viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

"ПОБЕДА": ШАГИ К ВОЗВРАЩЕНИЮ?

   В скором времени наконец-то должны приступить к восстановлению кинотеатра "Победа". Произойдет ли это в нынешнем году? Скорее всего нет, но подвижки ожидаются уже в ближайшие месяцы. Поднимаются документы по истории кинотеатра; суммируется техническая документация. Плюсом является то, что она была собрана и подготовлена в момент, когда "Победа" передавалась Госкино РФ.
    Работа предстоит огромная и займет она, вероятно, не год и не два. Хотя, если вспомнить, все строительство в тридцатые годы уложилось практически в год: в 1935-м начали возводить здание, а в 1936-м уже торжественно сдали. Кстати, и восстановлен был кинотеатр также очень оперативно: уже в 1947 году здесь крутили фильмы в рамках всесоюзного кинофестиваля, приуроченного к 30-летию Великого Октября.


    Хотелось бы, чтобы внешний вид "Победы" был воссоздан исторически, в том числе и с восстановлением барельефов (их по два в каждом зале) и скульптур, о которых большинство нальчан и не слышало. Скульптуры эти стояли на специальных постаментах по бокам здания. На одной из публикуемых ниже фотографий одна из них видна. Хочу напомнить, что автором этих барельефов и скульптур был ваятель Михаил Лезвиев (он же Дмитрий Водопьян), его супруга Антонина Иванова, а помогал им будущий знаменитый мастер Леонид Молодоженин, который всему миру известен под именем Лео Мол.
Историю этих людей я уже рассказывал. Но после ее публикации получил письмо, которое и предлагаю вашему вниманию.

   Здравствуйте, многоуважаемый Виктор Николаевич! Хочу поблагодарить Вас за размещённые материалы о Лезвиеве М.В. Удивительно, что в Вашем лице нашёлся человек, которому оказалась не безразлична судьба моего двоюродного деда Дмитрия Алексеевича Водопьяна. Фотографии, которые Вы разместили в публикации, за исключением «Пира в колхозе», были взяты из нашего семейного альбома и отправлены мною на сайт художников «Верхняя Масловка». Материалов о моём деде сохранилось очень мало - это небольшое количество фотографий Дмитрия (Мити, как называла его сестра, моя бабушка, Надежда Водопьян), а также его некоторых работ.
    В своей публикации Вы приходите к абсолютно верным выводам о личности и судьбе Дмитрия Водопьяна (Лезвиева). Я знаю о фактах его биографии со слов моей бабушки – его родной сестры Водопьян Надежды Алексеевны, а также моей матери Водопьяновой Анны Анатольевны. (его племянницы). Хочу внести несколько уточнений в биографию Дмитрия.
1. Данных о том, что его мать - моя прабабушка (она была католической веры) была литовкой – нет. Семья матери происходила из Белорусии. Возможно, и были какие-то польские корни (так мне рассказывала бабушка), но это не точно. Мы с матерью и моим братом в детстве ездили в Берёзу Картузскую к нашим родственникам по фамилии Белевич.
2. Дмитрий окончил Киевскую академию художеств, как и Антонина Иванова он учился у Бойчука.
3. Действительно, по рассказам бабушки, отвоевав в Красной армии четыре года, он должен был уволиться, но был оставлен командиром ещё на четыре года. Произошёл конфликт с командиром. Он, стремясь к творческой работе, не вынес этого и дезертировал. Затем, видимо пытаясь скрыть свою личность, назвался «цыганом» без роду и племени, оказался в Москве и даже сделал какую-то карьеру. Был членом горкома художников, сделал большую выставку, которую посетил Луначарский, одобрил его работы и назначил стипендию.
Вся семья жестоко поплатилась за это дезертирство и сокрытие личности. Были расстреляны три его брата и одна сестра (Константин, Антон, Алик и Софья). Осталась одна сестра Водопьян Надежда Алексеевна, которая проживала в Сухуми. Всё это случилось в городе Гагра, где они построили семейный дом и обработали большой участок земли (как на грех, недалеко от дачи Берия). Возможно, также, что кто-то позарился на эту собственность и написал донос.


4. Насколько я знаю, брат Дмитрия Антон ушёл не к белым, а с какой то бандой, которых было в ту пору много на Украине, то ли к Махно, то ли ещё к кем-то. Долго он там не задержался, так как со слов бабушки, не был политически мотивирован, а просто сбежал от притеснений старшего брата Константина, который был очень требовательный. Антон попал затем в то ли в Германию, то ли в Румынию, где обучился водительскому делу и стал шофёром. Затем, его мать, которая жила уже в Гаграх с другими детьми, написала ему письмо и позвала вернуться к семье. Он пересёк границу, переплыв Днестр (ну это уже однозначно – шпион !) и приехал в Гагру, где вслед за братьями был арестован и расстрелян.
5. Скорее всего путаница в авторстве по воспоминаниям Аталиковых не случайность и не забывчивость. В то время могли уничтожить работы так называемых «врагов народа» и репрессировать заодно и натурщиков. Так что это не забывчивость, а просто страх. Но может, благодаря этому, удалось сохранить эту скульптурную группу!
6. Конечно, и легенда о приёмном сыне-цыганёнке в семье Водопьян – тоже вымысел. Видимо, Дмитрий Водопьян таким образом хотел оградить свою семью от репрессий, говоря, что они не родные ему. Но это ему не удалось.
7. По словам моей бабушки, Митя, после всех событий гражданской войны, взял псевдоним Лезвиев, а имя и отчество как у известного лётчика Водопьянова, то есть Михаил Васильевич. Сам то он был по рождению Водопьян!
8. Семья Водопьян никогда не была антисоветски настроена. Они были выходцы из народа, очень стремились к образованию. Из семерых братьев и сестёр трое были с высшим образованием: Константин-юрист, Дмитрий- художник, Софья- инженер-химик.
Даже после всего случившегося моя бабушка верила, что это были антиленинские происки Сталина и Берии. И что справедливость когда-то восторжествует.Вот такая подлинная история художника Водопьяна Дмитрия и всей семьи Водопьян.
Безусловно, деды мои были патриотами страны и если бы не погибли в годы репрессий, то конечно пошли бы воевать с фашизмом в Великую Отечественную войну. Но погибли от сталинского режима.
На фоне многомиллионных жертв гражданской и Великой отечественной войны судьба одного художника может и ничего не значит, однако судьба страны складывается из этих отдельных судеб и беспамятство ведёт в тот же исторический тупик!
Ещё раз спасибо Вам за Ваш труд по восстановлению справедливости в отношении авторства скульптурной группы «Танцующий кабардинец и кабардинка».

С уважением Михаил Водопьянов-Беруашвили, композитор, член Союза композиторов России, музыкальный редактор издательства «Композитор», гор. Москва.
Мой сайт: http://beruashvili.ru/


?

Log in