viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ ч.2

   И, наконец, обратимся к знаменитой работе двух московских ученых – филолога Всеволода Миллера, процитированного нами выше, и историка Максима Ковалевского (1851–1916), побывавших в Чегемском ущелье летом 1883 года: « …Особенно интересна по остаткам древних построек узкая теснина, по которой протекает река Джилги, до сих пор носящая осетинское имя (Зилга – кружащаяся). В скале на правом берегу реки есть несколько пещер и заметны следы дороги, искусственно сделанной и карнизом огибающей гору. В версте от аула на одной площадке этой скалы остатки башни, построенной из местного камня на крепком цементе. Поднимаясь зигзагами вверх к башне, укрепленная каменными перильцами тропа ведет далее по краю горы карнизом на восток к горной пещере, вероятно, служившей караульней. Внизу, у подножия той же горы, заметны следы других построек. К одному естественному гроту саженей в 5 вышины с правой стороны была прилеплена какая-то постройка в виде каменного домика, которого заднюю стену образовала одна сторона грота. Это место до сих пор зовется папасовым жильем (т. е. поповым). Недалеко от него другой, меньший грот, по-види­мому, был утилизован как часовня. В нем виден каменный уступ, на котором когда-нибудь стояла икона; к уступу ведут с правой стороны несколько высеченных в камне ступеней. Еще ниже, близ реки, виднеются могильные камни с изображениями крестов. Стороны гротов, входившие внутрь часовни и папасова жилья, до сих пор носят следы штукатурки. Ходит предание, что в одной из пещер когда-то была найдена груда старинных книг, писанных на пергаменте…»
   Вывод из всего сказанного, сделанный Леонидом Лавровым, таков: « в районе Верхнего Чегема существовали небольшие церкви. Кроме них, в пещере, на левом берегу реки Джилги, находился склад богослужебных книг и других церковных предметов. К пещере вела высеченная в скале лестница, остатки которой до сих пор видны. Надо думать, что использование пещеры для хранения книг относилось к более позднему времени, чем постройка церквей около селения Верхний Чегем. Перенос « священных»  предметов из церквей в пещеру, по всей вероятности, произошел тогда, когда, в силу сложившейся политической обстановки, построенные до этого церкви оказались перед возможностью разграбления».
     Итак, различные источники, охватывающие почти двухсотсемидесятилетний период, убедительно свидетельствуют о наличии пещеры, в которой хранились христианские реликвии – книги и утварь. Но та ли это пещера, к которой ведет Греческая лестница? Ведь ни один из путешественников не утверждает, что он сам побывал в каменном хранилище, не уточняет, что оно представляет из себя внутри.
     А ведь помимо означенной пещеры, до которой можно было добраться по сооруженной на отвесной скале лестнице, имеются и другие – ниже грота. Если присмотреться внимательнее, то на скале также можно заметить следы от проложенных к ним когда-то лестниц. В какой из них прятали (по другим сведениям – выплавляли) золото, добытое на протекающей внизу реке Джилги-су? Кроме того, судя по всему, пещеры были связаны между собой единой системой лестниц, позволявшей в случае опасности переносить сокровища. Более того, в ряде документов говорится о нижней пещере. А. С. Фиркович, напомним, сообщает о « подошве горы» , в которой « есть отверстие, ведущее в пещеру» , и Платон Зубов утверждает, что « внизу скалы находится подземный ход, запираемый железными дверями» . А верхнечегемцы до сих пор рассказывают историю примерно семидесятилетней давности про одного местного смельчака, обнаружившего этот вход и попытавшегося исследовать ее. Пещера оказалась настолько длинной и разветвленной, что он сам не заметил, как заблудился, сбился с пути, и искал дорогу назад столько времени, что факел потух. Выбравшись же, рассказывал, что ходы в пещере не естественного происхождения, а проделаны руками человека, и некоторые из них ведут куда-то вверх, а потом неожиданно обрываются, словно их недоделали или засыпали.
   Чего в этих словах больше – вымысла или правды, судить трудно. Но вот что интересно: народная память из поколения в поколение передает рассказы о том, как в этой самой тайной пещере в эпоху средневековья прятались женщины и дети. Местные жители, уведомленные наблюдателями, использующими систему сигнальных костров, о приближении захватчиков, тут же спешили к пещере и один за другим скрывались в недрах горы. Оставшиеся заваливали вход заранее приготовленным камнем, маскировали его, а сами поднимались по Греческой лестнице в верхнюю пещеру, куда неприятель, осыпаемый градом стрел, добраться не мог. Враги, рыскавшие в бессильной ярости по опустевшему поселению, в жилищах которого еще не потухли очаги, высылавшие конные дозоры во все три долины, сходящиеся в Верхнем Чегеме под углом, не могли понять, куда же подевались женщины и дети. Но сколько ни рыскали, вход в пещеру так и не нашли.
     Вероятнее всего, легенды эти связаны с нашествием полчищ Тимура на Северный Кавказ, который в 1395 году стал ареной его борьбы с Золотой Ордой.
Вот как об этом, опираясь на исследования В. Г. Тизенгаузена, пишет Леонид Лавров: « Кавказские народы (кайтаки, аланы, абазины, адыги) оказывали упорное сопротивление Тимуру. Некоторые эпизоды этой борьбы, кажется, происходили в Балкарии или в Карачае. Так, по словам иранских историков, современников Тимура, последний, после победы над золотоордынским ханом Тохтамышем, пошел от Жулата к низовьям Волги, потом на Елец, оттуда через Азов к Кубани. Разорив эту область, он пошел на другую, во главе которой стоял некий Пулат. По дороге к Пулату Тимур остановился в местности Балкан. Может быть, это  Балкар или  река Малка, называемая по-кабардински и по-карачаево-балкарски – Балкъ (последнее мнение высказывал автору покойный проф. А. Н. Генко)? Пулат защищался в горах, в крепости Кабчигай, но Тимур взял ее и сжег.
   Получив известие « с правой стороны от великого мирзы Мираншаха (одного из Тимуровых военачальников) от подножия горы Эльбурз» , что золотоордынец Утурка укрылся у абазин (« в местности Абаса» ), Тимур налегке перевалил за Кубанью через Главный Кавказский хребет и взял в плен Утурку. После этого он вернулся на северную сторону Главного хребта и некоторое время стоял лагерем около Бештау (« среди Беш-тага» ). Оттуда он совершил поход в « область Симсима» . Многие из жителей Симсима бежали в горы (« вошли в неприступные места, так что [даже] пешком туда с трудом можно было идти» ). Тимур вслед за ними вошел в горы и « завоевал все те крепости и приказал, чтобы жителей их, связав, бросили с крепости вниз. И еще в горах он взял бесчисленные области» . После того полчища Тимура пошли к Дагестану на аварцев.
   В настоящее время нет возможности точно установить, чему соответствуют Иркувун, Симсим и Кабчигай. Исходя из того текста, откуда черпаем сведения о походе Тимура, они должны были находиться в горах недалеко от Бештау и Кубани, т. е. примерно в Балкарии или Карачае. Упоминание « горы Эльбурз»  мало помогает разъяснению, так как под этим именем скрывался весь Кавказский хребет. Балкарские предания говорят, что Тимур вторгался в Баксанское и Чегемское ущелья».
И вот что еще интересно: рассказывают, что будто бы уже в наше время, а именно в марте 1944 года, в пещере нашли убежище несколько балкарских семей, сумевших избежать депортации. Выйдя из нее, они завалили вход, а с годами – ведь балкарцы были на чужбине долгих тринадцать лет – он окончательно был погребен камнями, так как здешние породы сложены лавовыми осыпями.
   Исследователи последнего времени (С. С. Анисимов, М. И. Ермо­ленко, П. Г. Акритас и другие) также пишут о верхнечегемской пещере, но речь ведут о той, к которой была сооружена Греческая лестница. О пещере же в подошве горы, подземном ходе, соединяющем ее с какими-то другими каменными хранилищами, никто из них не упоминает.
Так была ли эта пещера или нет? Если была, то где в нее вход? Наши поиски привели к тому, что мы обнаружили лаз в одну из пещер, расположенную у подножия интересующей нас скалы, в месте, которое находится чуть выше природного памятника – « гриф».
     На высоте примерно двух метров имеется малозаметное отверстие полуметровой высоты, ведущее в естественный каменный мешок. Длина его около шести метров, высота – метра полтора: в полный рост не стать и спрятаться в этой каморке могут от силы десять человек. Но вот что интересно: естественных входов в пещеру, оказывается, два, а самое главное – в левом углу расположен уходящий вниз сифон, земля в котором наносная; она легко прокалывается острой палкой на достаточно большую глубину, свидетельствуя, что там, внизу, пустота, а значит, пещера имеет продолжение. Но так ли это или нет, могут ответить только раскопки…
     В то же время пещера эта достаточное убедительное свидетельство тому, что в недрах горы имеются и другие каменные мешки, а значит, история с пещерой, в которой скрывались во время набегов жители Верхнего Чегема, может оказаться вовсе не вымыслом, а реальностью. Той самой реальностью, которая приоткроет тайну существования в этих местах  греческой митрополии.

?

Log in

No account? Create an account