – мифологическая горная система.
   Вообще, слово  «хара» существует в языках многих народов мира и обозначает самые разные понятия.  Так в буквальном переводе с японского хара – это живот, энергетический центр тела, резервуар жизненной энергии. В восточных системах боевого искусства «центр хара» находится примерно на два пальца ниже пупка.
Хара упоминается в древнегреческой мифологии – так звали одну из собак Аркада,  сына Зевса и нимфы Каллисто, который пытался убить на охоте свою мать, превращенную Артемидой в медведицу. Убийство предотвратил Зевс, превратив Аркада и Каллисто в созвездия Малой и Большой Медведицы. А вот на арабском языке у хара куда более приземленное значение – фекалии.
   Хара стала названием ряда географических объектов, как-то: острова на западе Эстонии,  кишлака в афганистанской провинция Кунар, реки, впадающей в озеро Эльтон, что в Волгоградской области и, что нам особенно интересно, левого притока реки Нальчик.
Заканчивая топонимическую тему, отметим, что у слова «хора» значений куда меньше. Так называется болгарский хороводный народный танец; сельскохозяйственная округа древнегреческого полиса (города-государства, в котором вся территория принадлежала его гражданам);  диакритический знак огласовки звука «о» в письменности гурмукхи (это письменность индийского языка панджаби, создателем которой считается второй сикский гуру Ангад, и что опять нас отсылает в Индию). И, наконец, Хора – это монастырь в Константинополе, и село в Цунтинском районе Дагестана.
   Звучат эти слова и вместе. Вспомним, что столица монгольской империи в 1220-1260 годах называлась Хархорин (в средневековье – Хар Хорум). Считается, что название это восходит к тюрскому топониму окрестных гор Каракорум, что в буквальном переводе означает «нагромождение черных камней». Но массив Хара-Хора сложен из светлых туфов.
Кстати, данный горный массив в последнее время на слуху. Существует даже версия, что он искусственного происхождения – столь необычен вид его вершин, лежащих на одной линии одна за другой. Создается впечатление, что некоторым их них придан определенный облик. Да и кабардинская легенда, пусть и в другом контексте, это же утверждает: «высечь из камня»,  «высеченные из камня». Не есть ли это своеобразный отголосок действий, осуществленных в этих местах?
   О том, что такая гипотеза имеет право на жизнь свидетельствуют и находки последнего времени. Как известно, на одной из заюковских вершин обнаружена таинственная  шахта-пещера, уходящая на пости восьмидесятиметровую глубину. О ней рассказало множество российских телеканалов, интернет-порталов, средств массовой информации. Летом этого года здесь побывало несколько исследовательсих экспедиций, в том числе с иностранными участниками.
Кроме того, в верховьях Заюково, в непосредственной близости от шахты-пещеры, обнаружен некрополь, исследование которого, словами известного ученого С. Л. Дударева, позволит по новому взглянуть не только на историю Кавказа, а и Европы в целом: «найденный в нем набор вещей со шлемом ассирийского типа можно считать наиболее ранним из всех ныне известных комплексов с такими шлемами в предскифское время на Северном Кавказе».
   Весьма знаменательно, что в народе этот могильник называют «кладбищем нартов». Нарты – герои кавказского эпоса, который, как принято считать, начал создаваться в VIII–VII веках до нашей эры. Кстати, о стране нартов упоминается  в знаменитой книге «Шримад бхагаватам» – возьмите любое ее издание, откройте главу одиннадцатую  «Возвращение Господа Кришны в Двораку» и убедитесь сами: «Достигнув границ Своей цветущей области, называемой страной нартов»…
А почему бы не допустить, что и в  названии Хара-Хора до нас через тысячелетия дошел индоевропейский отзвук?

Фото Жанны Шогеновой

  • 1
Видимо не одному Гасану дала мощный от ворот поворот прекрасная Фатимат...

по мне так

(Anonymous)
скорее созвучно с каким-нибудь Ахура-Мазда

Кстати, на казанско-татарском, "хара" означает - черный. А на иврите - дерьмо. Так что. трактовок может быть уйма!

На кабардинском название этой горы Хьэрэ - Кхъуэрэ,а Хара - Хора это для удобства написано чтобы др. нац. язык не сломали. Так что Хара тут не при чем.
(Хьэ - собака, Кхъуэ - свинья)

собака и свинья...

(Anonymous)
Если посмотреть на эти горы сверху (Google Earth), то с известной долей фантазии можно разглядеть и собаку, и свинью, и еще кого :-)

название скорее всего кабардинское, ибо врядли кабардинцы могли узнать откуда либо более позднее название, которого скорее всего и небыло. Кабардинцы заселили эти места в 1400 годах, после того как прежнее население разбежалось в дальние ущелья, после нашествия тимура. Название скорее всего ни о чём не говорит, и не имеет никакого большого значения для науки. Любая скала, гора или холм находящиеся рядом с жилищем людей, всегда получает название. Вот и кабардинцы назвали, традиционно трудно произносимым словом, котороем для лёгкости пришлось переделывать. И врядли кабардинцы до недавнего времени вообще догадывались о существовании пещер под скалами. Пещеры кстати, природного явления. Но по традиции, учёные еще лет надцать поморочат голову людям всякими бредовыми версиями, как этн было с пирамидой в Египте, а потом признают нерукотворность пещеры, и делу конец.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account