viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ВАЯТЕЛЬ, ПОДАРИВШИЙ НАЛЬЧИКУ «ТАНЦУЮЩУЮ ПАРУ»

   Часть первая
    Имя этого человека неизвестно никому из ныне живущих нальчан. Более того, вы не найдете его и в документальных источниках – научных исследованиях, архивных материалах; не упоминается носитель его и в воспоминаниях современников. Оно, имя, просто вычеркнуто из истории, хотя с работой этого мастера в той или иной мере знакомы практически все жители Кабардино-Балкарии – скульптурный ансамбль «Танцующая пара, установленный на аттике (аттик – декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом) кинотеатра «Победа», стал одним из символов нашего города, растиражирован великое множество раз. Именно он возникает перед глазами, когда горожане вспоминают о родном, любимом и неповторимом для каждого Нальчике.
    Как же так случилось, что имя автора знаменитой скульптурной группы кануло в небытие, что уже через несколько лет после того, как его герои вознеслись над улицей Кабардинской и всем городом, о нем забыли?
    Это очень печальная, нет – трагическая история, которую мы и поведаем сегодня.



    Но начнем с общепринятого. В книге Ж. М. Аппаевой «Монументальная скульптура Кабардино-Балкарии» (2015) читаем: «Нарядный, праздничный облик столичного кинотеатра «Победа»… (Далее автор уточняет в скобках, что изначально он именовался «Зимним», но это неверно – кинотеатр при открытии получил название «Октябрьский», а «зимним» его называли в обиходе жители, в отличие от летнего, открытого, располагавшегося в те годы на месте нынешнего Танцевального зала) …в 1936 году дополнила замечательная скульптурная группа «Танцующая пара», принадлежащая резцу ваятеля Василенко.

Моделями для нее послужили блистательные танцовщики Кабардино-Балкарского ансамбля песни и пляски Жануся и Аслангери Аталиковы. Установленная на аттике кинотеатра монументально-декоративная композиция заметно усилила образное звучание архитектурного сооружения, сделала его более зрелищным».
Впервые этот текст был напечатан под заголовком «Танцующая пластика» в газете «Кабардино-Балкарская правда» (2011, 2 сентября). Но и в нем никакой иной информации о скульпторе, помимо фамилии, не приводится.
Так кто же такой Василенко, как оказался в Кабардино-Балкарии? Наши поиски человека, причастного к миру искусства и носящего такую фамилию, ни к чему не привели. Получалось, что кроме означенной работы в его творческом багаже ничего не осталось. И такое, конечно, в жизни бывает, но верно ли это утверждение в нашем случае? Ведь та же Ж. М. Аппаева об интересующей нас скульптуре восторженно пишет: «Замысел зодчего передать часть образной и тематической нагрузки на фасадную пластику увенчался успехом. «Танцующая пара» уже издали привлекает к себе внимание, организуя вокруг себя все пространство улицы Кабардинской. Именно скульптурная группа в первую очередь попадает в поле зрения прохожих, она прекрасно «читается» с ближних и дальних расстояний и одинаково эффектно смотрится с любой точки зрения. У нее большая зона эмоционального, эстетического воздействия на зрителя, поскольку скульптор Василенко умело использовал законы восприятия на всем протяжении маршрута, ведущего к кинотеатру».
Но ведь не было такого скульптора Василенко, а если он и был, то никакого отношения к «Танцующей паре» не имеет. Откуда же взялась эта фамилия? Предполагаем, что из воспоминаний Жануси Аталиковой, одной из первых солисток ансамбля «Кабардинка», опубликованных в 2000 году в периодическом издании «Газета Юга» (№ 13): «В 1935 или 1936 году нас с Аслангери, одетых в национальную одежду, возили на линейке в домик в районе Затишья, где мы позировали скульпторам. Их фамилии – Василенко и Молодоженин. Затем фигуры поставили на крышу кинотеатра».


Жануся называет две фамилии. И вторая действительно подразумевает реального человека, причастного к созданию данной скульптурной композиции, который (двадцатилетний нальчанин Леонид Молодоженин) был послан вторым секретарем Кабардино-Балкарского обкома партии М. И. Звонцовым в помощь московскому скульптору (см. «Газету Юга» от 6 апреля с.г.). А вот первая, как мы уже сказали, никаких ассоциаций не вызывает. А следовательно, знаменитая танцовщица ошиблась – ее скорее всего подвела память. Мы говорим об этом с уверенностью, потому что знаем, кто лепил скульптуры с ведущих солистов ансамбля «Кабардинка» в 1935 году. Причем на это имеются не частные воспоминания, а документальные источники.
Имя, отчество и фамилия этого человека (вернее будет сказать – те, под которым он создавал свои произведения) Лезвиев (ударение на первом слоге; от слова лезвие) Михаил Васильевич. А настоящие – Водопьян Дмитрий Алексеевич. Да, это не два разных человека, а один; почему с ним случилась такая трансформация (стоившая, к слову, жизни!) мы и расскажем.
Поиск этот был долгим, непростым, и порой приходило ощущение, что он ни к чему не приведет. Но в какой-то момент, благодаря провидению, все фрагменты человеческой мозаики сложились и судьба большого мастера, волею судьбы оказавшегося в наших краях и нашедшего здесь последний приют, предстала перед нами во всем своем трагическом величии.
…На этого человека мы обратили внимание почти десять лет назад, готовя к печати «Книгу памяти жертв политических репрессий. Кабардино-Балкария. 1920-1941». Редактируя том, обратили внимание, что один участник проходит под двумя фамилиями: Водопьян Дмитрий Алексеевич (он же Лезвиев Михаил Васильевич). Как подобное может быть, поинтересовались у Нины Кафоевой – не просто причастной к сбору материала для мартиролога, а положившей на это свою жизнь. Получили ответ: «Так в деле, а с самим делом ознакомиться не представляется возможным».
Но помимо двойных ФИО, еще одна деталь обращала на себя внимание: профессия репрессированного – «самоучка – художник, скульптор». Единственный случай, когда в указании деятельности одной из более пяти с лишним тысяч жертв государственного политического террора в КБР встретилась такая формулировка.
А вот и вся приводимая информация: «Родился в 1895 г., с. Картуз-Березовка, Гродненской губернии, цыган, из цыган-кочевников, малограмотный, образование низшее, самоучка – художник, скульптор. Жил в г. Нальчике.
Арестован 8 октября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации среди знакомых. Постановлением Тройки НКВД КБАССР от 19 ноября 1937 г. приговорен к ВМН (расстрелу). Расстрелян 20 ноября 1937 г.
Реабилитирован 11 апреля 1961 г. Определением Военного Трибунала Закавказского военного округа. АУД № 3821-П».
Все, другой информации не приводится. Помнится, мы тогда сделали попытки узнать хотя бы что-нибудь об этом человеке, но не нашли абсолютно ничего: в Национальном архиве КБР данные на людей по фамилии Лезвиев или Водопьян отсутствовали. Старейший специалист республики Евгения Сергеевна Тютюнина, отдавшая архивам более тридцати лет жизни, сказала, что ни в одном из документов, с которыми она работала, такие фамилии не встречаются.

Продолжение следует


?

Log in

No account? Create an account