viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

НАЛЬЧАНИН ЛЕО МОЛ – КАНАДСКИЙ СКУЛЬПТОР УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

   Часть первая

   ...Нальчикский парк, носящий ныне название Атажукин сад…
    У каждого из нальчан свои воспоминания о нем, его знаковых объектах. Одним из последних является вход в парк с постаментами, внизу которых расположены львиные гривастые морды. Они – по две с каждой из сторон – вот уже более восьми десятилетий извергают ручейки воды в корытца-бассейны. Помнится, будучи малолетними детьми, мы утоляли жажду, протягивая сложенные лодочкой руки под их вечно раскрытые и, если честно говорить, внушающие неосознанное опасение огромные пасти. И сегодня можно наблюдать, как детские ручонки боязливо тянутся к розовым языкам львов, чтобы напиться воды.




    Удивительное дело: непритязательные львиные морды, а привлекают внимание, волнуют память, будоражат воображение. Все дело в том, что созданы они душой и руками великого мастера, жившего и творившего в тридцатых годах прошлого века в Нальчике – Леонида Григорьевича Молодоженина (1915-2009), более известного под творческим псевдонимом (им стали первые три буквы его имени и фамилии) Лео Мол.

13 мая 1939 года газета «Социалистическая Кабардино-Балкария» сообщила о первой передвижной выставке работ художников республики, на которой было представлено 150 произведений – живопись, рисунок, графика. Среди ее участников названы Л. В. Брюмер, И. В. Балицкий, М. А. Ваннах, Н. Н. Гусаченко, Ф. Д. Козырев, П. И. Рябчиков, Н. А. Смольянинов, Н. З. Трындык и Л. Г. Молодоженин. Спустя два года, 14 мая 1941 года в заметке «Выставка работ художников», опубликованной в той же газете, упоминаются названные выше художники Некоторые из них оставили свой след в искусстве Кабардино-Балкарии, имена других, как и их работы, покрылись пылью забвения. Но один из названных мастеров вписал свою страницу в историю мирового искусства.
Вот какие биографические сведения приводят о нем украинские справочные издания. Родился в 1915 году в местечке Полонное, что на Волыни (Западная Украина), на тот момент Российской империи, в семье Григория и Ольги Молодожениных. С одиннадцати лет помогал отцу, гончару по профессии. В пятнадцать лет уехал в Вену, работал в художественной студии Вильгельма Фрасса, изучил немецкий язык. С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской академии художеств, где его наставником был знаменитый Матвей Манизер. Впоследствии изучал искусство в Берлинской академии искусств Kunst Academie – работал ассистентом скульптора Франца Климша. С 1943 года учился в Королевской академии изящных искусств в Гааге (Голландия). В этом же году связал свою судьбу с немкой Маргарет, в браке с которой прожил более полувека. При советской оккупации супругам удалось выехать в Амстердам, они оказались в лагере для беженцев. В 1948 переехал в Виннипег (Канада), где жил, творил, прославился и умер.
Нальчику в этой краткой биографии места не нашлось, хотя в жизни скульптора он оставил не только и яркий след, а стал переломным в судьбе. Не нашлось же места по той причине, что многое из перечисленного в этой биографии великого скульптора, мягко говоря, неправда.
Последние годы внесли в нее изменения и дополнения. Выяснилось, что во время Первой мировой войны семья Молодожениных была переселена в Сибирь; с 1916 года проживала в Красноярске, где Леонид пошел в школу. Тогда же зародился его интерес к рисованию – в 1928 году на выставке, посвященной 80-летию со дня рождения художника Василия Сурикова, уроженца Красноярска, были представлены три или четыре его рисунка.
Теперь в биографии находится место и Нальчику: «Бежав от голода, семья осела в станице Прохладная Кабардино-Балкарии, в 1929 году поселилась в Нальчике.
О том, почему существовало несколько биографий скульптора и отсутствовало упоминание о Нальчике, где и состоялось его профессиональное становление, мы скажем ниже. А пока обратимся к книге Д. Степовика «Скульптор Лео Мол. Жизнь и творчество», вышедшей в 1995 году на Украине. Данное исследование, не переведенное на русский язык, представляет наиболее полное и правдивое описание биографии скульптора, написанное автором после многочисленных встреч и бесед с ним.
Опустим детские годы, Красноярский период и сразу перейдем к Нальчику. Со слов Леонида, в Кабардино-Балкарии их семья оказалась с помощью знакомых, уже проживавших в Прохладном. Молодоженины приехали в 1929 году, но так как работу (керамическое производство) отец смог найти только в Нальчике, переехали сюда. В Нальчике, в 1930 году Леонид был зачислен в восьмой класс, но не окончил его. Сам он это объясняет так: мол, старшеклассников переводили на фабрично-заводское обучение (ему конкретно было предложено учиться на электротехника) и альтернативного выбора не существовало. Но это не совсем верно. Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), существовавшие с 1940 по 1963 год, были созданы на основе школ ФЗУ, созданных для подготовки квалифицированных рабочих. В одну из таких школ Леонида и записали. Естественно его, человека творческого, это абсолютно не устраивало.
Он бросает учебу и устраивается, как пишет украинский автор, «художником-декоратором во дворец культуры». Здесь как в должности, так и в месте работы сплошное лукавство. Никаких дворцов культуры на тот момент в Нальчике не имелось. Функционировали клубы при профсоюзах, но никаких декораторов им не полагалось. Вероятно, под «дворцом культуры» Леонид Молодоженин подразумевает Ленинский учебный городок (ЛУГ), в штатах которого имелся маляр, а курсанты принимали участие в театральных постановках и концертах художественной самодеятельности, следовательно, им были нужны декорации.
А вот как случилось продолжение учебы. Пришла разнарядка послать в Ленинград на рабфак (рабочий факультет) одного из вузов двух представителей титульных народов, обладающих творческими способностями. Таких на тот момент не нашлось и поехать предложили Леониду. Но приехал Молодоженин поздно – вступительные экзамены уже закончились. Вероятно и здесь в своем рассказе Д. Степовику скульптор не совсем искренен. Имевших направление с мест зачисляли без экзменов, после собеседования, которое Леонид по каким-то причинам не прошел. Скорее всего по причине недостатка знаний, ведь за его плечами была только семилетка.
Узнав о том, что в Ленинграде имеется вечерняя школа-студия, в которой преподают основы художественного творчества, Леонид записывается на отделение скульптуры, которым  руководила Анна Фалендорф, немка по происхождению. Эта встреча стала для будущего знаменитого ваятеля, возможно, главной в жизни. По рекомендации А. Фалендорф его зачисляют в «Школу юных дарований», работавшую при Академии художеств, где вместе с ним учились такие скульпторы, как Лев Кербель, Гавриил Гликман, Михаил Аникушин.
Летом 1934 года Леонид приезжает на каникулы в Нальчик, где по-прежнему проживают его родители, брат Виктор и сестра. Вот как это описывает Д. Степовик: «Он смело отправился в Архитектурное управление города и предложил свои услуги скульптора-декоратора для какой-нибудь новостройки. В Нальчике было много дач и курортов для отдыха партийно-большевистской номенклатуры. Показав свой аттестат, юноша получил заказ на декоративное оформление санатория для ЦК ВКП(б). За летний сезон он так хорошо заработал, что купил родителям домик».
О каком таком санатории рассказывает Леонид не совсем ясно – на тот момент здравниц подобного подчинения в Кабардино-Балкарии не было, Но именно тогда в 1934-1935 годах (напомним, что Леониду не исполнилось и двадцати!) он отливает знаменитые львиные головы, создает ряд скульптурных композиций, которые устанавливают на территории одного из санаториев в Долинске и в том же парке.
Мы уверены, что установленная вначале Липовой аллеи скульптура «Материнство» (другое название «Мать и дитя»), сохранившаяся и поныне несмотря на время (на которое, кстати говоря, пришлись и оккупация, и смена общественного строя), а самое главное неоднократные попытки варваров если не совсем разрушить творение, то хотя бы отколоть кусочек) создана именно Молодожениным. Правда, из белоснежно-белой ныне она, выкрашена согласно чьим-то представлениям о парковом искусстве в бронзовый цвет, но даже это не повлияло на ее художественную ценность. Столь емко и образно оказались в ней воплощены материнские любовь и забота, столь светло и проникновенно передано светлое мироощущение от прихода в жизнь нового человека, что и сегодня скульптурная композиция притягивает взгляд.
Известно, что одна из работ скульптора – «Спортсменка», сохранившаяся в памяти городских старожилов как метательница диска (в ее позе, замахе руки было столько экспрессии и энергии, что, казалось, она вот-вот запустит в небо свой метательный снаряд) долгое время украшала подступы к зданию драматического театра им. А. Шогенцукова, что и поныне располагается в парковой зоне. Чем, спросите вы, было вызвано такое несколько странное соседство? А дело в том, что здание колхозно-совхозного театра (так он назывался в конце тридцатых годов) было возведено на месте, где раньше располагался стадион.
Одним слово, Леонид работал в эти несколько месяцев столь напряженно, что надорвался и практически сразу после приезда в Ленинград вынужден был в силу крайнего истощения возвратиться обратно в Нальчик. Здесь он не только восстановил свои силы, но и сдал в школе экзамены на аттестат зрелости.

Продолжение следует


?

Log in

No account? Create an account