viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ЧЕРКЕСЫ, КАЗАКИ И АДЕХЕ ч.1

 Своеобразным продолжением  материала «Страна Кабарда» нам видится статья «Черкесы, казаки и адехе», опубликованная в «Русском вестнике» 150 лет назад и впоследствии не перепечатывавшаяся.
Кто скрывается за инициалом Ф., которым подписана публикация, установил выдающийся кавказовед М. О. Косвен – он уверен, что  написал статью Григорий Иванович Филипсон (1809–1883). О Г. И. Филипсоне известно, что с 1835 года  он служил на Кавказе на различных должностях, с 1858 года являвлся командующим Правым флангом Кавказской линии. Впоследствии сенатор, последний чин – генерал от инфантерии.
М. О. Косвен аннотирует статью, написанную в 1854 году, следующим образом: «Автор разбирает этимологию слова «черкес» и мнение Карамзина, отождествляющего «касоги», «черкесы» и «козаки».
Но, наш взгляд, статья значительно шире, отчего сегодняшний интерес к ней вполне оправдан.

  Происхождение слова «черкес» нелегко объяснить. Его производят от слов: «сер-кюш» (по-персидски бунтовщик); «сер-кес» (по-персидски и -турецки головорез); «сер-кес» (адехское и тюркское: пересекающий дорогу, то есть разбойник); «шер-кес» (турецкое или арабское: нарушитель порядка, закона). Это невинная забава тех, которые считают этнографический вопрос решенным, если им удалось поймать похожий звук на каком-либо языке, даже не имеющем к делу никакого отношения.
Некоторые писатели производят черкесов от церкетов, о которых упоминается у древних географов. Так, Потоцкий  со странной уверенностью говорит: «Церкеты суть Черкесы».
 Древние географы, начиная от Лже-Орфея (за VI веков до Р. X.), Геродота и Скилакса Кориандрского до Аммиана Марцеллина (в IV веке по Р. Х.), упоминают о церкетах (которых одни пишут Cercetes, а другие Cerhetes), обитавших на восточном берегу Черного моря.

14356_original

   
Страбон показывает жилище церкетов к югу от ахеян и гениохов, а Птоломей (географ II века по Р. Х.) – между сими народами; Арриан, Плиний и некоторые другие писатели помещают их к северо-западу от ахеян, говоря, что за церкетами живут скиты, киммерияне и меоты, жители Босфора, где находятся милезийские города, то есть Гермонаса, Цепи, Стратолика, Фанагория, Апатурос и Киммерион. Из этого с некоторым вероятием можно бы заключить, что церкеты жили к югу от нынешнего Геленджика.
Об ахеянах говорили, что они занесены бурей в эти места в эпоху древней Троянской войны, предшествовавшей той, которая воспета Гомером.

 В земле гениохов (то есть возничих) писатели называют города Питион и Диоскурию, где ныне Пицунда и Сухум. Знаменитая Диоскурия (называвшаяся впоследствии Себастополис) была, по свидетельству тех же писателей, построена двумя возничими – Кастором и Поллуксом, спартанцами, от которых произошел народ гениохи. Плиний и некоторые другие писатели называют этих возничих Амфитом и Тольхием, а Аммиан Марцеллин второго возничего называет Церцием (Cercius). Если таким образом возничие дали гениохам название своего ремесла в народное имя, то нельзя ли допустить, что один из них, Церций, дал свое собственное имя другому народу – церкетам? В таком предположении, далеко не невозможном, догадки о дальнейшей судьбе церкетов делаются бесполезными, как догадка о народе, который или существовал только в воображении географов того времени, или, подобно гениохам, меланхленам и макрокефалам, сам называл себя совсем иначе (известно, что древние географы часто или заменяли подлинные имена народов переводом на греческий язык, или составляли названия по каким-либо отличительным чертам народов, как, например, макрокефалы и пр.). Прокопий, писавший в конце VI века по Р. Х., уже совсем не упоминает о церкетах и, описав подробно колхов, в его время называвшихся лазами, апсихов и абазгов, говорит, что за сими последними жили на берегу моря зехи и сагиды, в земле коих были Потионт и Себастополис. За сагидами, говорит он, живут различные народы гуннов.
Для того чтобы утвердительно сказать, что черкесы происходят от церкетов, нужно было бы иметь достоверное указание распространения этого народа по берегу Черного моря и занятия им на северном склоне Кавказа земель, в которых ныне обитают горцы, известные нам под этим именем. Этих-то указаний и нет ни в одном из древних писателей. Церкеты исчезают без всяких следов. Таким образом, вывод г-на Потоцкого является не более как догадкой, основанной на сходстве звуков. Происхождение черкесов от церкетов не невозможно, но никак нельзя сказать, чтоб оно было вероятно, а еще менее – достоверно.
Наш знаменитый историограф Н. М. Карамзин говорит положительно, что имена: черкес (или черкас), касог и казак принадлежат одному и тому же народу. При таком взгляде на предмет дело идет уже не о невинной забаве корнесловием, а о решении вопроса, имеющего важное значение для истории России, особо южной.
zel_vek
 Прежде чем приступим к рассмотрению этого вопроса, скажем, что в настоящее время на всем Кавказе нет народа, который бы сам себя называл черкесами. Это имя придают русские на Кавказе безразлично горцам северной стороны гор, вместе с другими названиями, столь же неточными: азиаты, азия, орда, татарва.
 Люди более образованные дают название черкесы всем жителям северного ската гор включительно от Кабарды, Малой и Большой, до Анапы и устья Кубани. Это же нашли удобным почти все наши писатели, за исключением немногих, называющих черкесами преимущественно народ адехе, то есть натухайцев, шапсугов, абадзехов, убыхов, некоторые мелкие народцы того же племени и, наконец, кабардинцев, хотя эти последние сами себя не называют адехе.
 Приняв мысль Карамзина, нужно доказать, что адехе именно суть касоги или казаки и что именно часть их племени сделалась известной нашим летописцам с X столетия под именем черкасов.
Чтобы привести в возможную ясность этот темный вопрос, постараемся соединить немногие сведения, которые находим у древних географов и у писателей Средних веков об этих трех народах: касогах, черкесах и адехе.
 В первые века по Р. Х. географы называют аланами жителей Кавказского перешейка, Херсонеса Таврического и стран, заключающихся между Доном и Волгой.
 Аммиан Марцеллин говорит, что аланы покорили великое множество народов, которым дали свое имя, и распространились даже до реки Гангеса, а Прокопий Кесарийский, видевший аланов, утверждает, что они готского племени. Вместе с тем Аммиан Марцеллин прибавляет, что «имя Алан произошло сначала от гор». Ален на манджурском языке значит гора, равно как на ассирийском тойра, от чего произошло название тавров. Имя Ален принадлежало особенно одной горе в хребте Имаус, ныне называемом Мустае. Несколько веков после того мы встречаем у восточных писателей под именем аланов народы, о которых наши летописцы упоминают уже под их особенными народными именами. Из этого можно заключить, что общее имя алан прилагалось ко множеству разноплеменных народов, повиновавшихся, по-видимому, одной власти. Какое собственно племя называлось аланами и составляло ядро Аланской державы – этого нельзя сказать с достоверностью, но надо полагать, что это было племя татарское или тюркское, которое пришло из Азии, с восточного берега Каспийского моря, где обитали древние массагеты. В состав державы Аланской входили разные племена готов, владевших Херсонесом Таврическим и живших на северо-западной оконечности Кавказского перешейка. Там мог их видеть Прокопий и по этой части державы Аланской заключить ошибочно, что все аланы – готы. Таким же точно образом мог ошибиться и Аммиан Марцеллин, положительно утверждая, что аланы суть древние массагеты, то есть племя тюркское.
 Нынешняя Черномория и часть берега Черного моря, примерно до Новороссийска, имели в первые века христианской эры весьма пестрое народонаселение. В сочинениях Страбона, Птоломея и Плиния читаем, что этот край был населен множеством народов, которых одни имена известны этим писателям, да и то большей частью потому только, что они без всякой критики переписали их из предшествовавших писателей или внесли в свои сочинения по изустным рассказам. Готы и киммерияне (народ кельтийский) из Крыма перешли на восточный берег Азовского и Черного морей, где нашли синдов и отживавшие свой век греческие колонии.
 О синдах упоминают все древние географы, начиная с Лже-Орфея (VI век до Р. Х.). В их земле был порт и укрепленный город Синдика (civitas Sindica, а в некоторых вариантах civitas Indica), там, где ныне Новороссийск. Исследования Мальтебрена проливают яркий свет на синдов и заставляют с достоверностью считать их колонией, оставленной в глубокой древности тем индейским племенем, следы переселений которого исчезли для истории и сохранились только в названиях урочищ, рек и народов. Я говорю о цыганах, которые в разных местах носят имена: синды, цингани,  цигонас, зингари, чинганы, ачингал, цигайне, джипси и хитанос.
 В огромной номенклатуре народов, которую встречаем у древних географов, и особенно у Страбона, Птоломея и Плиния Младшего, часто попадается имя зингов, зигов и синдов, с разными изменениями. Так, Плиний помещает к северу от гор Киммериона, между прочими народами, зингов (Zinqi). Сколько можно понять, Птоломей, почти современник Плиния, помещает тот же народ в горах нынешней Абхазии, по крайней мере к северо-западу от гор Коракса (Кодора). Около тех же мест Страбон упоминает о народе зиги. Плиний между разными народами, живущими на Дону, называет зигов (Ziges) и, говоря, что Танаис (Дон) протекает через земли разных народов, упоминает между ними синтиетов.
Прокопий Кесарийский говорит положительно, что за Абхазией, по берегу моря, жили зехи, что прежде римский император давал им короля, но что в его время они уже не зависели от Рима.
 Это известие представляет первое точное указание жилища зехов именно в том месте, где в настоящее время находим народ, землю которого грузины называют Джигеты, то есть землей джигов, и который мы зовем джигетами. Сам себя этот народ называет саадзен; его земля находится между рекой Бзыбом, которая служит западной границей Абхазии, и обществом Хамыш, которое принадлежит к убыхам, народу адехе.
 Имя зихов известно было генуэзцам и венецианцам, имевшим в XIII и XIV веках колонии в этом крае. Кажется, оно сделалось у них общим для всех жителей Восточного берега Черного моря. На карте Фредуция Анконского (составленной в 1497 году) страна к северу от Абхазии названа Зихия (Zicchia), а два приморских места – Maura-Zicchia и Alba-Zicchia (то есть Черная и Белая Зихия). Положение этих последних трудно определить по неточности очертания берега на карте Фредуция, но можно догадываться, что Черная Зихия находилась у Геленджикской бухты, а Белая – около устьев реки Мдзымти, или Соче.
 Заметим, что Интериано, путешественник половины XVI века, долго живший в земле зихов, говорит: «…но зихи, так называемые по-итальянски, по-гречески и по-латыни, но которых турки и татары зовут чиркасами (Tchiar-Kassi) и которые сами себе дают имя адига (Аdiga), живут от реки Дона по берегам Азовского и Черного морей до Cavo di Bussi, то есть Пицундской бухты».

продолжение следует

  • 1
Обратите внимание на то, что черкасы на Дону появляются одновременно с падением так называемой черкесской династии в Египте. Альтернативные историки Носовский и Фоменко писали, что египетская черкесская династия была славянской.

в огороде бузина ,в Киеве дядька )))))

Вы зря так думаете. Черкесы это царские, то есть кесаревы, люди.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account