viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ВАЯТЕЛЬ, ПОДАРИВШИЙ НАЛЬЧИКУ «ТАНЦУЮЩУЮ ПАРУ»

   Часть четвертая, завершающая
   На фото: Михаил Лезвиев. 1924; М. Лезвиев в Нальчике. 1937; в мастерской по изготовлению барельефов: работы М. Лезвиева: сбор табака, сбор яблок, женщина с кувшином

...8 октября 1937 года, в самый пик сталинских репрессий, его арестовывают вторично. В деле имеется паспорт, воинский билет на имя Лезвиева Михаила Васильевича и собственноручно написанная автобиография. Вот строки из нее. Родился 5 ноября 1895 года в бывшей Гродненской губернии, местечко Березов Гродненского района. Назван беспартийным скульптором-художником. Уже не сирота, его родные проживают в Гаграх. Отец служил стражником и городовым в Житомире. Мать – Магдалина Водопьян, литовка, урожденная Белевич. Есть еще 3 брата и две сестры. Брат Антон ушел вместе с белыми.


    Сам он в 1924 году приехал к сестре в Сочи и там задержался. Потом туда же приехали остальные члены семьи. В 1927 году его призвали в Первую конную дивизию, где в г. Проскуров была саперная школа. В сентябре или октябре 1928 года дезертировал, и долгое время обитал на Брянском вокзале Москвы. Был арестован и назвался Лезвиевым. Сам попросился в корнеплодный совхоз им. Уварова. Снимал жилье в местечке, называемом Троице-Сергиева лавра. В 1930 году встретил Иванову Антонину, знакомую по учебе в Киевской художественной Академии. Рассказал о бедственном своем положении и переехал к ней жить. Она работала на фабрике, где расписывали ткани. В 1933 году в Москве проходила паспортизация, назвался Лезвиевым и получил паспорт. Сходил в Бауманский райвоенкомат, попросил выдать воинский билет, пожаловавшись, что военная служба не даст ему творить. Его пожалели и выдали билет.

   Все. Никаких незаконных деяний скульптор Михаил Лезвиев не совершал, против советской власти не выступал. Просто, видя, как относится эта власть к тем, кого считает своими противниками (родной брат ушел вместе с белыми) и ненадежными (сам дезертировал из армии), решил скрыться от греха подальше под чужой фамилией. Попытка оказалось безнадежной. Левиеву он же Водопьян припомнили все: перед нами не просто противник советской власти, а матерый, затаившийся враг, который, цитируем обвинительное заключение
«с 1924 активно проводил контрагитацию в защиту врагов народа Троцкого, Каменева и др.;
имел связь с братом Антоном, ушедшим с белыми, и скрывал намерение брата нелегально перейти границу СССР с целью шпионажа;
в 1928 дезертировал из РККА и до дня ареста проживал на полулегальном положении под фамилией Лезвиев».
Ни малейшего снисхождения к таким гражданам власть не проявляла: от ареста (8 октября) до вынесения тройкой приговора (19 ноября) прошло 42 дня, а уже на следующий день «скульптор- художник» в 23 часа был расстрелян.


    Реабилитировали его, кстати, среди первых – уж очень абсурдными, не имеющими никакой доказательной базы были предъявляемые обвинения: «Дело по обвинению Водопьяна Дмитрия Алексеевича, он же Лезвиев Михаил Васильевич, 1895 года рождения, работавшего до ареста – 8 октября 1937 года скульптором-художником при педагогическом институте города Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, пересмотрено военным трибуналом Закавказского военного округа 11 апреля 1961 года. Постановление от 19 ноября 1937 года в отношении Водопьян Д. А. он же Лезвиев М. В. отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Водопьян Д. А. он же Лезвиев М. В. посмертно реабилитирован».
     …В статье о скульптурной группе на кинотеатре «Победа», опубликованной в книге «Монументальная скульптура Кабардино-Балкарии», есть такие строчки: «Танцующая искрометный танец пара передает общую атмосферу предвоенного времени, энтузиазм общества, полного надежд на лучшее будущее, наполнявшего души людей неизъяснимой радостью. Оттого от «танцоров» исходит мощная креативная энергия, оказывающая на людей позитивное воздействие. Изящны изгибы линий, передающие отточенные, как с точки зрения хореографии, так и искусства пластики, движения танцоров. Легкость, полетность танца, поэтичность, мелодичность скульптур одухотворяют здание. Длинная, расширяющаяся книзу одежда персонажей монументализирует образы, утяжеляет их, делает устойчивыми, как бы подчеркивая стабильность жизни в стране и республике. В то же время широкие движения артистичных рук танцовщиков, как бы имитирующие воспарение к высотам, свидетельствуют о стремлении советских людей к большим успехам и достижениям. Скульптуры составляют единое целое с архитектурным сооружением и в то же время могут служить самостоятельными выставочными образцами пластики».
Ирония судьбы: ваятель, чьи работы отразили энтузиазм общества, стабильность жизни в республике, стремление советских людей к новым успехам, оказался не только жертвой этого самого строя, но и был им забыт на долгие восемь десятилетий. И если когда-нибудь кинотеатр «Победа» все-таки будет восстановлен после пожара 2016 года (во что очень хочется верить), то на его фасаде надо обязательно установить памятную табличку. А на ней указать имя архитектора (напомним, что кинотеатр был построен по типовому проекту московского зодчего В. П. Калмыкова), скульпторов – М. В. Лезвиева (Д. А. Водопьян) и Л. Г. Молодоженина (Лео Мол). Историческая справедливость должна восторжествовать.
Имя людей, подаривших городу один из его символов, достойно добрых слов и нашей памяти.


?

Log in

No account? Create an account