viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Великий шелковый путь проходил и по нашим ущельям?

   Принято считать, что Епископия Кавказия, одно из подразделений Аланской епархии (о ней имеется упоминание в акте Константинопольской патриархии 1364 года), располагалась в районе селения Верхний Чегем, ныне Эль-Тюбю. Это предположение выдвинул известный ученый В. А. Кузнецов, писавший в своей работе «Христианство на Северном Кавказе  до XV века»: «Само название «Кавказия» содержит в себе конкретно-географическую информацию о Кавказских горах. Я … пришел к заключению, что наиболее вероятный вариант – отождествление Кавказской епископии с Верхним Чегемом в Балкарии, ибо здесь наблюдается концентрация христианских древностей. Первые сведения о них в 1826 г. сообщил кизлярский дворянин Алексей Тузов, побывавший в верховьях р. Чегем: он видел две каменные церкви, которые «во всякой целости, токмо без глав и стоят впусте», несколько фундаментов и стен бывших часовен с «иконным писанием» и греческие книги». И далее у него же читаем: «В Верхнем Чегеме сохранились остатки трех (есть сведения о четырех) церквей небольших (максимальная длина церкви 30 м, ширина 6 м)… Довольно обстоятельно древности Верхнего Чегема описали В. Ф. Миллер и M. M. Ковалевский, побывавшие здесь в 1883 году».

912_8834big
      Действительно, работа означенных авторов «В горских обществах Кабарды» (1884) содержит подробное описание христианских памятников: «В версте от аула на одной площадке этой скалы остатки башни, построенной из местного камня на крепком цементе. Поднимаясь зигзагами вверх к башне, укрепленная каменными перильцами тропа ведет далее по краю горы карнизом на восток к горной пещере, вероятно служившей караульней. Внизу, у подножия той же горы, заметны следы других построек»…

   И вывод: «Можно предположить, что наверху горы была некогда монастырская обитель»…
А вот заключение В. А. Кузнецова: «Это была самая удаленная и глухая епископия Аланской епархии, по тем временам почти недоступная. …Очертить владения епископов Кавказии не представляется возможным. Думается, что предгорная равнина принадлежала в духовном отношении епископии Ахохии (о ней мы писали в материале «Епископия Ахохия». Газета Юга. 2011, №). Поэтому юрисдикция (или ее видимость) епископа Кавказии скорее всего могла ограничиваться горными ущелиями Балкарии и частично Северной Осетии, особенно ее западной части – Дигории».

   Итак, как видите, в Верхнем Чегеме располагалась внушительная христианская миссия. Одно перечисление оставшихся от нее построек чего стоит: три или четыре церкви, несколько часовен, монастырская обитель… А теперь вспомним, где находится Верхний Чегем, как сюда добираться... И  сегодня это селение считается одним из самых отдаленных в Кабардино-Балкарии, более того,  современная дорога, пробитая сюда, нуждается на ряде участков в постоянном контроле по причине частых оползней. Еще в начале XX века путь сюда из Нальчика занимал двое, а то и больше суток. А что говорить о прошлых столетиях!

   Почему же для расположения Епископии Кавказии было выбрано столь отдаленное и скажем прямо не самое удобное место? Следовательно,  помимо религиозной должна была присутствовать другая, не менее важная – функциональная составляющая. И могла ей быть только торговля, игравшая в те времена великую роль. Здесь надо вспомнить о Великом шелковом пути (ВШП) – средневековой караванной дороге из Китая через Среднюю Азию, Персию и далее по морю в Европу. Означенный термин – Великий шелковый путь – был введён в 1877 году немецким географом Рихтгофеном, а  первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами вышел из Китая в 121 году до н. э. Везли по этому пути вначале прежде всего главное платежное средство того времени – китайский шелк, столь востребованный Западной Европой, долгое время не знавшей секрета его производства. Везли также драгоценные камни, фаянсовые и фарфоровые изделия, разнообразные пряности, за которые европейцы расплачивались драгоценными металлами – золотом и серебром. Путешествие по Великому шелковому пути было и опасным (караваны грабили, купцов убивали) и длительным (от 260 дней до года и более). Впрочем, это особая тема разговора и  написано о ней великое множество книг.

   Но причем тут Кабардино-Балкария, спросит кто-то, ведь ВШП проходил совсем в стороне от нас? Здесь надо вспомнить, что, обратимся к Википедии, «в результате ирано-византийских войн VI–VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути. Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский».
   О них известно из византийских источников и вели они к Черноморскому побережью. Первый, процитируем статью В. Кузьмина «Великий шелковый путь на Кавказе», «по Кубани (из Кисловодской котловины) на Клухорский и Марухский перевал и далее вниз по Кодору в Севастополис (Сухум) или на восток через Бедию и Мокву к морю»; второй – «на Санчарский перевал и далее вниз по Бзыби в Питиунт (Пицунда) и по Мзымте через Красную Поляну в Адлер».

   И у него же читаем: «Император Юстиниан, распространивший религиозное и военно-политическое влияние своего государства от Африки до Кавказа, приложил все усилия для того, чтобы изменить привычные маршруты караванов, идущих из Китая, и направить их к Понтийскому побережью (ныне Черноморскому) именно через горные перевалы Северного Кавказа, в обход Персии. Этот правитель хорошо понимал, что для обеспечения безопасности торговых караванов было жизненно необходимо заручиться поддержкой местного населения».

  И здесь высказывается достаточно парадоксальная мысль – строительство храмов в горах надо связывать не столько с христинизацией этого самого местного населения, как с необходимостью обслуживания торговых путей. При таком взгляде действительно становится понятным и объяснимым почему на Северном Кавказе большинство архитектурных сооружений, предназначенных для совершения богослужений и религиозных обрядов, находятся высоко в горах, труднодоступны, а отсюда не могли быть активно посещаемы.

   Об этом же писал знаменитый военный историк кавказских войн Василий Александрович Потто (1836–1911): «Иные храмы, напротив, теснятся к людным торговым путям, с глубокой древности прорезавшим черкесскую землю от Черного моря через ущелья Кавказских гор, к верховьям Кумы и Кубани. При этих храмах обыкновенно  встречаются и развалины каменных зданий, называемых черкесами вообще «домами эллинов». Быть может, то были греческие монастырские подворья, с устроенными при них караван-сараями, так как в те стародавние времена распространение христианства шло об руку с развитием торговли,— и купец, и священник, каждый по-своему, служили общему делу веры и цивилизации».
   А вот как эту мысль развивает В. Кузьмин: «…В отдаленные горные районы Северного Кавказа устремились христианские миссионеры… Поначалу монахи, прибыв туда, строили скиты и мало-помалу обживались, а как только жизнь входила в нужное русло, начинали возводить монастыри, к которым тянулись люди, коих в эпоху великого переселения народов было множество. Пришедшие странники оседали в этих местах и начинали помогать монахам в строительстве дорог и укреплений. Так вокруг монастырей возникали поселения, жителей которых христианские подвижники не только обращали в свою веру, но и учили различным ремеслам, лечили и просвещали.

   Подобная деятельность церкви была на руку и караванщикам, остро нуждавшимся в опорных пунктах, надежно защищенных крепостными стенами. Здесь они могли сменить лошадей и охрану, нанять проводников, отремонтировать пришедшее в негодность за время пути снаряжение, переночевать в безопасности, переждать непогоду и получить надежную информацию о том, что или кто может их ожидать на следующих участках пути. …Поскольку в горах не строили караван-сараев и приют путники получали в монастырях, то «метками», по которым ученые восстанавливают караванные маршруты Великого шелкового пути, являются церковные постройки X–XV веков.

   …Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, так как после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов торговля шелком замерла. Люди начали покидать эти места, храмы стали постепенно приходить в запустение, башни укрепленных комплексов превращались в жилища оставшихся жителей, а память об их строителях почти растворилась в толще времени».

   Есть у цитируемого нами автора и такой пассаж: «Христианские храмы (монастырские) стали строить в Закавказье с VI века, синхронно в Армении,  Грузии, Албании (нынешний Азербайджан и Южный Дагестан). Тогда же строятся храмы в Абхазии и на севере от неё в сопредельной Алании (в Карачае). В XII–XIII вв. храмы строятся  в Осетии, Ингушетии и Дагестане. Нет и, вероятнее всего, не было храмов в Балкарии и Чечне».

   Относительно Чечни спорить не будем, а о Балкарии, конкретно Верхнем Чегеме, мы уже сказали выше. Обилие возведенных здесь построек позволяет сделать вывод о том, что не все они носили культовый характер; скорее всего один из многочисленных фундаментов (не тот ли, длина которого составляла 30 метров?) остался от караван-сарая. Напомним, так называлось большое общественное строение на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников.

   И тогда, если вывод В. Ф. Миллера и M. M. Ковалевского о том, что в Верхнем Чегеме находилась и монастырская обитель верен, то  находит подтверждение и предположение того же В. Кузьмина, что именно «монахи прокладывали дороги, наводили переправы через реки, поддерживали их в рабочем состоянии». И его же резюме: «Купец и монах, олицетворявшие собой торговлю, религию и культуру, шли в горы «в одной связке». Именно они создавали в глухих и диких ущельях очаги цивилизации».
   Попытаемся обобщить сказанное. Если наше умозаключение о том, что по Чегемскому ущелью и далее через перевал Твибер (3607 м), ведущий в Грузию, к Черному морю, проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, то становится объяснимым, почему Епископия Кавказия располагалась  столь высоко  в горах – здесь, в Верхнем Чегеме, самое удобное  место для отдыха  путников, которым предстояло труднейшее испытание – переход на другую сторону Главного Кавказского хребта.

   Впрочем, справедливости ради надо сказать, что через нашу республику проходил еще один древний караванный путь – по Балкарскому, называемому ныне Черекским, ущелью. Именно по нему в 1651 году ехало в грузинскую Имеретию русское посольство. Возможно и он имеет какое-то отношение к Великому шелковому пути…

?

Log in

No account? Create an account