viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Свидетельства жителей Кабардино-Балкарии о снежном человеке

   Из книги
  «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах»

                                                                                                       Часть III

Работник совхоза Уркутин Баксанского района КБАССР Талунев, утверждая в своем письме, что в Кабарде все люди от мала до велика без исключения знают о существовании “алмасты”, далее перечисляет тех жителей селения Куба-Таба, которые лично наблюдали это существо, а также нескольких жителей соседних селений, которые могут, как он говорит, хоть под присягой заверить существование в этих краях реальных “алмасты”. Всего названо двенадцать человек. Например, Хамид Синташев, 50 лет, лет 20 – 25 назад видел девушку-“алмасты”, которую поймали в саду, когда она приходила за яблоками, продержали ночь в пустой комнате, а утром выпустили; “речью человеческой она, конечно, не владела, плакала, скулила”. Хамид Паштов, 50 лет, в 1953 г. приехав к стогу за сеном, видел старуху-“алмасты”, сдавшую в сене. Мухамед Карданов, 25 лет, в 1952 г. встретился с “алмасты” в кукурузном поле на расстоянии каких-нибудь 2 – 3 метров. Авес Тенгизов, будучи сторожем на сельской мельнице в с. Куба, в 1953 г. в декабре услышал на втором этаже мельницы шорох и, поднявшись, увидел “алмасты”, который пригоршнею ел зерна кукурузы и стремительно убежал от крика сторожа. Он же летом 1954 г., идя из селения Куба в селение Малка, наткнулся на кукурузном поле на двух детей — “алмасты”; один из них спал, а другой что-то ел. “Надо сказать, — прибавляет автор письма Талунев, — что сейчас стало значительно труднее встретить алмасты, но летом это не безнадежно, так как они спускаются сюда в долину из-за того, что здесь им легче просуществовать. Питаются они летом в основном кукурузой и фруктами” (Сообщение Талунева. Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).
Следует, наконец, упомянуть совсем недавние сведения, сообщенные нам госохотинспектором (г. Махач-Кала) В.К. Леонтьевым и преподавателем зоологии Кабардино-Балкарского университета (г. Нальчик) А.К. Темботовым о многочисленных наблюдениях “алмасты”, сделанных жителями Кабардино-Балкарии летом 1959 г., в том числе в долине р. Малка.
    Весьма любопытный рассказ передал научный сотрудник Высокогорного Геофизического института АН СССР на Эльбрусе Аульдин Эльмесов со слов своего дяди Магила Эльмесова. В 1938 – 1939 гг., когда этот случай произошел, Магил Эльмесов работал колхозным табунщиком в с. Кызбурун-Второй. Каждое лето в июне-июле он поднимался по долине Баксана с колхозным скотом, обычно с лошадьми, на приэльбрусские пастбища. Каждое лето в долину р. Малки привозил свою пасеку и один русский пчеловод из с. Ново-Ивановка близ Нальчика. В то лето, едва Магил Эльмесов зашел навестить его, как пасечник сообщил, что всего дней семь назад его младший брат (может быть: сын) подстрелил какое-то существо, очень похожее на человека, должно быть сатану. И пасечник повел Магила Эльмесова в кусты, метрах в 150 от его палатки, где лежал этот мертвый, скорченный “сатана”. То, что Магил увидел, он запомнил на вою жизнь: уже разложившийся труп существа, очень похожего на человека, волосатое тело; вытянутое как у собаки лицо, несоразмерно туловищу длинные конечности. Он запомнил еще, что на ладонях волос не было. На ногах были очень длинные пальцы. Магил Эльмесов сразу понял, что это был “алмасты”, о котором он не раз слышал.
    Как же было убито это существо? С некоторых пор из шалаша пасечника по ночам стали исчезать продукты, в то время когда сам он спал под открытым небом, на вышке. Бывали даже вылизаны все тарелки и сковородки. Оставив подежурить два-три дня знакомого кабардинца, пасечник поехал домой за младшим братом, хорошим стрелком. Встретивший их перепуганный кабардинец подтвердил, что кто-то по ночам приходил в шалаш. Брат залег в шалаше, и заполночь раздался выстрел дуплетом: брат сказал, подбежавшему пасечнику, что когда “сатана” сунулся в шалаш, он в него выстрелил. Едва рассвело, они увидели возле шалаша следы крови, которые вели в кусты. Пойдя по следу, метрах в 150 наткнулись на мертвого, скрюченного “алмасты”, которому обе пули попали в живот (Записано Ю.А. Зерчаниновым 10 февраля 1961 г.).
Перейдем теперь к сжатому изложению отчета о рекогносцировочной поездке проф. А.А. Машковцева в Кабардино-Балкарию летом 1960 г. Базируясь на с. Баксаненок Баксанского района, А.А. Машковцев провел обширную опросную работу в ряде соседних селений и провел ландшафтно-зоологические маршруты.
    Прежде всего А.А. Машковцев старался выяснить отношение широкой массы сельского населения к расспросам об “алмасты”. К его удивлению, дети и женщины запросто указывали на какие-нибудь заросли кустарников около селения или на приусадебные участки, где появлялись “алмасты”, и группа женщин даже просила помочь спугнуть с их участков поселившегося “алмасты”, поедающего поспевшие фрукты и кукурузу. Беседуя с кабардинцами мужчинами среднего и пожилого возраста, А.А. Машковцев вставлял в разговор осторожный вопрос: не являются ли все рассказы об “алмасты” плодом суеверия, чем-то вроде веры в черта. На этот вопрос неизменно следовал одинаковый ответ: черт — это бесплотный живой дух, а “алместы” — материальные существа, есть “алместы” женского пола и мужского, от их сожительства родятся дети, они постепенно стареют, седеют, они умирают от старости и болезни. Не раз были случаи, что собаки чабанов догоняли и насмерть загрызали “алместы”. В старину “алместы” встречались чаще, были случаи, что их приручали и они по несколько лет жили в кабардинских семьях, выполняя самые несложные работы. Были, якобы, случаи половой связи “алместы” мужского пола с одинокими кабардинками, а одиноких кабардинцев — с “алместы” женского пола.     Со времени установления Советской власти, говорили жители А.А. Машковцеву, особенно после ликвидации единоличных хуторских хозяйств и организации колхозов, после интенсивной вырубки равнинных лесов, распашки целинной кустарниковой степи, вместе с исчезновением в лесостепной, равнинной части Кабарды диких копытных зверей, резко стало уменьшаться и количество “алместы”. Однако, говорили кабардинцы, на окрестных землях все же ежегодно случаются встречи с “алместы”. К востоку, где сохранилось больше равнинных лесов, их видят чаще чем в западной части Кабарды. В общем все сельское население, по крайней мере в обследованных аулах Кабарды (Баксаненок, Псиншока, Куркужин, Нартан) уверено в существовании здесь человекоподобных существ, тело которых сплошь покрыто темными волосами — “алместы”. Речью они не обладают и никакими орудиями не пользуются, но умеют бросать палки, комки земли, камни. На людей эти существа нападают чрезвычайно редко, в особенности миролюбивы и даже проявляют склонность к общению с человеком особи женского пола. По рассказам кабардинцев, они чаще всего встречают “алместы” на колхозных полях и на приусадебных участках. В полях в летнее время “алместы” попадаются около полевых станов, где готовится пища и бывают отбросы, или около загонов, где живут полевые сторожа. На основе рассказов А.А. Машковцев высказывает предположение, что люди подкармливают “алмасты” остатками своей пищи и что это поощряется мусульманским духовенством.
Кабардинец Х.К. Гетежев, рассказывавший о том, как его брат вывел из овчарни волосатую женщину (“губганана”, как называют подчас “алместы” женского рода) с волосатым детенышем (см. выше), добавил, что в том же году к его шалашу на кукурузном поле несколько раз приходила за остатками пищи та же самая полевая дикая женщина; “людей она не очень боялась, но, видимо, из осторожности обычно появлялась, когда я оставался один”. Потом она внезапно перестала появляться.
     X.Г. Гутова указала место на пустыре между усадьбами, заросшее бурьяном, где в 1957 г. она увидела в яме черное, волосатое, человекообразное существо. Соседи добавляют, что в этом же бурьяне они видели самку “алместы” с ребенком летом 1960 г., незадолго до беседы.
    Старик Хизир Губашев (80 лет, кабардинец с. Баксаненок) сказал, что он пас скот на горных пастбищах 20 лет и только один раз за это время там был встречен “алместы”, зато в равнинней части он лично дважды в жизни встретил “алместы” — в 1936 и 1958 гг. “Как-то утром я пошел на речку, окруженную зарослями камыша и непролазных кустарников, и вдруг увидал “алмасты”: это был высокого роста дикий человек, тело которого было сплошь покрыто черными волосами. Это был мужчина. Я его видел очень близко, шагах в 15 – 20, и заметил, что его глаза удлиненные и поставлены косо как у китайцев. Пальцы на руках толстые”. Но Губашев добавил, что он мало смотрел на “алместы”, так как люди от этого болеют, и сам он все-таки проболел после встречи 3 – 4 месяца. Губашев рассказал, что несколько лет тому назад в лесу Карагач, который расположен рядом с полевым станом в урочище Псеариша, чабанские собаки поймали и задушили “алместы”, где его труп и лежал долго, пока не истлел. Несмотря на этот полный реализм, Губашев трактует “алместы” как принадлежащих к племени джинов (бесов), наказанных аллахом за тяжкие провинности тем, что они свергнуты на землю, стали смертными и получили отвратительную внешность, походя одновременно как на зверя, так и на человека.
    Старик Хамид Ахметов, 70 лет, рассказал, что в 1952 г., выйдя рано утром из полевой сторожки на колхозном поле, он увидел на влажной земле следы двух детенышей “алместы”, подходивших из кукурузы к самой сторожке. Через два года какие-то “алместы” бросали куски земли в ночевавших в сарайчике во время сенокоса колхозников, один “алместы” был замечен, но, по мнению Ахметова, кидали землю те же два детеныша. По этому поводу А.А. Машковцев замечает, что, если это верно, то в окрестностях селения Баксаненок в настоящее время живет по крайней мере одна семья “алместы”, состоящая из отца, матери и какого-то количества детей разного возраста, которая, возможно, охраняется кабардинцами этого огромного селения, насчитывающего около 5 тыс. жителей.
    Из других рассказов Ахметова отметим лишь одну деталь: когда одного подсевшего ночью к очагу “алместы” на рассвете гнали собаки, “он бежал, а руки его болтались ниже его колен”.
    Елена Григорьевна Алексанова (63 лет, русская, жена кабардинца колхозника, с. Псыньшоко) рассказала, что в июне 1959 г. около 11 ч. утра она на своем участке услышала мяукающие звуки и нашла среди кустов картошки сидевшего на корточках ребенка приблизительно 6 – 7-летнего возраста. Все его тело было покрыто черными волосами, волосы на голове были всклокоченные, как бы слегка курчавые, лицо было человеческое, но кожа лица — совершенно черная. Как оказалось, этого “алместенка” гнали по огородам собаки и, видимо, увидав женщину, он искал у нее опасения, пока она ходила за мужем, детеныш скрылся в бурьян позади огорода. Е. Алексанова добавила, что ежегодно в период полевых работ она слышит от кабардинцев и кабардинок о встречах “алместы” то в лесу, то в кукурузе, то в кустарниках. Но, как доверительно сообщила А.А. Машковцеву колхозница Марят Алхасова, в 1957 г. к их соседу на усадьбу регулярно приходил “алместы”, которого тот кормил, однако всячески скрывал это от всех жителей селения и, конечно, ничего не расскажет приезжему.
    Объездчик Гедукинского заповедника Салим Загаштуков рассказал, что в 1946 г., в июле, он оставил в небольшом заброшенном домике на лугу свою мамалыгу и ушел косить траву, а вернувшись застал в домике “алместы” доедавшего мамалыгу, который выскочил и убежал в лес. Тем же летом он вторично встретил этого “алместы” в лесу, но, с тех пор более не встречал.
    Вот что рассказал заведующий свинофермой Нашир Панжоков. В 1958 г. видели “алместы” возле старого свинарника, летом 1959 г. был встречен “алместы” очень высокого роста в Чегемском лесу (на р. Чегем). Тем же летом 1959 г. на горных пастбищах в районе гор Инал и Кинжал в урочище Домбей-Кермен разыгралась трагедия. Два пастуха-коневода увидали как какой-то зверь с пастбища спустился в лесистое ущелье. Один из пастухов побежал с ружьем в том направлении, вскоре раздался страшный крик, на помощь бросился второй с ружьем. Оба не вернулись к табунам. Только через два дня были найдены их страшно изуродованные трупы с оторванными руками и головами; стволы ружей были погнуты. Нашир Панжоков с основанием утверждает, что официально признанный виновником медведь никогда не расправляется так с жертвами. Нашир Панжоков окончил десятилетку, знает зоологию. “Думаю, — говорит он, — что пастухов убил огромный дикий горный человек, что-то вроде гориллы. У нас — добавил он, — кроме совершенно не опасных, безобидных “алместы”, в горах и диких ущельях встречаются еще гориллоподобные страшно свирепые горные дикие люди”.

                                                                                                                                                                 продолжение следует

?

Log in

No account? Create an account