viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

СВЯЩЕННЫЕ ХОЛМЫ КЫЗБУРУНА

  Места эти не только живописные, но и таинственные, особенно когда речь заходит о так называемых Кызбурунских холмах, что в Баксанском ущелье. Вот что писала одна из центральных газет: « Холм Кызбурун – возвышенность, которую в Кабардино-Балкарии считают чудодейственной. С некоторых пор сюда тянутся паломники и археологи. Одни уверены, что это кладбище мусульманских праведников, другие – что скифские захоронения. Установить истину не позволили местные жители, не желающие, чтобы кто-то осквернял усыпальницу. Люди оберегают красивую легенду холма.
  Местная жительница Зурияна Кунашева с детства видела ангелов. Они « сообщали» , какие ритуалы следует соблюдать во время намаза. Однажды Зурияна увидела сон: курган около селения светился. А потом как-то утром, перед рассветом, на Кызбурун пришла группа людей, которые заметили, что он горит неземным огнем. Люди усердно стали молиться, и большинство избавилось от болезней! Очень скоро весть о чудесных исцелениях на холме разнеслась по республике. Экстрасенсы зафиксировали над Кызбуруном мощное положительное поле. Правда, научных исследований вблизи холма не проводилось. И все-таки есть у него вполне « ощутимые»  особенности: земля всегда теплая. А по весне, когда вокруг все зеленое, курган выделяется желтым цветом травы».
    Как и всегда бывает, действительность оказалась несколько иной. Место, о котором так много писалось, мы искали достаточно долго – сельчане посылали нас то в одну сторону, то в другую, кое-кто вообще не мог понять, о чем идет речь, пока, наконец, не нашелся « краевед» , знающий все и обо всем.
    Внешне так называемый священный холм малоотличим от других – такой же поросший зеленой травой, с достаточно пологим верхом. Взобраться на него совсем просто, на вершине видны следы раскопок. Из книги « Древности Кабардино-Балкарии»  можно узнать, что Кызбурунские курганы ученый Б. Е. Деген-Ковалевский, исследовавший их в 1932 году, относит к XIV–XV векам.
    Земля на кургане действительно теплая, но и день, когда мы побывали здесь, был отнюдь не холодным…
Тем не менее, черные копатели неоднократно пытались пробраться внутрь холма. Говорят, кому-то это даже удалось. Каковы результаты – неизвестно.

  • 1
а разве не Махогапс там был священным?

Махогапс - чуть в стороне, это знаковое место
Так называемые священные холмы ( определение из текста) порождение нашего времени, фантом обывательского сознания, ничего интересного из себя не представляющий.

Вообще есть версия, что Кызбурун - это не Девичий мыс, а Мыс Невинности, т.е. Невинномысск. А название это привезли собой ногайцы, спасшиеся от Суворова и поселившиеся у одного из Атажукиных, выходцы те ногайцы как раз откуда-то из окрестностей нынешнего Невинномысска.

Весьма занимательно, но оторвано от реалий и топонимики. См. Хотя бы издание " Кабардинский фольклор" ( Академия, 1936) и работу И.В. Трескова.

я это слышал ещё в 80-х вживую, т.е. тоже фольклор как бы

Прикольная версия))
и где же в этом названии автор версии узрел невинность? Там девушка и нос. Тоесть девичий нос. Учитывая особенности тюркских языков, слово нос могло означать и что либо другое. Как например в балкарском слово Ауз, означает рот, но также может означать и ущелье. Таким образом бурун тоже может означать что либо другое, тот же мыс, а может и вовсе не мыс, а именно нос. Но уж точно не невинность. Вообще, Атажукины сами в этом районе пришлые из пятигорья, поэтому название горы от которой собственно и пошло название поселка, могло быть там гораздо раньше и Атажукиных и их мифических гостей ногайцев.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account