viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ТАМЕРЛАНОВСКИЙ СЛЕД ч.3

      Вернемся к началу, а именно к фразе «Тимур …повернул к горе Эльбурз». Как можно повернуть, т.е. подойти к Эльбрусу, чтобы взойти на него? Существует четыре «классических» маршрута восхождения на высшую точку Европы. С юга – по Баксанскому ущелью от поселков Терскол и Азау  (наиболее доступный). С востока – по тому же ущелью, но от поселка Эльбрус (многодневное восхождение). С запада – начинается от минеральных источников Джилы-су (самый сложный).  С севера – от тех же источников, но другим маршрутом (вторым по популярности).
      Но, как видите, на самом деле маршрутов только два: с юга и севера. Причем северный изначально технически сложный, предполагающий значительные перепады высот, преодоление снежно-ледовых участков, а отсюда навыки хождения в кошках, использование ледоруба, работу с веревкой. А самое главное – маршрут шесть столетий назад совершенно неизвестный, проторенный только 29 июля 1829 года знаменитым Киларом проводником знаменитой экспедиции генерала Эммануэля, командующего Кавказской линией. По силам ли он был хромому Тимуру со всей его многочисленной свитой? Однозначно, нет. Восхождение на Эльбрус (если оно, конечно, на самом деле было, а не выдумано его летописцами – кстати говоря, пиарщиками, вы ражаясь современным языком, весьма умелыми)  могло происходить только с юга, по Баксанскому ущелью.

915_8899big



     Вернемся дальше к тексту «Книги побед»: «На этом пути находились леса. Вырубив деревья и проложив дорогу, (Тимур) …с целью джихада взошел на гору Эльбурз». Самое интересное, что народная память действительно сохранила тот факт, что леса по левую сторону реки Баксан были вырублены по указанию Тимура. Причем не по причине прокладки  дороги, а в целях безопасности: прятавшиеся в них воины Тохтамыша осыпали стрелами завоевателей, нанося им серьезный урон.
     Впрочем, одно не мешает другому – прорубив дорогу по Баксанскому ущелью (со стороны Северного Приэльбрусья прокладывать ее не было никакой необходимости: здесь совершенно другой ландшафт, нет густых лесов, практически – по причине более суровых климатических условий – не было и нет поселений.
     Кстати говоря, восхождение, которое только и могло состояться по классическому южному маршруту из Баксанского ущелья, позволяет уточнить и место, где находились крепости, защитники которых находились под властью  сподвижников Тохтамыша – Буриберди и Буракана. А именно  в соседних, граничащих с Баксанским ущельях – Чегемском, Черекском, Хуламском и Безингиевском. В них и поныне сохранились развалины мощных горных укреплений.

pic1

     Если другие исследователи (в частности, А. Криштопа) предполагают, что события происходят именно здесь, то Султан  Бабаев в этом уверен: «Один из этих правителей — Буриберди, на наш взгляд, является князем Бердибием, который известен истории и был правителем населения Чегемского ущелья. Именем Бердибия названы местность и камень по правому берегу р. Чегем, упоминается он и в сказаниях балкарского народа. Бураканом же, несомненно, назван Борака, являвшийся известным владельцем крепости… Следует сказать, что такие имена, как Борака, Боракан, Буракан, Буккан, Бекан, Бийкан, Цийкан, Таукан, Мурзакан и другие встречаются у балкарцев и в настоящее время».
     Что касается камня, носящего имя Бердибия (Бердибий-таш), то народная молва действительно связывает его с Тимуром, но считает не противником, а одним из военноначальником. Трансформацию эту объяснил в своих «Записках краеведа» музейный работник  Тимур Шаханов: «Чегемский Бердибий вовсе не воин Тимура, а его противник. Вероятно, потомки, желая возвеличить память своего предка (по-видимому, кипчака, захватившего власть над чегемцами) сделали Бердибия одним из военачальников Тимура. Ведь в древних текстах нет ни слова  о победе или пленении Бердибия».

9

     Нет никакого сомнения, что воины Тимура проникли в Чегемское ущелье через перевал, начинающийся у селения Былым, разорив при этом расположенную поблизости крепость, развалины которой сохранились и поныне. Одновременно были уничтожены и местные жители, исповедовавшие христианство. Следы их многочисленных поселений, древние кладбища с памятниками видны и сегодня. Судя по ним, здесь жили  многие тысячи людей. У В. Я. Тепцова, автора книги «По истокам Кубани и Терека» (на самом деле Черека), опубликованной в 1892 году, читаем: «На правом высоком берегу Кесанты, вблизи Озрокова, оставлено былым населением древнее кладбище. На левом берегу развалины церкви и тоже могилы вокруг нее. На остаткакх восточной стены сохранился выбитый на камне крест – фактическое указание на то, что долина Баксана в древности была обитаема христианами. В подтверждение этому предположению является и то обстоятельство, что все склепы могил расположены по направлению с запада на восток, к восходу солнца, по древнему христианскому обычаю. Лучшим же доказательством тому, что данное кладбище христианское, служат предметы, найденные в могилах.       Священнослужители и в древности погребались вблизи церкви. Один из озроковцев показал нам, по-видимому, бронзовые гвоздики, шляпки которых имели изображение креста или круга. Предметы эти, прекрасно сохранившиеся, найдены им в склепе около развалин церкви. Гвоздики очень мелки и, по всей вероятности, служили украшением священнической ризы.

34954822

      Взглянем теперь на кладбище. Издали на террасовидной площадке замечаются три больших кургана почти на самом берегу Кесанты. Вблизи же на самом кладбище глаз отличает множество едва заметных зеленых возвышенностей в форме курганов. Курганы эти и суть могилы исчезнувших христиан».
      Убиенных, уточним, так как Тимур, чьи походы носили религиозную направленность, видел своей целью повальное уничтожение христианского населения. Северный Кавказ, в частности, территория современной Кабардино-Балкарии, где проживало множество иноверцев, предоставил ему такую возможность.
продолжение следует

?

Log in

No account? Create an account