viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

«ПОБЕДА»: ВСЛЕД ЗА ПОЖАРОМ ПРИШЛИ ВАРВАРЫ

   Уничтожен один из барельефов старейшего в Нальчике кинотеатра

   Печальная новость – уничтожен один из четырех барельефов в кинотеатре «Победа». В прошлом году кинотеатр сгорел, но барельефы тем не менее сохранились. Правда, уже во время уборки мусора экскаваторщик ковшом машины практически снес верхнюю кромку одного из них. А в воскресные дни полностью уничтожен еще один.
    Кто это сделал? Несовершеннолетние варвары, упражнявшиеся в метании кирпичей по такой удобной мишени. Что с них взять? Им никто не рассказал, что такое произведение искусства. Они даже представления не имеют, что такое скульптура. Другой вопрос – куда смотрят взрослые, ответственные за культуру. Вот-вот исполнится год, как сгорел кинотеатр «Победа». Что сделано за это время? Потемкинскими методами восстановлен фасад (от него уже отваливаются куски, а рядом с скульптурами танцоров вовсю стремится вверх разнообразная растительность). Внутри же все как было, так и есть: закопченные, разрушающиеся стены, которые поливают обильные дожди; грязь, запустение.


    Никто не может сказать точно, когда начнется настоящее восстановление кинотеатра. Но если дело и дальше пойдет такими темпами, то мы потеряем как сам архитектурный памятник, так и его внутреннее убранство.
Сегодня мы знаем, кто является архитектором кинотеатра, автором скульптур на его аттике, барельефов, украшавших его залы. Эта информация публикуется ниже. Только вот кому она нужна…

   Занимаясь изучением строительства кинотеатра «Победа» (до Великой Отечественной войны он назывался «Октябрьский»), мне удалось выяснить следующее. Автором скульптур на аттике кинотеатра является Михаил Лезвиев, он же Дмитрий Водопьян. Подробно я рассказал о нем в «Газете Юга» за апреля с.г.
В 1936 году Михаил Лезвиев из Москвы направляется на работу в республику (на тот момент область – авт.) Кабардино-Балкария. В городе Нальчике им было получено несколько заказов для Музея народов СССР (в Москве), для музея в г. Ростове. Также им был оформлен кинотеатр «Октябрьский» в Нальчике скульптурной группой «Танцующие кабардинец и кабардинка». Для музея в Москве им были выполнены работы на тему из колхозного быта.
   Состоял в браке с художницей Антониной Ивановой, с которой они вместе выполнили ряд композиций. В частности, ими были выполнены барельефы для кинотеатра и скульптуры, стоявшие с наружной стороны здания кинотеатра.
    Что нам известно о супруге художника? «Иванова Антонина Николаевна (1893–1972) родилась в с. Каргалык Киевской губернии, умерла в Москве.
Из автобиографии (1949, Архив МОСХ, оп, 1, д. 423) известно, что, вернувшись из Петрограда (где ей в 1918 повезло быть экспонентом «Мира искусства») в Киев, преподавала рисование в сельской школе и училась в Украинской Академии искусств у М. Л. Бойчука.
    В 1923 уехала в Москву поступать во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские – авт.), но не была принята. Устроилась в контору «Мосэкуст» (по экспорту кустарно-художественных изделий) расписывать деревянные богородские игрушки.


    За декоративную композицию на Международной выставке в Париже (1925) «получила право на золотую медаль», но была награждена серебряной.
В конце 20-х работала в секторе по изучению народного искусства ГАХН (Государственная академия художественных наук – авт.). Член АРИУ (Ассоциация революционного искусства Украины – творческое объединение художников УССР, созданное в 1925 году – авт.).
    Совместно с супругом М. И. Лезвиевым в 1935 году сделала ансамбль росписей в педагогическом институте Нальчика».
К сожалению, где располагались эти самые росписи точно сказать сложно. На третьем этаже главного корпуса КБГУ имеется оригинальная лепнина, которой, как известно, Михаил Лезвиев и Антонина Иванова также увлекались, Вот что об этом пишет доктор филологических наук Наталья Смирнова в своей книге «Уни Вер Сит и»: «Третья площадка парадной лестницы главного корпуса – сплошное загляденье. Удивляюсь, почему она такая изысканная. Да-да, именно изысканная, будто сбежавшая из богатого дворянского дома: она представляет собой что-то вроде колонного зала, украшенного тонкой лепниной! И цвета – нежно-изумрудный стен, ярко-белый узоров. Какой резкий контраст с отходящими отсюда коридорами: нашим, историко-филологическим, сельскохозяйственным и биофака. Так и хочется в этом зале слушать стихи и музыку… Такой зал был бы хорош и в оконном доме, и в музыкальной школе и, конечно, в театре».
    Эта лепнина, как и барельефы в смотровых залах кинотеатра «Октябрьский», нынешней «Победы» также выполнены супругами. Говорить так нам дает то основание, что мастеров подобного уровня в Кабардино-Балкарии в те годы просто-напросто не было.
    Тогда же, в 1935 году, прошли две персональные выставки Антонины Ивановой в Москве – в клубах им. Зуева и Трехгорной мануфактуры. «Расписанные ею шелковые платки и фарфор, эскизы фресок, темперы и скульптура, словом, все те области творчества, в которых она работала потом 30 лет, обреченная на неподвижность давней прогрессирующей болезнью, – знак поразительной творческой энергии. Из автобиографии: «Сейчас, сидя в постели (не могу встать на ноги), я учу своему опыту всех желающих у меня что-либо узнать в порядке общественной работы».
    Имеется перечень выставок, в которых принимала участие Антонина Иванова; написаны исследования, в которых рассматривается и ее творчество. По Михаилу Лезвиеву такой литературы нет, но сохранился список выставок, в которых он принимал участие. Среди них:
1930. Москва: выставка приобретений государственной комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1928—1929 гг.
1934. Москва: выставка начинающих молодых художников г. Москвы.
Антонина Иванова


?

Log in

No account? Create an account