viktorkotl

В поисках запредельного

viktorkotl

Золотоносность Тызыла. В поисках шахты. ч.1

Мое прикосновение (это слово видится здесь уместным) к Кабардино-Балкарии началось ровно десять лет назад – летом 2004 года, когда мы в рамках задуманного проекта «Родной ландшафт» решили подготовить фотоальбомы по ущельям республики. И одно из первых, в котором побывали не наскоком, а целеноправленно изучая его орографию, было Тызыльское.

За прошедшие годы не раз бывал в нем – сам, с гостями, телевизионщиками, но свою давнюю мечту – добраться до поселка Солнечный так и не воплотил в реальность. Слишком далеко – за день шансов добраться маловато, слишком трудно – дорога как таковая исчезла многие десятилетия назад, одним словом, очень затратно для занятого постоянно человека. Но мечта жила и вчера, 7 сентября, она воплотилась в реальность – с ребятами из «Космопоиска» Игорем и Костей (о них я рассказывал ранее в материале «И покатилась таблетка по склону…». Они пробыли в КБР больше месяца, занимались исследованием шахты-пещеры, что над Заюково и не раз просили показать им другие достопримечательности республики.

Намечаемая нами поездка в Урды (ответвление Тызыла) сорвалась по причине того, что проводник находился в той самой «таблетке», покатившейся по склону и при этом единственный из всех пяти пассажиров пострадавшим – повредил ногу. Кстати говоря, не один и не два читателей ЖЖ поинтересовались у меня, что это за машина «таблетка». Да, автопром наш  идет вперед семимильными шагами и УАЗ- 452, который в простонародье называют «таблетка»  (его военную модификацию использовкали медики) или «буханка» (по причине сходства с хлебной буханкой) сегодня не в чести. А ведь УАЗ-452 – специальный грузопассажирский, полноприводный, двухосный автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 4×4, выпускаемый Ульяновским автозаводом вот уже пятьдесят лет (этот юбилей будет отмечаться в следующем году).

Очень некомфортный, кстати,  автомобиль, но весьма и весьмка проходимый. Ребятам из «Космопоиска« он служит верой и правдой. У Игоря и Кости оставалось одно воскресение и я предложил им: «Давайте махнем в Тызыл!». Они согласились. Знали бы только на что согласились…

Тызыльское ущелье и сегодня проходимо – до турбазы, носящей одноименное название, можно доехать достаточно просто: селевые потоки, которые раньше перекрывали дорогу, расчищены. А вот от турбазы, от коей ничего толком не осталось кроме разрушающегося с годами двухэтажного корпуса, надо двигаться в глубь ущелья еще около пяти километров, чтобы добраться до равзалин бывшего поселка Солнечный. Именно здесь находятся шахты почтвшего в бозе рудника, функционировавшего в предвоенные годы, но впоследствии заброшенного по причине  неэффективности добычи металлов в промышленных масштабах. Но до сих пор ходят слухи, что кое-кто продолжает здесь добывать золото – в одной из пробитых  шахт искали именно выход золотой жилы. В книге «Природные ресурсы Кабардинской АССР», подготовленной и выпущенной издательством Академии наук ССР в 1946 году, есть такая ремарка: «Надо полагать, что и в районе выхода «красных» гранитов по р. Тызыл в бассейне Баксана должна проявиться золотоносность, аналогичная таковой района Малки и Мушта». Должно было, но не проявилось.

Вот к этим самым шахтам мы и решили пойти. Выдвинулись из Заюково, где ребята квартировали у Артура Жемухова, первооткрывателя заюковской шахты-пещеры, который, кстати, поехал с нами. Доехали до турбазы «Тызыл», оставили «таблетку» на попечение Артура и двинулись в путь. Мы – это москвичи Игорь и Костя из «Космопоиска» и Сергей, театральный режиссер-продюссер, чье имя тесно связано с певицей Аллой Баяновой, а также  нальчанин Юрий – любитель краеведения, электрик по специальности.

Ребята знали, что предстоит тяжелая дорога, но что она будет такой тяжелой и предположить не могли. Прежде всего надо сказать, что дороги как таковой просто-напросто нет. Более того – нет даже самой захудалой тропинки. На относительно ровном пространстве все заросло травой и деревьями, оказалось переплетено буреломом, да так, что в некоторых местах двигаться вперед можно с помощью мачете. А на скальных участках в ряде мест не осталось даже узкой тропки – все пообвалилось вниз, в реку. Саму реку перегородили от берега до берега огромные камни; чтобы перевалить через них надо было или идти по бурлящему речному потоку, или взбираться на скальные выступы.

Речку – а Тызыл самая настоящая горная своенравница – приходилось переходить раз за разом. Когда число этих самых разов перевалило за десять, считать перестали. Как и разуваться. Шли в сапогах и одежде, лишь потом, на берегу, выливали из сапогов воду. В конце концов это так надоело, что попробовал идти  в сапогах полных воды, но оказалось, что эти гири (вместе с самими ногами в сапоги вмещалось еще литра три-четыре воды) значительно замедляют скорость движения.

Вообщем расстояние всего в пять километров мы преодолевали целых семь часов. Правда, часто останавливались, фотографировали виды, которые дарит Тызыл – место по красоте невероятное. Эти снимки представлены ниже. А рассказ о том, что мы нашли, как исследовали загадочные шахты, как возвращались обратно – в темноте, по камням и буеракам –  впереди.
      Знаете ли вы такое состояние, когда болит каждая клеточка тела? Не знали? И не дай вам Бог узнать! Вот такое состояние у меня после вчерашне-сегодняшнего (мы вернулись в Нальчик когда уже начался понедельник) похода. Но печали нет, есть радость – поднимающая, возвышающая, переполняющая.

Печаль от другого (ведь нам всегда чего-то не хватает), но это уже иная история…